Как правило, за юмор в российском прокате отвечают либо выходцы из цехов КВН и Comedy Club, либо молодёжные американские комедии. Иногда на экраны яркими точками прорывается что-то нетипичное, но такое случается не часто и считается исключением. В этом году расклад такой: комикс-блокбастер, лента Вуди Аллена, комедия с Адамом Сэндлером, смешной детектив, ироничный фильм Дэнни Бойла и ромком, высмеивающий штампы ромкома.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
Под грустно-безумный смех Джокера номинацию комедий открывает очередная комикс-экранизация с названием, напоминающим русскому уху атмосферу сказок Али-Бабы, но почему-то в мизансцене миров Супермена. На самом деле лента бывшего хоррор-мейкера Дэвида Сандберга (памятного по приквелу «Проклятия Анабель») о похождениях юного супергероя в плаще и колготках отсылает к социальным подтекстам 60-х. К проблемам молодёжного движения и грёзам революционного десятилетия, когда закомплексованный подросток-ботаник вполне мог не только сбежать с контрольной, но и спасти мир (а заодно – о чудо! – найти себе девушку). Или – для особо отчаявшихся, выросших, но не повзрослевших тинейджеров выступить в роли его же – этого мира – разрушителя.
«Шазам!» представляет нам оба варианта в противостоянии хулиганистого и жизнелюбивого подростка Билли Бэтсона и даже вызывающего некоторое сочувствие злодея-изгоя Таддеуса Сивана. Зрителям же остаётся вспомнить собственное взросление и легко посмеяться над надеждами и комплексами былых времен. Главный успех фильма именно в его простоте и жизнелюбивом юморе. Фильм от DC ни на что особо не претендует, но при этом прекрасно развлекает в лучших традициях Marvel, а основные комические ситуацию возникают в момент самоопределения главного героя – поиска предела своих сил и, конечно, диссонанса от внешности здорового мужика и поведения пацана.
Что будет, если режиссёр Райан Джонсон, испаскудивший (зачёркнуто) снявший «Последних джедаев» возьмётся за детектив с нынешним Бондом в главной роли? Бред в духе «Петли времени»? Возможно, но что, если сценарий будет писать сам режиссёр, как в дебютном «Кирпиче»? Эм, малобюджетный детектив с претензией на драму? Возможно, так бы оно и было. Но на бюджет
«Достать ножи» можно снять восемь «Кирпичей». Так что, на выходе мы получили добротный детектив с нуарным «лицом», но цветной картинкой, по чьему сюжету, богатого главу семейства обнаруживают мёртвым аккурат после его 85-летия, а подозреваемым может быть каждый из сынков, да и из дочерей, если быть честным, тоже. И вроде интрига в духе «Восточного экспресса» налицо, но нет. Она сознательно рушится к середине, когда убийца становится известен. А потом оказывается, что убийца вовсе не убийца, а потом, что он-таки убийца. А может быть, и нет… Словом, «Достать ножи» тасует фактами как образцовый неонуар. И интрига держится до последнего так, как некогда держали расследования Пуаро, только с поправкой на время и юмор.
Это не «Шазам!» с его прямолинейными шутками, которые заходят без напряга. Но и ситуация с «Достать ножи» иная. Кинолента прежде всего детектив. А детектив – не тот жанр, во время которого можно хрумкать чипсами, целоваться с любимой или мыть посуду за нелюбимой. Вернее, это всё можно делать, но на то, чтобы понимать при этом происходящее, можно не рассчитывать. А юмор, как и сюжетные интриги, требуют к себе внимания не меньше. Но если вникать в то, что показывает фильм, то тяжело упустить из виду великовозрастных детей, которые за всю жизнь научились только клянчить деньги у отца. Или что оставшаяся в живых мать умершего так стара, что никто не знает, сколько ей в действительности лет. Это тонкая грань, и порой может показаться, что юмор в «Достать ножи» иллюзорен. Но правда в том, что он как всем известный суслик. Его можно не видеть, но он есть. И это прекрасно дополняет интригу и сюжет. Ведь развязка с убийцей виновника торжества не так банальна, как может показаться на первый взгляд.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-itogi_2019_comedy_9_r.jpg)
«Yesterday» являет тот редкий сплав фильма, который вроде эксплуатирует образ группы, которую по слухам верующих музыкантов нельзя поминать всуе, но делает это максимально аккуратно. Настолько, что сами The Beatles в фильме и не сыграют. И это даже не ода ливерпульской четвёрке, это мир, где самой группы никогда не было. В таком мире оказывается наш герой – посредственный музыкант, который мечтает о большой славе. Но что делать, если эта слава сама приходит и стучится в дверь? Что будет, если в мире, который не знает о сигаретах и «Кока Коле» сказать, что ты чувствуешь себя как Гарри Поттер, о котором, чёрт побери, так же никто не знает? Или, когда хочешь пожаловаться о грёзах по славе The Beatles, внезапно вскроется грубая правда, что никаких «Жуков» в этом мире отродясь и не было? Что тогда? Вот на такие вопросы «Yesterday» и подскажет (а с учетом стилистики и споёт) свои ответы.
В новом фильме Дэнни Бойла есть место и любви, и превратностям славы, и даже проблемам с совестью, которая начнёт мучить любого порядочного человека, отдающему себе отчёт, что слава от песен должна принадлежать не ему. В этих порой смешных, порой чудовищно жизненных обстоятельствах главному герою придётся искать понимание о том, кто он такой и кем он может стать. И нужно ли это ему? Может, это и не так смешно, но жизнь в целом штука со специфичным юмором и «Yesterday» крайне усердно старается это передать.
Ярик Ленциус,
Сергей Фоменко
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2018 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2017 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2016 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2015 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2014 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2013 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2012 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2011 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2010 <
> ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<