Почти самая важная номинация в нашем длинном списке, потому что здесь мы выбираем просто самые лучшие фильмы, без скидок на жанры. Единственный ограничитель – Россия в графе «производство». Для кого-то уже этого достаточно, чтобы презрительно сморщиться и назвать номинацию убогой, но мы уверены, что такие недалёкие зрители даже не смогли бы найти в рунете наш сайт, чтобы прочесть эти строки. Потому что уж пару-тройку качественных картин на родине матрёшек точно снимают даже в самый неурожайный год.
ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ:
ЛЕТО
3 МЕСТО:
Здесь всё как у классиков литературы – страдает либо герой, либо зритель. Кто рос в застойные 70-е среди зайчиков на поле и под уютным пионерским солнцем, тот страдает от безысходной серости показанного в фильме Ленинграда. Кто знаком с биографией Сергея Довлатова и его публикационными сложностями в СССР, тот поймет страдания и скитания героя в блестящем исполнении серба Милана Марича.
Герман-младший в «Довлатове» абсолютно по-взрослому показал, каково это быть писателем с амбициями, но не в том месте и не в то время. Экранный Довлатов умело балансирует на компромиссе между Довлатовым-реальным и Довлатовым-лирическим героем. Впрочем, ожидать от «Довлатова» революций и побед не приходится, здесь другая жизнь. И серый ноябрьский Ленинград в фильме, как и общество Бродского, подчёркивают, что впереди эта самая жизнь готовит немало перемен. Тут нет и сотой доли ироничности, которой славилась проза писателя – только разбитые мечты и глубокий кризис среднего возраста.
Однако главная прелесть фильма в его целостности. Брежневский застой, забивающий камнями любое отклонение от партийности в творческом андеграунде, передан в киноленте на удивление убедительно. Настолько, что даже если жить в то время не довелось, то прочувствовать и поверить в правдоподобность туманного города на Неве начала 70-х труда не составит.
2 МЕСТО:
Недавний успех «Аритмии» сделал имя Натальи Мещаниновой широко известным, хотя её путь в кино начинался ещё со сценария «Школы» Гай-Германики. Но уже тогда появились те черты мастерства сценариста и будущего режиссёра, которые за прошедшие годы только заострились. Это установки на текучесть и медитативность действия, которые при непримечательности (а порой и не вербализации) происходящего не отпускают зрителя до самого конца киноповествования. Всё это характерно и для «Сердца мира» – притчи о том, что в сердце мира любовь неотделима от насилия (но не жестокости), однако, и то и другое гармонично уживаются в круговороте природы.
Путь к принятию этого проходит главный герой Егор, и этот путь для него оборачивается открытием сути вещей, своеобразным откровением, которое по плечу далеко не всякому. И столкновение с которым легко оборачивается падением и помешательством (к счастью, не для главного героя). Пронзительная и удивительно хрупкая картина, в которой переоткрытие толстовских истин происходит в мизансцене, сходной с тургеневскими «Записками охотника». Одним словом, кино, сопричастное классике и которое не может не стать классикой в будущем. Приятно, что путь к этому утверждению оно начнёт, в том числе, и в нашей номинации.
1 МЕСТО:
Из застойных 70-х «Довлатова» и туманных 10-х «Сердца мира» нырнём в доперестроечное «Лето» 80-х и внесём некоторую ясность. Фильм «Лето» к Виктору Цою имеет такое же отношение, как и к лету – времени года. То есть, лето есть и лето было в 1981 году, когда Виктор Цой был ещё не «Кино», а просто Витей. И кинолента Кирилла Серебренникова посвящена прежде всего любовному треугольнику, в который переросло знакомство легендарного исполнителя с Майком Науменко и его женой Натальей. Ортодоксальным фанатам, выросшим на фильмах «Асса», «Игла» и «Последний герой», будет тяжело принять сюжет о том, чего в сущности не было. Вот Борис Гребенщиков, например, не принял. Не принял его и первый гитарист группы «Кино» Алексей Рыбин. Но прежде чем закидывать «25-й кадр» тухлыми помидорами, напомним что жанр «Лета» далёк от документалистики и если отбросить предрассудки, то выяснится, что режиссёр дипломатически удовлетворил всех, поведав и мифическую историю о любви, и о дружбе двух знаковых фигур не позабыл, а завершил и вовсе исторически достоверным знакомством Виктора с Марьяной. А кто не поверил сказанному, тому музыкальные номера с невидимым персонажем Скептиком скажут, что это всё так, сказки в духе «Ла-Ла Ленда».
Но и не этим запоминается фильм «Лето». Серебренников, пускай по убеждению Гребенщикова и не уловил суть «роковых» 80-х, создал атмосферу времени, которое отлично понятно именно нашему, отечественному зрителю. Фактически «Лето»-киноэкранное как и лето-настоящее являет собой сплетение ожиданий от солнечных дней с явью, которая зачастую далека от грёз. Может, это не лучший байопик, но однозначно лучший фильм-атмосфера. Атмосфера времени, когда «больше надежд нету, скоро кончится лето».
Ярик Ленциус,
Сергей Фоменко
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2017 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2016 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2015 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2014 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2013 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2012 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2011 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2010 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
|
Комментарии:
Пока комментариев нет
|
|