ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ
Да, так бывает. Бывает, что сценарист ну никак не может найти для сценария собственную идею. И тогда он хватает с полки книгу (хоть какую-нибудь), чтобы создать сюжет на ее основе. А некоторые из творцов даже ухитряются экранизированную книгу предварительно прочитать. Такая работа и называется адаптацией, и мы посвящаем ей отдельную рубрику. Потому что именно благодаря адаптации некоторые из наших зрителей узнают, что в этом мире помимо фильмов есть еще и книги. Спасибо сценаристам, и пусть они получат за это заслуженную награду.
ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ:
ЛИНКЛЕЙТЕР, ДЕЛЬПИ, ХОУК, КРИЗАН (ПЕРЕД ПОЛУНОЧЬЮ)
3 МЕСТО:
Автобиография Соломона Нортапа раньше была не очень известна в России, потому что и в его родной Америке она не очень известна. Но вот однажды эта увесистая книжка попалась на глаза режиссеру Стиву МакКуину. И в результате кропотливой работы он превратил тяжеловесный том в утонченную драму о судьбе свободного черного парня, которого вопреки всякой справедливости сделали несвободным. Для Америки тема рабства всегда будет актуальна и породит еще немало фильмов. Но адаптация истории Нортапа уникальна как попытка взглянуть на эту проблему глазами человека, познавшего и рабство, и цену свободы. Ну а для всевозможных расистов эта история послужит хорошим предостережением. Будьте аккуратнее. А то кто-нибудь из них однажды напишет такую книгу, которая станет всемирно известной, и вашим детям и внукам придется читать ее в школе или смотреть в экранизации.
2 МЕСТО:
В основу этой адаптации, как и в предыдущем случае, легла автобиография. На сей раз речь идет о капитане Ричарде Филлипсе, как-то пережившем не самую дружескую встречу с морскими пиратами, выстоявшем после этой встречи благодаря чувству долга и написавшем об этом книгу «Мой долг». Том Хэнкс, готовясь к роли и не довольствуясь одной только книгой, лично общался с капитаном Филипсом, рассказавшим ему о печальных событиях трехлетней давности. Успех же этой адаптации, как и «12 лет рабства» лишний раз доказывает, что сейчас в моде не вымышленные истории, а подлинные драматическое переживания реальных личностей. Но мы все-таки ставим историю «Капитана Филипса» выше истории «12 лет рабства». И не потому, что предыдущий герой – черный (если кто-то так подумает), а потому что в фильме Гринграсса речь идет о совсем недавних событиях, и работа по адаптации такой истории для экрана обретает несравнимо более мучительную остроту (тем более у нас в России негров можно по пальцам пересчитать, никто их не притеснял, а вот голодающие сомалийцы сойдут за понятный собирательный образ). Поэтому аплодируем фильму и уже ждем книгу Филлипса на прилавках наших магазинов.
1 МЕСТО:
Завершение трилогии (хотя кто даст гарантии, что через 9 лет она не превратится в тетралогию?) Линклейтера вполне оправдало наши ожидания и заслужило победу в этой номинации. Все его фильмы – это в определенном смысле и литературные произведения. Диалоги и характеры героев, запечатленные на пленке, вполне могли бы быть отражены и в каком-нибудь романе современной философской прозы. А еще картина Линклейтера – это тот редкий случай, который всегда можно противопоставить постному нытью скептиков о том, что «книга всегда лучше». Бывают случаи, когда кино и литература становятся единым целым, которое никак не разделишь и не разорвешь. Зато посмотреть/почитать и получить от этого удовольствие – это всегда пожалуйста. Мы это сделали сами, и вам тоже советуем.
Сергей Фоменко
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ 2012
1. Крис Террио (
Операция «Арго»)
2. Оливье Накаш, Эрик Толедано (
1+1)
3. Тейт Тейлор (
Прислуга)
ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ 2011
1. Ясмина Реза, Роман Полански (Резня)
2. Джоэл Коэн, Итан Коэн (Железная хватка)
3. Дэнни Бойл, Саймон Бофой, Арон Ральстон (127 часов)
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<