Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Биография: Ридли Скотт
Автор: Павел ОрловДата: 28.11.2012 09:34
Разместил: Олег Варнавский
Комментарии: (0)
30 ноября исполняется 75 лет Ридли Скотту. Автор таких знаменитых блокбастеров как «Чужой» (1979), «Гладиатор» (2000), «Робин Гуд» (2010) и «Прометей» (2012), в глазах широкого зрителя он пользуется славой одного из самых коммерчески успешных режиссёров Голливуда.


ЖИВОПИСЕЦ И МЕЧТАТЕЛЬ

Вместе с тем, за умение создавать изящный, живописный видеоряд критики называют Скотта «неисправимым поэтом экрана» и одним из «ярчайших визуалистов» в кино. За тридцать пять лет карьеры в большом кинематографе режиссёр снял более двадцати полнометражных картин, причём с годами темп его работы только увеличивается. Почтенный возраст не мешает Скотту планировать новые грандиозные проекты, в числе которых приквел его классической ленты «Бегущий по лезвию» (1982), продолжение «Прометея» и экранизация библейского сюжета о пророке Моисее.

Большую часть детства и юношества Ридли Скотт, по его собственным словам, провёл «среди сталеплавильных заводов, угольных шахт и верфей» Тиссайда на северо-востоке Англии. С девяти лет занимаясь живописью, он учился «видеть красоту там, где другие видели грязь». Позже это умение составит основу оригинального ридлискоттовского визуального стиля в кино: мрачные, страшные, а порой и ужасающие вещи режиссёр будет преподносить в притягательном, изысканном и одновременно величественном виде. Не случайно одни сравнивают Скотта с английским «живописцем света» Уильямом Тёрнером, другие – с тёмным испанским гением Франсиско Гойей.

В 1962 году Ридли Скотт снял свою первую ленту, изящную и поэтическую короткометражку «Мальчик и велосипед». Уже в ней в краткой форме выражены главные мотивы всего последующего творчества режиссёра. Главный герой, сбежавший с уроков паренёк, роль которого исполняет Тони Скотт, младший брат Ридли, больше всего на свете мечтает «увидеть другой мир». В дальнейшем, во всех полнометражных картинах режиссёр в той или иной степени будет воплощать эту романтическую мечту. Он будет путешествовать по другим мирам и эпохам, сквозь пространство и время, утверждая возможность невозможного. В этом режиссёр похож на другого великого романтика кинематографа, немца Вернера Херцога, с той лишь разницей, что Скотт, во-первых, не столь безумен, а во-вторых, стремится к тому, чтобы итог его путешествий приносил коммерческий успех и был доступен как можно большему числу зрителей. Тем не менее, на Херцога Скотт похож ещё и тем, что к романтике он всегда примешивает долю скептицизма, с одной стороны показывая чудеса открытия иных миров, но с другой – демонстрируя их изнанку, «тёмную сторону».

Фильмография Ридли Скотта удивляет своим тематическим разнообразием. Безусловно, главными источниками для вдохновения режиссёру служат история и научная фантастика. К истории режиссёр обратился уже в полнометражном дебюте «Дуэлянты» (1977), отправившись во Францию эпохи Наполеоновских войн. В «1492: Завоевание рая» (1992) Скотт воссоздал только-только открытый Новый Свет. В «Робин Гуде» и «Царстве небесном» (2005) дал панораму жизни средневековья. Наконец, в «Гладиаторе» Скотт углубился в историю ещё дальше, показав величие и безумие Римской империи II века нашей эры. Научная фантастика принесла режиссёру первый кассовый успех и мировое признание. В «Чужом» и «Прометее» исследуются отдалённые уголки космоса, а в «Бегущем по лезвию» - Земля будущего. Наши дни представляют для режиссёра тоже не малый интерес. Так, он поставил криминальные драмы «Тот, кто меня бережёт» (1987), «Великолепная афера» (2003) и «Гангстер» (2007). Лучше же всего на тему современности режиссёр высказался в феминистском роуд-муви «Тельма и Луиза» (1991). Ну, а кроме того, в карьере Скотта были такие разные и неожиданные проекты, как сказочная, хоть и совсем не детская «Легенда» (1985), продолжение знаменитого триллера о маньяке «Ганнибал» (2001), мощнейшая военная драма «Черный ястреб» (2001) и, наконец, мелодрама – «Хороший год» (2006).

Не удивительно, что при таком тематическом разнообразии, творческий путь Скотта очень неровен. По меньшей мере, трижды режиссёр переживал мировой триумф, с картинами «Чужой», «Тельма и Луиза» и «Гладиатор». Однако, «Бегущий по лезвию», ныне признаваемый едва ли не самым лучшим фильмом Скотта, в своё время был проигнорирован как зрителями, так и критиками. Кассовым провалом оборачивались такие масштабные проекты, как «Легенда», «1492: Завоевание рая». Пытаясь восстановить репутацию успешного режиссёра, Скотт обращался к коммерческим проектам, к криминальным детективам, вроде «Чёрного дождя» (1989) и боевикам, «Солдат Джейн» (1997). Пускай и не самые удачные в творчестве кинематографиста, эти ленты всё равно сохраняют уникальный творческий почерк Скотта, визуальное изящество, острый драматизм повествования и двусмысленности трактовки истории.

Какую бы картину ни снимал Ридли Скотт, в какой бы мир ни отправлялся на экране, он отмечает, что всегда в первую очередь интересуется «отношениями людей», их характерами, их судьбами. Его человеческие истории, разворачивающиеся на фоне самых удивительных эпох и мест, не только формируют интригующие сюжетные формулы, но зачастую выводят повествование на некий возвышенный уровень, заставляя зрителя задуматься об извечных темах, о соотношении Добра и Зла, о смерти и бессмертии, о причине зарождения мира и о возможности его гибели. Как итог, в руках Ридли Скотта исторический блокбастер оборачивается экзистенциальной драмой, фантастический боевик становятся философской притчей, а вроде бы традиционное роуд-муви – поэтической одой человеческой свободе.

Разумеется, подобное исследование человеческой природы требует незаурядного героя. Оттого в картинах Скотта действуют дуэлянты, бунтари, гангстеры, авантюристы, первооткрыватели континентов и прочие смельчаки, бросающие отчаянный вызов полицейским, королям, императорам, космическим монстрам и всему окружающему миру. Роли сильных, неоднозначных личностей требуют соответствующего воплощения. Работы в картинах Скотта стали поворотными для Сигурни Уивер, Харрисона Форда, Тома Круза, Деми Мур, Рассела Кроу и многих других звёзд мировой величины.

Ридли Скотта можно назвать законодателем мод в кинематографе. Лента «Чужой» не только дала старт франшизе о том, как женщина борется с мерзким космическим чудовищем, но и на долгие годы стала эталоном фильма о космических путешествиях. «Бегущий по лезвию», недооценённый при первом появлении на экранах, в дальнейшем был признан родоначальником киберпанка. А «Гладиатор» ознаменовал возрождение интереса к давно забытому жанру пеплума. Кроме того, Скотту удалось создать целый ряд ярких кинематографических образов. Так, его Чужой сегодня признан одним из самых страшных злодеев в истории кино. А безбашенные подруги Тельма и Луиза из одноимённого фильма стали символом феминисток всего мира.

В последней на сегодняшний день ленте Ридли Скотта «Прометей» есть персонаж, бойкий такой старичок, который произносит слова: «Меня всю жизнь волновали многие вопросы. Откуда мы пришли? Какова наша цель? Что будет после смерти?» Надо полагать, устами этого героя говорит сам режиссёр. Каждым новым фильмом он пытается найти ответы на эти и другие «проклятые» вопросы. Разумеется, и «Прометей» это подтверждает, вопросов становится только больше, а ответы не предвидятся. К счастью, это совершенно не мешает Ридли Скотту продолжать свои поиски и снимать кино.

Павел Орлов


ДУЭЛЯНТЫ
The Duellists, 1977


Слоган: «Fencing is a science. Loving is a passion. Duelling is an obsession.»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Кит Кэрредин, Харви Кейтель, Альберт Финни, Эдвард Фокс
Кассовые сборы: -


ЧУЖОЙ
Alien, 1979

Слоган:
«В космосе твой крик никто не услышит...»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон
Кассовые сборы: $104 931 801


ЧЕРНЫЙ ДОЖДЬ
Black Rain, 1989


Слоган: «An American Cop in Japan. Their country. Their laws. Their game. His rules.»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Майкл Дуглас, Энди Гарсиа, Кэн Такакура, Кейт Кэпшоу
Кассовые сборы: $45 360 915


ТЕЛЬМА И ЛУИЗА
Thelma & Louise, 1991


Слоган: «Somebody said get a life... so they did.»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Сьюзен Сарандон, Джина Дэвис, Харви Кейтель, Майкл Мэдсен
Кассовые сборы: $45 360 915


БЕЛЫЙ ШКВАЛ
White Squall, 1996


Слоган: «The Adventure Of a Lifetime Turns Into the Ultimate Challenge of Survival!»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Джефф Бриджес, Кэролайн Гудолл, Джон Сэвидж, Скотт Вулф
Кассовые сборы: $10 292 300


ГЛАДИАТОР
Gladiator, 2000


Слоган: «Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов империи»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Рассел Кроу, Хоакин Феникс, Конни Нильсен, Оливер Рид
Кассовые сборы: $457 640 427


ГАННИБАЛ
Hannibal, 2001

Слоган: «May the silence be broken!»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Энтони Хопкинс, Джулианна Мур, Гари Олдман, Рэй Лиотта
Кассовые сборы: $351 692 268



ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
Kingdom of Heaven, 2005


Слоган: «Be without fear in the face of your enemies. Safeguard the helpless, and do no wrong»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Орландо Блум, Ева Грин, Мартон Чокаш, Дэвид Тьюлис
Кассовые сборы: $211 643 158


ХОРОШИЙ ГОД
A Good Year, 2006


Слоган: «Начни жизнь заново»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Рассел Кроу, Марион Котийяр, Альберт Финни, Фредди Хаймор
Кассовые сборы: $42 064 105


СОВОКУПНОСТЬ ЛЖИ
Body of Lies, 2008


Слоган: «Не верь никому. Обмани всех.»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Рассел Кроу, Марк Стронг, Голшифте Фарахани
Кассовые сборы: $115 097 286


РОБИН ГУД
Robin Hood, 2010


Слоган: «The untold story of how the man became a legend»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Рассел Кроу, Кейт Бланшетт, Макс фон Сюдов, Уильям Хёрт
Кассовые сборы: $322 084 673


ПРОМЕТЕЙ
Prometheus, 2012


Слоган: «Они искали колыбель человечества, но нашли его погибель»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис Эльба
Кассовые сборы: $402 486 687
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 220 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio