Продолжение хит-парада самых непристойных, шокирующих, отталкивающих, спорных и обсуждаемых фильмов в истории. Что расшатывало духовные скрепы в период с 1988-го по 2004 год? Фетишизм, оральный секс и… убийство Кеннеди!
Ниже предлагаем ознакомиться с наиболее скандальными и противоречивыми кинолентами в мировой истории. По всем этим фильмам можно проследить эволюцию и мировой культуры: то, что считалось шокирующим контентом в тот момент, в наши дни воспринимается кардинально иначе. Для этой цели все ленты расположены в прямом хронологическом порядке их выхода на экраны.
ЧЕЛОВЕК ЗА СОЛНЦЕМ (HEI TAI YANG 731)
1988, Гонконг
Режиссёр: Моу Тун-Фэй
Жанр: ужасы, военный
Что пошатнуло духовные скрепы: гротескное изображение насилия
Ещё один запрещенный за дело фильм – отвратительный псевдодокументальный проект, который числится во всяких списках вроде наиболее экстремальных кинолент или мемных «айсбергов» запрещённого кино. «Человек за солнцем» посвящён зверствам японской армии во время Второй мировой по отношению к китайским солдатам. Отряд 731 проводит эксперименты на людях и даже одно их описание со странички фильма на «Википедии» заставит сморщиться особо впечатлительных людей. Такая кровавая чушь не прошла незаметной: любому здравомыслящему человеку ясно, что «Человек за солнцем» содержит в себе нулевую образовательную ценность. Японцы, кстати, наиболее сильно оскорбились этим фильмом, причем не из-за насилия, а из-за исторической неточности: даже письма писали, мол, неверно Вы, сенсей Тун-Фэй, всё показываете, не было такого, японцы вообще народ мирный. У Моу Тун-Фэя дела, кстати, шли хорошо, в 1995-м он выпустил ещё один фильм на ту же тему – «Чёрное солнце: Бойня в Нанкине».
ДЖОН Ф. КЕННЕДИ: ВЫСТРЕЛЫ В ДАЛЛАСЕ (JFK)
1991, США
Режиссёр: Оливер Стоун
Жанр: политический триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: теории заговора об убийстве Кеннеди
Оливер Стоун давно ходил по лезвию, а его работа на тему гибели президента Кеннеди представляла собой спекулятивную эпопею. Стоуну стоит отдать должное хотя бы за то, что он перелопатил тонны материала (кинохроники, фотографии и т.п.), но американские патриоты подобной тщательной проработки исторического инцидента не оценили. CBS, The New York Times, Time, The Washington Post и прочие обвиняли Стоуна в искажении фактов, необъективной позиции, переписывании истории и даже откровенной лжи. В ответ Стоун сделал худшее, что мог бы сделать автор фильма в подобной ситуации – дал интервью. Это только усилило критику в статьях: режиссёра называли «человеком скудного образования и ничтожной совести», а Time опубликовал подробные несостыковки в картине Стоуна. Кинокритики же остались вполне довольны и даже номинировали «Выстрелы в Далласе» на «Оскар» за лучший фильм.
АЛАДДИН (ALADDIN)
1992, США
Режиссёры: Рон Клементс, Джон Маскер
Жанр: мультфильм
Что пошатнуло духовные скрепы: увековечение расистских стереотипов, исламофобия и ксенофобия
Никто не ожидал увидеть в этом списке, среди софт порнушки и запредельного насилия, «Аладдина», верно? Между тем, любимый мультфильм нашего детства, вольная экранизация сказок «Тысячи и одной ночи», сопровождался как всегда оскорблёнными мусульманам. Те отмечали прозападную альтернативную вселенную мультфильма; представление Аладдина и Жасмин светлокожими людьми с англиканской культурой и не менее английским акцентом. Взять хотя бы отсутствие у Ала бороды – не, ну это харам! Жасмин, видите ли, ещё и хиджаб не надела, а персонажи в тюрбанах все как на подбор непривлекательные, лысые, с большими носами, и вообще все из себя неотёсанные карикатуры. Кроме того: арабская письменность в «Аладдине» является на самом деле кинематографической условностью, т.е. какой-то тарабарщиной; Джинн в песенке всуе поминает Аллаха; город Аграба имеет больше индийские, а не арабские черты; и, как вишенка на торте, критика нашей обожаемой песни «Ара-а-а-а-абская н-о-о-о-очь». Оказывается, и в ней арабы тоже представлены какими-то варварами.
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ (BASIC INSTINCT)
1992, США
Режиссёр: Пол Верховен
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: непристойные сцены
Триллер Пола Верховена обсуждали не только из-за знаменитой сцены с Шэрон Стоун. Публика была в шоке: тут и откровенные эротические сцены, и ненужная сюжету нагота, и злые лесбиянки. Женские движения называли Пола Верховена женоненавистником, а группы по защите прав геев посчитали ленту гомофобной. Некоторые активисты даже фотографировались на фоне мест, где снимали фильм, с транспарантами с надписями вроде «Голливуд провонял!». Угроза получения максимального возрастного рейтинга привела к тому, что «Основной инстинкт» был перемонтирован дважды: были театральная и режиссёрская версии. Впоследствии на видео, DVD и Blu-Ray издали оба варианта.
ЖИВАЯ МЕРТВЕЧИНА (BRAINDEAD)
1992, Новая Зеландия
Режиссёр: Питер Джексон
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: кровь и расчленёнка
Ещё один проект от будущего автора «Властелина колец». При просмотре «Живой мертвечины» сразу становится ясно, почему же оскорбились люди. Кровища, «мясо» и прочие радости жизни были не единственными вещами, что разозлили публику: одна из сцен снималась на кладбище и на студию подали в суд родственники человека, чьё надгробие попало в кадр. В остальном всё как обычно – в Великобритании фильм сочли кровавым, но не запретили, а просто дали максимальный рейтинг; в Германии выпустили цензурированную версию, а в страны бывшего СССР «Живая мертвечина» попала только на кассетах и сломала психику не одному ребёнку.
ЕЛЕНА В ЯЩИКЕ (BOXING HELENA)
1992, США
Режиссёр: Дженнифер Линч
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: извращённый сюжет
Режиссёрский дебют Дженнифер Дэвидовны Линч был эротическим триллером с провокационным содержанием. Критики, правда, противоречиво и неблагоприятно отмечали работу, сравнивая её с творениями Залмана Кинга и «Психо» Хичкока, а публика, в особенности феминистки, были в бешенстве
(впрочем, для современных феминисток это, кажется, норма, – прим. шовин. ред.). Номинация на лучшего режиссёра на «Сандэнсе» соседствовала с «Золотой малиной». Скандалы начались ещё до (!) съёмок: сперва главную роль должна была исполнить Ким Бейсингер, с ней подписали контракт, но затем, внимательно прочитав сценарий, актриса отказалась, так что вынуждена была выплатить около 8 миллионов долларов неустойки. Конфликт урегулировали в досудебном порядке, но Бейсингер чуть не стала банкротом.
ПРИРОЖДЁННЫЕ УБИЙЦЫ (NATURAL BORN KILLERS)
1994, США
Режиссёр: Оливер Стоун
Жанр: боевик, криминальный фильм
Что пошатнуло духовные скрепы: вдохновил на преступления в реальной жизни
Фильм Оливера Стоуна по сценарию Квентина Тарантино – как много в этих словах! Да, технически уже был фильм на ту же тему («Пустоши»), но Стоуну и Тарантино удалось добиться максимального эффекта – такого, что «Прирождённых убийц» сравнивали с «Заводным апельсином», а главных действующих лиц сделали народными героями. В «Прирождённых убийцах», естественно, много насилия, поэтому их сразу назвали «злыми» и «омерзительными», а чтобы вписаться в рейтинги, Стоуну пришлось перемонтировать фильм и удалить 4 (самые интересные) минуты материала. Как бы то ни было, «Прирождённые убийцы» в дальнейшем вдохновили по меньшей мере восемь инцидентов с перестрелками и убийствами по всему США. Американский кинопрокат свернули, в Великобритании показ фильма отложили до 1995-го, а в других европейских странах ленту демонстрировали в основном в киноклубах.
ДЕТКИ (KIDS)
1995, США
Режиссёр: Ларри Кларк
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: подростки употребляют наркотики и занимаются сексом
Мрачная драма независимого режиссёра Ларри Кларка была не то, чтобы вот прямо нужна, но без неё мировой кинематограф был бы неполным. Реалистичная история, в которой детишки ширяются и трахаются, являлась комментарием на аморальность поколения 1990-х. Возможно, сейчас всё стало только хуже, спасибо «тик-току», но в своё время «Деток» так возненавидели, что Кларка хотели обвинить в распространении порнографии. Режиссёр же в целях защиты вообще выпускал «Деток» без рейтинга и сертификаций – через подставного дистрибьютера Shining Excalibur Pictures. Эту идею ему подсказал тот самый Харви Вайнштейн, который, судя по всему, хорошо заработал на скандальной картине. Продюсеры, правда, не смогли протащить фильм в Великобританию и в другие европейские страны. Ну и ладно: Кларк сделал себя имя, а «Детки» заполучили номинацию на «Золотую пальмовую ветвь».
АВТОКАТАСТРОФА (CRASH)
1996, Канада
Режиссёр: Дэвид Кроненберг
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: экстремальный фетишизм
Холодный триллер Кроненберга с элементами эротики посвящён группке людей, сексуально возбуждающихся от автокатастроф со смертельными исходами. Череда сексуальных сцен наряду с демонстрацией жертв, внезапно, вдохновила в реальной жизни чудаков заниматься сексом в транспортном средстве на высокой скорости. Провокационный фильм привёл и к тому, что зрители бойкотировали кинозалы, а на Каннском кинофестивале «Автокатастрофу» освистали. Это не помешало, однако, киноленте получить особый приз жюри, хотя председатель Фрэнсис Форд Коппола отказался лично вручать приз Кроненбергу. Далее последовали кампании по запрету картины в Великобритании (неравнодушные даже писали королевской семье лично), а прокатчик AMC Entertainment Inc., вторая по величине сеть кинотеатров в США, нанял охранников, чтобы несовершеннолетние не смогли попасть на сеансы.
ЛОЛИТА (LOLITA)
1997, США
Режиссёр: Эдриан Лайн
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: как будто вы сами не знаете!
Вторая экранизация романа Набокова также стала скандальным фильмом: 35 лет спустя после версии Кубрика по картине Эдриана Лайна «проезжались» журналисты. Христианские фундаменталисты обвинили создателей ленты в пропаганде педофилии и аморальности. Даже странно, поскольку в «Лолите» 1997-го нет как таковой женской наготы. Должно быть, сказался дух времени: за год до премьеры произошло громкое убийство шестилетней девочки Джонбенет Рэмси, из-за чего американское общество было на взводе. «Лолита» не вышла в широкий прокат (строго говоря, весь прокат «Лолиты» в США ограничился неделей показов в Лос-Анджелесе, чтобы иметь возможность податься на «Оскар»), Европа кинолентой не заинтересовалась, а далее версия Лайна осела на кабельном телевидении и видеокассетах.
ДОГМА (DOGMA)
1999, США
Режиссёр: Кевин Смит
Жанр: комедия
Что пошатнуло духовные скрепы: вульгарные шутки на тему религии
Четвёртый фильм Кевина Смита был сатирой на тему христианства. Разумеется, это не могло не привлечь к нему негативное внимание: сам Смит получил около 300 тысяч (!!!) писем с угрозами, а некие католические активисты призвали бойкотировать Miramax Pictures. Тем даже пришлось продать права на прокат студии Lionsgate – пускай, мол, они отдуваются. На премьерных показах устраивали акции протеста – сам Кевин Смит, известный любитель потроллить своих оппонентов, даже присутствовал на одной из них, притворившись противником фильма. С другой стороны, это всё были несогласованные действия каких-то излишне рьяных активистов, потому что официального протеста против проката «Догмы» от католической церкви так и не поступило.
ЗЕЛЁНЫЙ СЛОНИК
1999, Россия
Режиссёр: Светлана Баскова
Жанр: ужасы
Что пошатнуло духовные скрепы: копрофагия, насилие
Конечно, больше шутка, чем достойный участник данного хит-парада, хотя бы потому, что широкого проката столь культовая лента не получала никогда. Но в отличие от множества специфических фильмов, например, Японии, из которых можно собрать не один топ-100 шокирующих картин, «Зелёный слоник» стал настоящей легендой в России уже хотя бы потому, что какое-то время занимал первое место в топ-250 КиноПоиска. Демонстрировали «Зелёного слоника» в основном на андеграундных фестивалях и как-то незаметно. Популярность ему принесли бесконечные мемы, когда копия просочилась на YouTube. Кажется, Баскова и компания просто хотели шокировать народ и это им удалось: в интернете фильм стал известен как шок-контент и образчик дурного вкуса. Всерьёз оскорбились только офицеры России: эх, не понравилось им, как смакуют фекалии!
РОМАНС Х (ROMANCE)
1999, Франция
Режиссёр: Катрин Брейя
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: обнажёнка и секс
Сексуально откровенная мелодрама за авторством смелой французской постановщицы Катрин Брея ожидаемо столкнулась с цензурой. Даже сам постер оказался вызывающим. Главной темой картины являлась проблема связи секса с любовью, поэтому на экране был показан всамделишный, непостановочный секс, что шокировало неподготовленный народ, ведь по каким-то причинам в Европе фильм вполне нормально прошёл сертификацию. В США же «Романсу» дали рейтинг R, а в Германии фильм транслировали на эротическом канале глубокой ночью. И, в общем-то, правильно делали.
ЮЖНЫЙ ПАРК: БОЛЬШОЙ, ДЛИННЫЙ, НЕОБРЕЗАННЫЙ
(SOUTH PARK: BIGGER LONGER & UNCUT)
1999, США
Режиссёры: Трей Паркер и Мэтт Стоун
Жанр: мультфильм
Что пошатнуло духовные скрепы: тут нужны комментарии?
К 1999 году «Южный парк» стал больше феноменом, чем мультсериалом. Настало время полного метра, но, к счастью, Паркер и Стоун не отнеслись к этому проекту слишком серьёзно и знатно потроллили свою аудиторию: взять хотя бы заголовок! Вульгарный фильм высмеивал всё, что только можно, а также в открытую издевался над несовершенством прокатной системы США: если, мол, в фильме 400 нецензурных слов, то это сразу же означает самый жёсткий рейтинг и запрет на прокат в большинстве кинотеатров. Паркер и Стоун использовали ровно 399 нецензурных выражений! Ладно, остальное и так понятно: расовые шутки, этнические оскорбления, кощунственные ссылки на Бога (и Сатану), юмор «ниже пояса» и пр. Реакция публики на это зрелище ясна – пока одни называли это воплощением дурного вкуса, другие более философски относились к изначально провокационному материалу, ну а русские школьники вовсю угорали с песенок о «Дяде*бе» в переводе Дмитрия Пучкова.
СТИГМАТЫ (STIGMATA)
1999, США
Режиссёр: Руперт Уэйнрайт
Жанр: мистический триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: выставление католической церкви в дурном свете
Предсказуемый триллер на грани с фильмом ужасов был создан в эпоху кратковременного интереса к теме паранормальных ужастиков. Само собой, что наиболее заметным элементом «Стигматов» оказался саундтрек от Smashing Pumpkins, однако, из-за смелой критики католической церкви фильм был обвинен в антиклерикальной пропаганде, а члены съёмочной группы, как это водится, получали письма с угрозами. Ох уж эта религиозная терпимость и смирение!
ТРАХНИ МЕНЯ (BAISE-MOI)
2000, Франция
Режиссёр: Виржини Депант, Корали
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: насилие и секс
Дерзкий и скандальный французский арт-хаус о женском гневе был назван хардкорной версией «Прирождённых убийц» (см. выше). Уже само название вызывало споры и протесты. Французские разгневанные массы, даром что либералы, выступали даже не за запрет, а так, по мелочи, лишь за ограничение проката. В итоге власти перестраховались и запретили фильм вовсе, сославшись на демонстрацию непостановочного секса, т.е. в открытую назвали фильм порнографией, а министр культуры извинилась перед нацией. В Канаде «Трахни меня» также запретили. В Великобритании фильм разрешили демонстрировать только в секс-кинотеатрах. В Болгарии же был забавный инцидент: в то время в стране остро стояла проблема «воспитания молодежи», так что ради журналистского эксперимента двух 14-летних подростков отправили на этот фильм. Они даже купили билеты, вошли в кинозал (правда вышли после вступительных титров). Потом болгарские СМИ раздули эту историю в репортажах на телевидении, что привело к более тщательному контролю властей за контентом.
РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ (REQUIEM FOR A DREAM)
2000, США
Режиссёр: Даррен Аронофски
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: демонстрация наркомании и секса
Эффектная драма от Аронофски была высказыванием против употребления наркотиков, хотя массовые зрители, наоборот, заметили здесь гламуризацию подобного образа жизни. Самой противоречивой сценой, которая и вызвала массовое негодование и желание запретить этот фильм (по крайней мере в США), был момент оргии, в которой приняла участие героиня Дженнифер Коннелли. Из-за этого сегмента «Реквием по мечте» получил максимальный рейтинг. Аронофски пытался обжаловать это решение, но не вышло: в прокатном варианте эту сцену вырезали. Потом, конечно, на видеокассетах и DVD вышла полная версия.
НЕОБРАТИМОСТЬ (IRREVERSIBLE)
2002, Франция
Режиссёр: Гаспар Ноэ
Жанр: триллер
Что пошатнуло духовные скрепы: сцена изнасилования
Жестокий фильм французского режиссёра-провокатора Гаспара Ноэ о мести был нелинейным и демонстрировался в обратном хронологическом порядке. Одной из финальных сцен была девятиминутная сцена изнасилования героини Моники Беллуччи – смотреть на неё действительно неприятно (а ещё горше становилось от финала, в котором понимаешь, что буквально за несколько часов до надругательства женщина узнала, что беременна). Реакция аудитории ожидаема: зрители покидали и залы Каннского кинофестиваля, и обычные кинотеатры. Говорят, кто-то даже падал без чувств и тут на помощь приходили медики.
КЕН ПАРК (KEN PARK)
2002, США
Режиссёр: Ларри Кларк
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: подростки вновь употребляют наркотики и занимаются ещё более разнузданным сексом
Ещё один неоднозначный фильм от Ларри Кларка. В этот раз его обвинили в эксплуатации молодых людей и съёмках непостановочного секса. Ах, как будто вы сисек-писек не видели! «Кена Парка» запретили в Великобритании, а в США фильм получил очень ограниченный прокат. В Сиднее на фестивале вообще произошла оказия: на премьеру пришли полицейские и всех разогнали. Стоило ли оно того? Вряд ли. Высот «Деток» Кларк не достиг и не достигнет.
СЁСТРЫ МАГДАЛИНЫ (THE MAGDALENE SISTERS)
2002, Ирландия, Великобритания
Режиссёр: Питер Муллан
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: порочное изображение католических приютов
Суровая драма была осуждена католиками – и не за обнаженку, которой здесь достаточно, а за неверное изображение жизни в католическом приюте. Далее общественность разделилась: бывшие воспитанницы подобных женских приютов утверждали, что в реальности всё куда хуже, а историки авторитетно заявляли, что фильм является преувеличением. Так или иначе, опять же, даже Римская католическая церковь в Ирландии официально не призывала этот фильм к запрету, что позволяет сделать определённые выводы.
БУРЫЙ КРОЛИК (THE BROWN BUNNY)
2003, США
Режиссёр: Винсент Галло
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: сцена орального секса
Независимый экспериментальный арт-хаус от тщеславного и самовлюблённого Винсента Галло бросал вызов публике: лента была снята на грани между эротикой и откровенной порнографией. Больше всего публику возмутила сцена орального секса крупным планом в финале картины. В Каннах фильм возненавидели, а жюри даже признали, что это – худший фильм в истории фестиваля. Галло и критик Роджер Эберт вступили в перепалку после премьеры. Эберт жёстко раскритиковал фильм, Галло в ответ «наложил проклятие на толстую кишку» журналиста, а критик заявил, что по крайней мере видео с колоноскопии будет посмотреть интереснее, чем «Бурого кролика». Потом, чтобы попасть в прокат, Галло пришлось вырезать примерно 26 минут материала, и картина со скрипом получила прокатное удостоверение. В финале, кстати, победила дружба, а Эберт и Галло всё таки помирились.
МЕЧТАТЕЛИ (THE DREAMERS)
2003, Италия
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: инцест, табу, эротические образы
Список скандальных лент был бы неполным без «Мечтателей» – драмы Бернардо Бертолуччи о сексуальной близости и открытии новых граней любви. Арт-хаус включал в себя серию полуинцестуальных образов, откровенные сцены, большое количество импровизаций и, конечно же, обнажённую Еву Грин
(она вообще хоть в одном фильме остаётся одетой? – прим. ред.). Fox выпустили откорректированную версию для ограниченного проката в США с рейтингом NC-17. Несмотря на это, мнение аудитории разделилось. Одни находили «Мечтателей» слащавыми, другие обзывали мягкой порнографией. Как бы то ни было, по сей день «Мечтатели» являются фильмом, демонстрирующим тех самых «чувственных мальчиков». Если вы познакомились с милой девушкой и хотите поразить её своими познаниями в кино, обязательно упомяните «Мечтателей», ведь это произведёт неизгладимое, причём положительное впечатление
(но куда перспективнее узнать о её любви к Тарантино или «Звёздным войнам», поверьте, – прим. ред.).
ФАРЕНГЕЙТ 9/11 (FAHRENHEIT 9/11)
2004, США
Режиссёр: Майкл Мур
Жанр: документальный
Что пошатнуло духовные скрепы: антибушевская пропаганда
Спорный документальный проект Майкла Мура о войне в Ираке позиционировался как обвинение Джорджа Буша и его администрации в связях с Усамой бен Ладеном. Это, кстати, дало почву насчет теорий заговора про теракт 11 сентября. Майкла Мура обвинили в антиамериканской пропаганде, манипуляции общественным мнением, искажении фактов, а сторонники президента Буша требовали фильм запретить. В итоге ряд кинотеатров действительно не захотел показывать «Фаренгейт», компания Miramax также отказалась распространять фильм (на что Мур обвинил прокатчика в самоцензуре), однако, оба факта лишь поспособствовали успеху документалки – реклама получилась что надо. «Фаренгейт» побил рекорды по сборам для документального фильма в США.
ДОКТОР КИНСИ (KINSEY)
2004, США
Режиссёр: Билл Кондон
Жанр: драма
Что пошатнуло духовные скрепы: пропаганда сексуальной свободы
Биографический фильм, посвящённый жизни сексолога доктора Кинси, был ожидаемо обвинён в аморальности. Сексуальная революция – тема сложная, а уж тем более, если байопик основан на новаторской работе о сексуальном поведении, надо быть готовым, что киноленту обвинят в пропаганде гомосексуализма и прочих пошлостей. Обеспокоенные американские граждане называли «Доктора Кинси» поощрением педофилии (!) и посягательством на христианские ценности. Более вменяемые люди всё равно заявляли, что этим фильмом Голливуд нормализовывает извращения и продвигает прогомосексуальные взгляды (сейчас бы за это лишь дали «Оскар»). Телеканалы Нью-Йорка, кстати, от греха подальше отказались от рекламы и анонсов «Кинси». При этом фильм не запретили и никак не ограничили прокат: даже в России «Кинси» вполне легально можно было купить на DVD.
9 ПЕСЕН (9 SONGS)
2004, Великобритания
Режиссёр: Майкл Уинтерботтом
Жанр: мелодрама
Что пошатнуло духовные скрепы: непостановочные сексуальные сцены
История любви одной пары через девять постельных сцен – экспериментальный фильм британского режиссёра Майкла Уинтерботтома, который сразу был выпущен без рейтинга и без широкого проката. Натуралистический фильм на грани с порнографией поднял у озадаченных масс всего один вопрос: где заканчивается глупое порно и начинается искусство? Сцены, включающие в себя различные формы половых актов и демонстрацию гениталий крупным планом, были публикой не поняты. Его даже назвали самым откровенным мейнстримным фильмом в истории. Интересно, что к моменту премьеры «9 песен», общество, кажется, смирилось – особо фильм не запрещали (в Германии вообще показывали на платных ночных каналах с эротикой), а в России издали на DVD с озорным лейблом «+17».
Егор Рябцев