Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-100 скандальных фильмов. Часть 4 из 4
Автор: Егор РябцевДата: 24.08.2022 02:53
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Продолжение хит-парада самых непристойных, шокирующих, отталкивающих, спорных и обсуждаемых фильмов в истории. Что расшатывало духовные скрепы в период с 2004-го по 2020 год? Скинхеды, Ким Чен Ын и… Николай II!


Ниже предлагаем ознакомиться с наиболее скандальными и противоречивыми кинолентами в мировой истории. По всем этим фильмам можно проследить эволюцию и мировой культуры: то, что считалось шокирующим контентом в тот момент, в наши дни воспринимается кардинально иначе. Для этой цели все ленты расположены в прямом хронологическом порядке их выхода на экраны.



СТРАСТИ ХРИСТОВЫ (THE PASSION OF THE CHRIST)

2004, США
Режиссёр: Мэл Гибсон
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: антисемитизм

Хит Мэла Гибсона стал в своё время самым кассовым независимым фильмом. Студии не хотели браться за финансирование столь щекотливого материала, как натуралистическая притча о последних часах жизни Иисуса Христа, так что Гибсон самостоятельно выступил дистрибьютером. Ещё до выпуска «Страстей Христовых» в широкий прокат христиане были в бешенстве – слишком кровавым вышел фильм по первым кадрам, тем более, что сценарий часто вольно трактовал Библию. Евреи же назвали ленту антисемитщиной. Глава «Лиги по борьбе с антисемитизмом» в США подливал масла в огонь и требовал фильм запретить. Несмотря на то, что Мэл Гибсон, вроде как, ничего такого не подразумевал, на какое-то время он стал персоной нон грата в Голливуде. А в списке самых скандальных фильмов, составленных журналом Entertainment Weekly, «Страсти Христовы» из-за полемики, которую картина вызвала по всему миру, по праву занимает первое место.



ГОРБАТАЯ ГОРА (BROKEBACK MOUNTAIN)

2005, США
Режиссёр: Энг Ли
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: гомосексуальный роман

Мелодрама рассказывает о двух молодых людях, открывающих гомосексуальные чувства друг к другу. Это был первый массовый фильм о гомосексуальной любви или, по крайней мере, первый широко разрекламированный. Любимчик либеральных СМИ и неожиданный фаворит на «Оскаре», естественно, был обвинён как символ падения нравов. Консервативные организации называли фильм оскорбительным за открытое изображение гомосексуальной любви, а массовые зрители, по большому счёту, не очень понимали сути. Интересно, что некоторые журналисты из изданий для геев (да и просто «рядовые» геи) при этом называли «Горбатую гору» гомофобной и неверно представляющей гомосексуалистов, а сама лента по сей день является притчей во языцех, когда дело касается нетрадиционной ориентации в кино. Особенно пикантные ситуации возникали, когда критиков фильма обвиняли в гомофобии, а затем выяснялось, что эти критики сами геи.



ЛЕДЕНЕЦ (HARD CANDY)

2005, США
Режиссёр: Дэвид Слэйд
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: щекотливое содержание

Первый художественный фильм постановщика Дэвида Слэйда был триллером о женской мести. В то время градус кровожадности общество несколько повысился, так что очередной слэшер был делом времени. «Леденец» повествовал о девочке, которая мучает и пытает мужчину, подозреваемого в растлении. Показывать «Леденца» решились только кинотеатры Лос-Анжелеса и Нью-Йорка, хотя и критики оценили фильм положительно, и на DVD триллер стал хитом, не говоря уже о том, что дал мощный старт карьере Эллен «Эллиот» Пэйдж.



ХОСТЕЛ (HOSTEL)

2005, США
Режиссёр: Элай Рот
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: torture porn как он есть

Элай Рот и Квентин Тарантино, два массовика-затейника, якобы наткнулись на сайт, где за определённую плату предлагают попытать, а затем убить человека. Рот, будучи человеком впечатлительным, решил вокруг этого выстроить целый фильм. А заодно и жанр создал – «пыточное порно». С одной стороны, это прибыльно: здесь минимальные затраты на кинопроизводство, а внимание публики гарантировано. С другой стороны, ну, кому вообще интересен «Хостел»? Даже фан-база, похоже, стыдится объекта своего восхищения: тут просто насилие ради насилия. Пока Роб Зомби как-то там упражнялся в более продуманном формате, Элай Рот сделал то, что критики, да и обычные зрители, назвали «глупым, грубым и тошнотворным». Департамент туризма Словакии резко осудил изображение их родины в этом фильме, а член словацкого парламента Томаш Гальбавы даже хотел подать в суд на создателей киноленты. Солидарны были и украинцы – «Хостел» запретили на Украине в том числе и из-за нелестного изображения Восточной Европы.



БОРАТ (BORAT: CULTURAL LEARNINGS OF AMERICA FOR MAKE BENEFIT GLORIOUS NATION OF KAZAKHSTAN)

2006, США
Режиссёр: Ларри Чарльз
Жанр: комедия
Что пошатнуло духовные скрепы: съёмка людей без разрешения и оскорбительное изображение Казахстана и его жителей

Провокационная комедия про журналиста Бората Сагдиева прежде всего была омрачена выходом в США. Так как Саша Барон Коэн в открытую троллил американцев, а те считали, что перед ними всамделишней то ли казахский, то ли русский недалекий журналист, реакция обывателей была не наигранной. Когда же скетчи смонтировали в фильм, плотину прорвало. Бывало, что одни очевидцы деяний Бората нормально отреагировали на киношников (та еврейская пара, у которой по сюжету остановился Борат, например, посчитали Коэна «милым человеком»), но по большому счету все оскорбились: феминистски или ещё пара участников событий (например, пассажир в метро, владелец автошколы, студенты) подали на Коэна в суд. К ним присоединились и жители деревни румынской Глод, которое было изображено казахским селом. Жёстко осудил «Бората» и европейский центр по борьбе с антицыганством (да, такой есть). Правительство Казахстана же вполне очевидным образом запретило показ фильма. В России также отказали в выдаче прокатного удостоверения, т.е. это был первый раз, когда у нас в стране запретили выход в широкий прокат популярного фильма не порнографического и не жёсткого содержания. В знак солидарности «Бората» запретили в Белоруссии и на Украине. Что, однако, не помешало показать фильм на канале «MTV Россия» в 2009-м. А ещё Памела Андерсон рассталась со своим мужем Кидом Роком после того, как он оскорбительно отозвался об её участии в Борате. Она даже подтвердила это в интервью.



КОД ДА ВИНЧИ (THE DA VINCI CODE)

2006, США
Режиссёр: Рон Ховард
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: сомнительное изображение христиан

Долгожданную экранизацию романа Дэна Брауна поклонники писателя ждали давно. Увы, посвящена она альтернативному толкованию Библии: у Иисуса Христа и Марии Магдалины, согласно версии Дэна Брауна, были дети. Религиозные общества кипели в праведной ярости. Сильнее всего возмущалась группа Opus Dei, ведь в фильме их представили кровавым культом. В странах, где влияние католиков особенно сильное, например, в Италии и Испании, епископат призывал к бойкоту, хотя кассу «Код да Винчи» там всё же собрал. Даже в Москве православные верующие провели молитвенное стояние у кинотеатра на Пушкинской площади, а одиозный протоиерей Димитрий Смирнов призвал прекратить прокат «Кода да Винчи» в России как оскорбляющего религиозные чувства. Ещё и альбиносы обиделись – киллер-церковник как раз по сюжету был бледным и седым!



КЛУБ «SHORTBUS» (SHORTBUS)

2006, США
Режиссер: Джон Кэмерон Митчелл
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: откровенные сексуальные сцены

Сценарист и режиссёр Джон Кэмерон Митчелл выпустил «Клуб “Shortbus”» с заявлением, что в фильме много секса. А секс, как известно, лучшая реклама, так что на Каннском кинофестивале и на Международном кинофестивале в Торонто собрался аншлаг. Зрители называли ленту «самым откровенным фильмом, когда-либо показанным в Каннах». Неоднозначный проект содержал в себе непостановочный секс, оргии, гомосексуализм и прочие радости жизни. Некоторые заклеймили фильм как порнографический, хотя Митчелл осадил народ и сказал, что не ставил цель вызвать сексуальное возбуждение, а секс в нём – двигатель сюжета. Запретили фильм только в Южной Корее (причём в 2009-м запрет сняли), а актрису Сук-Йин Ли, принявшую участие в съёмках фильма, уволили с радио CBC Radio Canada, где она в то время вела радиопередачу. В конечном счете, СВС поняли свою ошибку, извинились и вернули актрису на работу.



ПОТЕРЯННЫЙ РЕЙС (UNITED 93)

2006, США
Режиссёр: Пол Гринграсс
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: изображение теракта 11 сентября как шаблонной катастрофы

Триллер Пола Гринграсса был, должно быть, первым художественным проектом американского кинематографа на тему 11 сентября. Сюжет посвящён истории пассажиров рейса 93 – одного из угнанных самолётов. Причина критики ленты была очень проста: мол, ещё слишком рано, господин Гринграсс, ведь с момента теракта произошло всего 5 лет. Universal также слегка покритиковали за то, что студия использует национальную трагедию как рекламу, но на этом все скандалы и закончились.



ЗАТРАВЛЕННАЯ (HOUNDDOG)

2007, США
Режиссёр: Дебора Кампмейер
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: сцена изнасилования девочки-подростка

Драма Деборы Кампмейер снискала скандальную славу ещё на этапе монтажа фильма. Где-то за полгода до премьеры в прессу просочились слухи, что в фильме будет сцена изнасилования героини Дакоты Фаннинг, который на момент съёмок было двенадцать лет. В СМИ вновь поднялись обсуждения об этичности подобной темы в кино, а кинокритики вспоминали упомянутые в нашей статье «Прелестное дитя» и «Лолиту». Сразу же активизировались всякие общественные организации, защитники прав детей и некая Католическая лига. Родителей Дакоты Фаннинг, а также её актёрского агента, таскали на допросы в ФБР. На кинофестивале «Сандэнс», где состоялась премьера, зрители фильм освистали. Сама Дакота Фаннинг, мудрая не по годам, заявила, что это всего лишь кино и никакую психологическую травму она не получила. Тем не менее, протесты против этого фильма привели к тому, что отныне сценарии всех фильмов, которые снимают в штате Северная Каролина, необходимо согласовывать с властями.



ПОСЛЕДНИЙ СЕНТЯБРЬ (SEPTEMBER DAWN)

2007, США
Режиссёр: Кристофер Кэйн
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: оскорбление мормонов

События, которые вдохновили на создание «Последнего сентября», малоизвестны в мировой истории, но по сей день остаются предметом споров американцев. 11 сентября 1857 года более чем 120 переселенцев из Арканзаса были убиты при нападении на поезд, а виновными объявили мормонов из штата Юта (событие известно как резня в Маунтин-Медоуз). Фильм однозначно обвиняет мормонов, и, естественно, последователи этого религиозного течения оказались оскорблены. Представители мормонов ссылались на исторические факты, что лидер общины Бригам Янг (крайне уважаемая даже современными мормонами личность) не санкционировал нападение. В штате Юта даже прошли беспорядки, но очень умеренные, а закончилось всё тем, что официальные лица из мормонской церкви опубликовали какой-то отчет, в котором попытались по полочкам разложить свою позицию на этот исторический факт. Но всем уже было по большому счёту всё равно.



МУЧЕНИЦЫ (MARTYRS)

2008, Франция
Режиссёр: Паскаль Ложье
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: открытая демонстрация экстремальной жестокости

Спорный фильм, который всплывает в рейтингах различного экстремального или маргинального кино. На момент премьеры его назвали «самым жестоким фильмом, который когда-либо был снят». Во время премьеры на Каннском кинофестивале люди просто покидали кинозал или пытались сорвать показ. Французское министерство культуры публично извинилось за этот фильм. На этом, в общем-то, всё, ведь в здравом уме никто и не думал широко прокатывать «Мучениц», хотя впоследствии лента заполучила и американский ремейк, и определённый статус среди поклонников французского трансгрессивного кино.



АНТИХРИСТ (ANTICHRIST)

2009, Дания
Режиссёр: Ларс фон Триер
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: откровенные и жестокие сцены

Фильмы Ларса фон Триера всегда выходили на грани с провокацией (и этому способствовало эпатажное поведение самого режиссёра). Несмотря на то, общий высокий художественный уровень ленты, массы обвинили «Антихриста» в кровожадности и распространении порнографии. В Каннах зрители отнеслись к кино крайне негативно, а вот критики были по меньшей мере восхищены. Естественно, что такие моменты как кровавая мастурбация и прочие жуткие вещи народ пугают, но для этого нужна смелость: Шарлотта Генсбур вон даже награду получила. Главвред «25-го кадр», кстати, в своё время смалодушничал и «зажал» высший балл для этого фильма, из-за чего «Антихрист» буквально остался вообще без оценки.



РОССИЯ 88

2009, Россия
Режиссёр: Павел Бардин
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: гламуризация скинхедов

Фильм, который в своё время широко обсуждали как по федеральному ТВ (не только на «Пусть говорят», но и на вполне себе респектабельных ток-шоу о кино), так и среди массовых зрителей. История за авторством Павла Бардина (который, вроде как, даже квартиру продал, чтобы эту киноленту доснять) посвящена жизни русских скинхедов, имеющих реальные прототипы. Естественно, этим любопытным сюжетом быстро заинтересовалась прокуратура, однако, из-за бюрократии экстремистским этот фильм признали только в 2016-м. К тому моменту «Россия 88» находилась в свободном доступе на YouTube, где её посмотрел и обсудил даже ленивый. Позже картину исключили из списка экстремистских материалов – как только удалили все изображения нацистской символики. Эксперты Роскомнадзора даже признали содержание фильма антифашистским.



ТРИЛОГИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МНОГОНОЖКА» (THE HUMAN CENTIPEDE)

2009, 2011, 2015, Нидерланды
Режиссёр: Том Сикс
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: экстремальное насилие

Один из наиболее отталкивающих фильмов в истории основан на пытках и напоминает работы Кроненберга. Разумеется, «Человеческая многоножка» снята не всерьёз, но табуированное содержание вызвало как цензуру и прямой запрет показа, так и обсуждения на тему современного киноконтента. Всё происходящее на экране больше напоминало дурной анекдот (к третьей части окончательно одурев), и публика ожидаемо возненавидела фильм. Прокат шел только на DVD. Потом, правда, «Человеческая многоножка» стала объектом пародий и заполучила даже порноверсию, но наверняка непосвящённые зрители больше знают этот фильм по связанным с ним скандалам, чем по его собственной художественной (ха-ха) ценности.



СЕРБСКИЙ ФИЛЬМ (SRPSKI FILM)

2010, Сербия
Режиссёр: Срджан Спасоевич
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: экстремальное насилие, сексуальное насилие, обнажёнка

Фильм, который в здравом уме смотреть не будет никто. По словам Спасоевича, он срежиссировал этот проект, чтобы показать, как правительство издевается над Сербией. Конечно, он, наверное, тот ещё тролль, потому что «Сербский фильм», регулярно всплывающий в топах самого отвратительно кино, содержит в себе неописуемые извращения. В результате перед прокатом во многих странах его сильно резали, а в Испании, Новой Зеландии, Малайзии и Норвегии запретили вовсе. В Бразилии он и вовсе стал первым запрещённым фильмом аж с 1988 года (правда, в 2012 запрет отменили). Зато в Испании на директора фестиваля, где впервые показали «Сербский фильм», вообще подали в суд (позже обвинения были сняты). Творение Спасоевича вызвало обширные и не прекращающиеся по сей день дискуссии о том, что можно показывать в кино, а что не стоит.



ШКОЛА (СЕРИАЛ)

2010, Россия
Режиссёр: Валерия Гай Германика
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: теперь уже русские подростки употребляют алкоголь и занимаются неумелым сексом

Единственный сериал в этой подборке, но точно занимающий своё место – в момент выхода «Школу» не обсуждал только ленивый. Даже те, кто не смотрели сериал, хотели вставить свои пять копеек и поделиться бесценным мнением. Всё довольно просто и известно со времён «Деток» Кларка (см. выше): сериал пытается донести, что дети-то ведут себя уже не как дети. Сначала показ аж на «Первом канале» был принят довольно спокойно и благосклонно, изредка деятели искусства вроде Троицкого, Пучкова и прочих даже хвалили сериал. А затем, когда «Школа» всё же «ушла в народ» и из-за выпусков федеральных новостей, общественность натурально сошла с ума. Бесконечное количество орущих «говорящих голов» можно было заметить на ток-шоу каждого второго канала. Позиций было две: первая – всё-таки был и есть в российских школах очередной круг Ада по Данте; вторая – вы всё врёте! Владимир Путин заявил, что, на его взгляд, сериал поднимает актуальные проблемы, какими бы они, наверное, ни были. А вот правительства Москвы, Пензенской области, Ульяновска, Волгограда, Амурской области, депутаты Госдумы… все они жаждали крови Гай Германики и выступали за запрет, используя знакомые, советские формулировки: «диверсия против детей и молодёжи», «концентрация негатива» и пр. В какой-то момент подключилась Русская Православная церковь, а Патриарх Кирилл даже смог пролоббировать введение в школьную программу основ религиозной культуры, в том числе именно и на волне негативного отношения общества к сериалу. Как итог: треть россиян всё-таки посмотрели «Школу», и её смотрят, видимо, по сей день. Должно быть, это был самое смелое ТВ-шоу для «Первого канала», для Гай Германики «Школа» оказалась magnum opus, и её дальнейшие творения всегда будут обречены на сравнение с сериалом, ну а здешние молодые актёры получили хороший старт для карьеры.



5 ДНЕЙ В АВГУСТЕ (5 DAYS OF WAR)

2011, США
Режиссёр: Ренни Харлин
Жанр: боевик
Что пошатнуло духовные скрепы: русофобия, искажение исторических фактов

Грузинско-российский конфликт 2008-го является хорошим материалом для почвы кинематографа. Кино может быть инструментом политической пропаганды и, очевидно, всегда будут выходить фильмы, выгодные той или иной стороне. Антирусской картиной стала «5 дней в августе», которую, естественно, российские зрители оценили негативно ещё до выхода по одной лишь аннотации («5 дней» обладает запредельно низкими рейтингами на русских сайтах киноманов). Это было добавлено по наитию: в Россию официально фильм не завозили, а первые объективные отзывы появились всё-таки после попадания цифрового релиза в интернет. Так или иначе, русские СМИ наперебой публиковали ироничные или гневные рецензии, не смотрели, но всё равно осуждали, обвиняли режиссёра Ренни Харлина (автора сиквела «Крепкого орешка», между прочим) во всех смертных грехах, Дмитрий «Гоблин» Пучков сделал фотожабу с жующим галстук Энди Гарсией и т.п. Всего через год наши дали ответ проклятым голливудским басурманам «Август. Восьмого», качеством получше, но не менее пропагандистский, только уже с другой стороны (хотя, по крайней мере, тут не было эпатажных сцен с расстрелами свадеб, да и официальным итогам расследования ООН фильм не противоречил – грузины таки атаковали первыми). Что, очевидно, вновь вызвало споры и скандалы, но на этот раз в Грузии.



НЕВИННОСТЬ МУСУЛЬМАН (INNOCENCE OF MUSLIMS)

2012, США
Режиссёр: Накула Басел Накула
Жанр: сатира
Что пошатнуло духовные скрепы: антиисламизм

Фильм-провокация, снятый специально с прицелом оскорбить мусульман. Христианские экстремисты сделали оскорбительное видео, чтобы задеть как мирных мусульман, так и исламских радикалов. Режиссёра, конечно, приговорили к штрафу и тюремному сроку, но скандал был таким громким, что, кажется, весь мир знал название этого фильма. Барак Обама прокомментировал выход этого зрелища, ООН признала «Невинность» оскорбительным для всего мира (!), а в ряде стран на дипломатические миссии в США начались нападения. В Ливии убили посла и нескольких дипломатов, в Афганистане взорвали автобус и заблокировали YouTube. Видеосервис также закрыли в Пакистане и Бангладеше и всё из-за одного лишь трейлера «Невинности мусульман»! В Чечне доступ к YouTube был ограничен до 2016-го, а сейчас этот фильм в России подпадает под экстремистский контент.



ЖИЗНЬ АДЕЛЬ (LA VIE D'ADELE)

2013, Франция
Режиссёр: Абделатиф Кешиш
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: лесбийский секс

«Жизнь Адель» тут же получила максимальный рейтинг, что сказалось на крайне скромном прокате, а ведь это обладатель «Золотой пальмовой ветви»! Высшей награды фестиваля удостоились как режиссёр, так и две ведущие актрисы. Фильм, повествующий об открывающихся чувствах любви одной девушки к другой, стал предметом споров. Серьёзные дискуссии прошли вокруг демонстрации обнажённой натуры. Сами актрисы Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, кстати, также разочаровались в фильме: во-первых, съемки были для них очень трудными, а во-вторых, участие в этом проекте сказалось на имидже актрис – публика действительно сочла их представительницами нетрадиционной ориентации. Ещё бы, ведь «Жизнь Адель» содержит десятиминутную натуралистичную сцену секса, которую, кстати, при прокате во многих странах просто вырезали от греха подальше.



ИНТЕРВЬЮ (THE INTERVIEW)

2014, США
Режиссёры: Сет Роген, Эван Голдберг
Жанр: комедия
Что пошатнуло духовные скрепы: уничижительное изображение Ким Чен Ына

В 2014-м ФБР официально подтвердило, что Северная Корея совершила кибератаки на сервера Sony Pictures. Хакеры таким образом мстили за запланированный прокат комедии «Интервью». Взлом серверов Sony вызвал утечку личных данных сотрудников и официальной переписки руководителей – как минимум это нарушило бизнес-процессы. Власти США отменили прокат искрометной комедии Сета Рогена, прикрывшись безопасностью зрителей: мол, шпионы из Северной Кореи могут что-нибудь учудить в кинотеатрах по приказу Вождя. Критики назвали это шагом к цензуре, продюсеры Sony рвали на себе волосы из-за предполагаемых убытков в 100 миллионов долларов. Но это была небольшая цена за сглаживание международного скандала (к тому же платила её одна-единственная компания). Власти КНДР успокоились, тем более, что за примером США последовали многие страны, а бывший министр культуры России Михаил Швыдкой и МИД резко выступили против выхода в российский прокат безобидной комедии, ссылаясь на давние политические взаимоотношения с братьями-корейцами.



НОМЕР 44 (CHILD 44)

2014, США
Режиссёр: Даниэль Эспиноса
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: антисоветщина

История известная: компания «Централ Партнершип», русский дистрибьютор «Номера 44», должна была выпустить фильм в апреле 2015-го. Мединский и компания, в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной, захотели удостовериться, что в ленте не будет антисоветской пропаганды. Пропаганды в ней, может и не было, зато бывший министр культуры вполне ожидаемо наткнулся на ухабистую «клюкву» и прочие спорные места. В итоге, сославшись на образы представленных в картине советских граждан, фильму не выдали прокатное удостоверение. Вместе с тем показы отменили в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Украине, Узбекистане и Грузии. Режиссёр Эспиноса что-то там заявлял про то, что в России подобными запретами давят свободное творчество, но всем было плевать: «Номер 44» оказался кассовым провалом во всех странах, а отзывы в прессе, прежде всего западной, были разгромными.



МАТИЛЬДА

2017, Россия
Режиссёр: Алексей Учитель
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: оскорбление личности государя-императора

Мы стали свидетелями этой истории: Алексей Учитель решил снять безобидную драму про балерину Матильду Кшесинскую и её интрижку с Николаем II. Даже одно это предложение, не то, что фабуле или аннотация, уже выдаёт что-то похожее на «мыльную оперу». А ещё до выхода фильма в прокат, на этапе пресс-показов, отмечались слабые стороны сценария этой костюмированной мелодрамы. Однако до премьеры, «Матильда» стала не просто объектом споров – это был глобальный инфоповод, охвативший всю Россию. Православные верующие, в частности так называемые «царебожники», фильм осудили. РПЦ назвали «Матильду» «апофеозом пошлости» и… началось. Радикальные религиозные движения и тогда ещё депутат Поклонская рвали и метали, требовали запрета фильма как кощунственного по отношению к личности Николая II, а Учителя просили привлечь к уголовной ответственности за клевету. Члены съёмочной группы получали угрозы, экстремисты поджигали кинотеатры, неравнодушные граждане устанавливали рекламные щиты, на которых были надписи вроде «Ложь Матильды» и прочее. Одни утверждали, что «”Матильда” раскручивается по технологии Майдана», вторые, как это обычно бывает, обвиняли американцев в провокации, а Учителя – в работе на Госдеп… вся страна обсуждала этот фильм – от киноманов и обычных граждан на кухнях до реальных политических дебатов на эту тему между оппозиционерами и сторонниками действующей власти. Какого-то глобального последствия, это, правда, не имело: фильм ожидаемо не запретили и он прошёл в кинотеатрах совершенно незаметно – и выступил бы ещё скромнее, если бы не громкая «реклама» от «запрещальщиков». В итоге «Матильда» забылась как информационный шум, ну а автор данной статьи на волне скандала ходил на сеанс на этот фильм – ну как же, а вдруг действительно покажут гадости про царя?



СМЕРТЬ СТАЛИНА (THE DEATH OF STALIN)

2017, Великобритания
Режиссёр: Армандо Ианнуччи
Жанр: комедия
Что пошатнуло духовные скрепы: антисоветщина

Экранизация одноимённого комикса (который вполне себе без проблем издаётся в России) посвящена щекотливой теме для россиян – личности Иосифа Виссарионыча или, вернее, борьбе за власть над Политбюро после смерти Вождя. В картине задействовано большое количество актёров-звёзд, да и снята она явно с выдумкой. Но что началось когда назначили премьеру в России… Сперва Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение, якобы по просьбе КПРФ и «Партии Великое Отечество». Коммунисты этот фильм называли «спланированной провокацией». После обвинений в цензуре Мединский пообещал разобраться… и разобрался! Изо всех углов полезли униженные и оскорбленные. Среди них: Никита Михалков, сам когда-то макавший Джугашвили лицом в торт (но Ему-то можно, «это другое»), различные депутаты и прочие пресловутые лидеры мнений. Оскорблялись и от образа Сталина, и от образа Хрущёва, и от образа Жукова, и от демонстрации советских символов, и от советского гимна. Иронично, что фразы, употребляемые данными лицами («плевок в лицо», «образчик идеологической борьбы», «внедрение в сознание молодого поколение ложного представления о прошлом», «пасквиль на историю нашей страны»), звучат поразительно похожими на советские штампы из данного фильма. Шумиха вокруг запрета «Смерти Сталина» привела к тому, что некоторые люди в принципе узнали о существовании этого фильма. Далее московский кинотеатр «Пионер», показавший «Смерть Сталина» без прокатного удостоверения, попал на штраф для владельцев кинозала, ТВ-зрители получили очередную порцию орущих «говорящих голов», оппозиционеры и сторонники текущей власти нашли лишний повод поругаться, но самое главное – «Смерть Сталина» возглавила список событий года по версии «25-го кадра».



ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК (THE HOUSE THAT JACK BUILT)

2018, Дания
Режиссёр: Ларс фон Триер
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация жестокости и – как это ни банально – насилия

Не самый кровавый фильм в этом списке, но заметный. Более 100 зрителей покинули зал во время премьеры в Каннах, из-за чего «Дом, который построил Джек» сразу же заполучил дурную славу. Фон Триера снова начали обвинять во всех грехах, поминая ему и восторженность Гитлером, и садизм, и грозили лишения прокатного удостоверения во многих странах. Всё обошлось: несмотря на то, что многие критики называли фильм «экстремальных» и «бескомпромиссным», его нигде особо не запрещали. В России, кстати, ленту показывали даже в кинотеатрах при торговых центрах, а ещё провели модный премьерный показ, который посетили Ксения Собчак, Леонид Парфёнов, Мария Верник и прочий московский бомонд. Видимо, россиян больше способна оскорбить балерина, чем какой-то маньяк-убийца.



МИЛАШКИ (MIGNONNES)

2020, Франция
Режиссёр: Маймуна Дукур
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: сексуализация детей

Хотя Netflix и защищал право на трансляцию этой драмы, законодатели многих стран критиковали «Милашек» за сексуализацию детей-танцовщиц. На полном серьёзе в Твиттере появился хэштег #CancelNetflix (что лишний раз доказывает: можно быть хоть трижды либеральным и подмахивать разным меньшинствам, но от «культуры отмены» страховки нет). Родители, политики, поклонники хорошего кино и даже сторонники теорий заговора призывали удалить фильм, а продюсеров или кого-то там арестовать… потому что в таком случае обязательно надо кого-нибудь арестовать! Даже на постере красуются полураздетые маленькие девочки в двусмысленных позах. Консерваторы назвали фильм пропагандой педофилии, либералы в упор не хотели видеть «социальных комментариев» (если в «Милашках» они вообще были). «Милашки» даже стали инструментом политической борьбы: Дональд Трамп-младший в рамках предвыборной кампании своего отца утверждал, что «Милашек» не удаляют из Netflix, так как демократы оправдывают педофилию.


По итогам обзора этого «хит-парада запрещёнки» видны, так сказать, анти-предпочтения аудитории. Людей всё меньше оскорбляет секс и насилие. Конечно, откровенная обнажёнка даже в эпоху насыщения порноконтентом ещё способна смутить публику, но вот общество, видимо, стало столь кровожадным, что жестокостью с экранов уже никого не удивишь. А оскорбление по признаку расы, религии, ориентации, политических взглядов стало выражено куда сильнее. В любом случае, даже по фильмам из этого списка видно, что иногда это не более, чем двойные стандарты. Интересно, что люди часто оскорбляются и на правду, и на вполне допустимую интерпретацию исторических событий или даже на желания озвучить какие-то темы, которые имеют место, но обществом замалчиваются. Вывод один – запрет фильмов, какими бы оскорбительными или спорными они ни были, или какой бы аморальщиной ни казались (как, недавно, отменённая в России румынская лента «Безумное кино для взрослых»), имеет мало смысла. Та или иная кинокартина всё равно найдет дорогу к своему зрителю, а пляски с бубном вокруг неё лишь способны разжечь дополнительный интерес.


Егор Рябцев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 118 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2022. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio