Сложно представить более жестокий спор по призёрам почетной в некоторых кругах премии от одного межгалактического журнала, чем спор по анимационным номинантам. Всё просто – можно одинаково любить Тарантино или, например, не любить Нолана. Но одинаково симпатизировать одному и тому же мультфильму нельзя. Это комок тонких ассоциативных цепочек, что запускаются в подкорке зрителя. Кто-то увидит здесь связь с детством и выйдет из зала со счастливым лицом, кто-то наоборот будет вздыхать, что и время, и мультфильмы уже не те. А какие те? Редакция «25-го кадра» после долгих споров всё-таки ответила на этот вопрос.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
У «Клауса» было всё, чтобы стать в 2019-м событием в области анимации. Оригинальная история, чудесная графика, обаятельные персонажи и жёсткая сатира над любимейшим праздником американского народа (естественно после Дня Благодарения и Дня Независимости). Тем удивительнее наблюдать данную ленту в двух шагах от нашего Олимпа. Да и оскаровская коллегия оставила «Клауса» без заветной статуэтки. Совпадение? Зря что ли тут и там начинают мелькать записи по поводу испорченного вкуса оскаровского жюри? Ведь
«Клаус» в отличие от своих коллег по анимационному цеху далёк от конвейерного производства. Что-то абсолютно свежее и новое. И не игнорирование этого факта, равносильно признанию в любви к фастфуду и отказу в наличии номинального вкуса. Вот только подобные теории выглядят красиво исключительно на конспирологическом поле. Стоит подвергнуть мультфильм беспристрастному анализу, и наружу выползет весьма серьёзная проблема. В «Клаусе» начисто отсутствует конфликт. А без этого элемента не существует и истории.
В самом деле, в «Клаусе» весь сюжет держится на попытке главного героя придумать Рождество. Потому что праздник – это письма, а письма – это ощутимое сокращение сроков отбывания наказания на богом забытом острове, где воюют две семьи. Воюют так давно, что сегодня уже никто и не вспомнит, из-за чего начался весь сыр-бор. Кажется, на этом материале можно было бы исполнить неплохую драму, но авторы выбирают в качестве своей целевой аудитории самых маленьких зрителей. А потому все конфликты решаются наиболее простыми и незамысловатыми способами. Из-за этого весьма колоритные по типажу персонажи кажутся плоскими, каждого из них можно описать буквально одной фразой. В качестве новогодней открытки «Клаус» смотрится великолепно, но для того, чтобы оставить после себя какой-то след нужно нечто большее, нежели оригинальная идея.
Как-то так получилось, что в этом году в списке лучших анимационных фильмов два оказались номерными, назло критикам, любящим шипеть о том, что продолжение по определению не может превзойти оригинал, а уж к третьей части серия и подавно скатывается в самоповторы и цитирование своих же наработок. Возможно, здравое зерно в этих рассуждениях есть, вот только это не отменяет тот факт, что любая работа, сделанная с душой, затмит остальные, наплевав на цифры в заголовке. Вряд ли история о драконах задумывалась изначально как трилогия, но зрителям она пришлась по вкусу. И если они просят добавки, почему бы её не дать? Тем более, что история Иккинга растянулась на несколько лет, и в отличие от какого-нибудь «Шрэка», наш герой взрослеет и на своём пути сталкивается с новыми проблемами.
А проблем у нового вождя более чем. Тут и перенаселение, и участившиеся набеги новых охотников на драконов. Для полного комплекта не хватает только одержимого злодея, который бы решился отнять у Иккинга что-нибудь очень дорогое. Например – Беззубика. Ситуацию усложняет влюблённость дракона в Дневную Фурию. Вот только серьёзная драма, замешенная на данных вопросах, которые обязательно предстоит решить нашему герою, разбавлена ударной порцией экшена. С другой стороны, имея в своём распоряжении таких фантастических тварей, кто бы отказался от головокружительного полёта? А уж, какие получились сцены битв – наглядно демонстрирует первая же экшен-вставка, снятая по принципу длинного кадра. Да,
«Как приручить дракона 3» – это головокружительный аттракцион, но аттракцион, наполненный правильными мыслями. Зря, что ли, мы дали ленте в своё время пять звёзд? А подобными оценками разбрасываться не принято.
«История игрушек 4» – идеальный пример того, как авторские нетривиальные мысли могут сочетаться с коммерцией. Раскрученный бренд, провозгласивший начало новой эры в анимации, кажется, по определению уже не может удивлять. Всё, что создатели хотели сказать, они сказали в предыдущих сериях, и каждый «новый» проект должен служить лишь рекламной поддержкой новых игрушек. Или старых игрушек в новых костюмах. Благо кукольный мир предлагает широкие возможности для моделирования интересного мира. Тут вам и переход в миниатюризм с хитроумным и увлекательным обходом препятствии, и игры с механикой игрушечных тел (всё же перед нами настоящие игрушки, у которых может отказать голосовой модуль или отвалиться рука). Наблюдать за всем этим интересно, и уже этого хватило бы для того, чтобы занять место в нашем топе. Но создатели «Истории игрушек» на подобные мелочи не размениваются, а потому щедрой рукой добавили в сюжет психологического драматизма. И этот факт выводит «Историю» на совершенно иной уровень.
Действительно, здесь нет отрицательных персонажей. Даже мотивация Габи-Габи понятна зрителю. Понятна настолько, что вместо страха (а её изначально представляют как главного антагониста ленты), она вызывает симпатию и сочувствие. При этом здесь нет абсолютно положительных персонажей. В том же Вуди можно увидеть патологическую приверженность своим идеям, которые разделяют не все его друзья. Подобные изъяны придают персонажем глубины. Это уже не набор стереотипов, а маленькие живые образы со своими страхами и желаниями. И вот ты уже искренне переживаешь за игрушки, пытаясь понять, кто же из них всё-таки прав. Потому что в этом мире правда у каждого своя. Не лучше и не хуже, просто своя. И эта идея превращает «Историю…» в увлекательное путешествие не только для детей, но и для взрослых.
Константин Большаков
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Клаус
2. История игрушек 4
3. Как приручить дракона 3
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2018 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2017 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2016 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2015 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2014 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2013 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2012 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2011 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2010 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<