Правильно было бы назвать номинацию «Лучшие визуальные эффекты». Ведь дело в том, что под спецэффектами подразумеваются практические приёмы, используемые непосредственно на съёмочной площадке. А визуальные эффекты – те, что добавляются уже на стадии постпродакшена. И визуальные эффекты дешевеют, их становится всё больше, они привлекают внимание своей зрелищностью, в то время как спецэффекты оказываются всё более нишевыми. Но мы по привычке называем обе категории эффектов в фильмах спецэффектами, уж простите нас. Всё-всё, открываем форточку, а то душно стало.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
«Индиана Джонс и колесо судьбы» нельзя назвать хорошим фильмом, но, слава Ктулху, тут мы всё-таки рассматриваем не хорошие фильмы, а зрелищные. И под это определение пятая часть похождений археолога в шляпе как раз подходит. Здесь хватает взрывов и разнообразных трюков, где очень выручает компьютерная графика, а в финальном акте показан даже грандиозный портал во времени и непривычная для франшизы батальная сцена с высоты птичьего/самолётного/драконьего полёта. Но, конечно, наилучшим достижением мастеров CGI стал молодой Индиана Джонс из пролога ленты.
Винтажный Инди выглядел почти как настоящий – спасибо ностальгии, притупляющей критическое восприятие, – и даже почти заставил поверить, что впереди нас ждёт отличное кино с той самой атмосферой ироничного приключения. За него можно простить многое и даже включить явно запоздалую картину Джеймса Мэнголда в эту номинацию. Возможно, будь в кадре всегда только омоложенный Индиана, фильму бы это пошло только на пользу, но время беспощадно: смотреть на постаревшего Харрисона Форда было больно, а на его попытки бегать и драться – даже стыдно. Так что спасибо, Industrial Light & Magic, за эти несколько минут, возвращающие нас в молодость.
Гарет Эдвардс умеет делать красиво и атмосферно. Своих дебютных «Монстров» он снял с крошечной съёмочной группой и спецэффектами занимался лично. Затем были большие студийные блокбастеры «Годзилла» и «Изгой-один», над которыми работали сотни людей, но понимание и навыки в компьютерной графике у постановщика не пропали. Увы,
«Создатель» не стал новой вершиной в творчестве Эдвардса из-за прямолинейного сценария. Здешний мир действует по странным правилам и его логика вызывает некоторые вопросы, но реализм футуристичной картинки такой, что хочется кричать «Верю!». Пожалуй, это самый «приземлённый» и «экономный» в хорошем смысле слова фантастический фильм года, и заслуга в этом именно правдоподобного видеоряда. Фильм стоимостью 80 миллионов снят на камеру, которая стоит менее 4 тысяч!
Человекоподобные роботы развились до той степени, что стали полностью неотличимы от людей, а чтобы история противостояния людей и машин не выглядела совсем уж театральной, машины по какой-то причине отказались от ушей (которые ничего не стоит сымитировать) и светят в черепах оголёнными деталями. Эффект получается удивительный: ты понимаешь, что это актёрам пририсовали дырки в головах, но воображение упорно рисует тебе картинку искусственных лиц на черепушках андроидов.
Спецэффекты в последних лентах Marvel не пнул только ленивый. Мастера спешат, перерабатывают, выгорают, а многие и вовсе трудятся только ради красивой строчки в портфолио, но просто не успевают качественно обрабатывать бесконечно растущий объём кадров, требующих визуальной доработки.
«Стражи Галактики. Часть 3» оказываются тем счастливым исключением из правил, которое напоминает нам, что руки у ребят в Голливуде всё ещё растут откуда надо, а вовсе не из места, где торчит голова МОДОКа.
Итак, у нас есть говорящее дерево (словарный запас ограничен), саркастичный енот, мимимишные зверята с протезами, уродливые мутанты и ещё целая научная станция из живой плоти. Джеймс Ганн снова сделал искрящийся, зрелищный и яркий фильм, не просто красивый, но и фантастически разнообразный, лишний раз доказав, что хоть чувство юмора у него и специфическое, но в фантазии не откажешь. Возможно, это был последний подарок Marvel от этого постановщика, который теперь возглавляет DC Studios. Ну или что-то типа вызова: попробуйте-ка повторить.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2022 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2021 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2020 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2019 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2018 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2017 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2016 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2015 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2014 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2013 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2012 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2011 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2010 <
> ЛУЧШИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<