Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Герой
Автор: Олег МухаметдиновДата: 28.01.2022 19:05
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ГЕРОЙ (GHAHREMAN)

2021, Франция-Иран, 127 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Асгар Фархади
В ролях: Амир Джадиди, Мосен Танабанде, Сахар Голдаст, Фереште Садре Орафай, Эхсан Гударзи


Асгар Фархади первый в истории Ирана двухкратный лауреат премии «Оскар». Первые картины режиссёра, начавшего работать в Иране, всегда были посвящены семейным и общечеловеческим проблемам и, несмотря на ближневосточный колорит, обладали универсальным языком, что, возможно, и принесло ему признание во всем мире. После своего «европейского турне» съёмок двух фильмов в Европе – «Секреты прошлого» во Франции и «Лабиринты прошлого» в Испании – со своей новой картиной возвращается к иранским «истокам».

Рахим (Амир Джадиди) в прошлом неудачный бизнесмен, набравший долгов, в результате чего угодивший в тюрьму, должен решить проблему: у него есть всего два дня для того, чтобы найти деньги, для возвращения долга кредитору (Мохсен Танабандех). По счастливому стечению обстоятельств его девушка (Сахир Голдуст) находит на остановке чужую сумку с золотыми монетами внутри, обменяв которые можно собрать часть суммы. Но из-за резко меняющегося курса золота выручить за монеты получается меньше, чем планировалось, и Рахим решает вернуть сумку хозяину, развешивая объявления о находке по городу, в которых указывает номер телефона тюрьмы. Именно это решение запускают настоящую одиссею главного героя по современному Ирану.

Новая картина Фархади выглядит, как древняя восточная притча, только включающая в себя реалии и социально-политическую жизнь современного Ирана. Под ледяную оптику постановщика попадают современные технологии и новые медиа, вписанные в исламское общество. Здесь, как и в «Свинье» Мани Хагиги, показано особое влияние телевидения, интернета и других массмедиа на общественное мнение и настроение людей, но в отличие от картины Хагиги, полной различных светских богемных тусовок на задворках Тегерана и съёмок глянцевой сюрреалистичной рекламы, в «Герое» Иран именно в классическом его понимании. Здесь и особые строгие законы, и «особое» положение женщин в обществе, и святость религии, семьи и традиционных ценностей. Здесь нет того самого «блеска» западного модерна, против которого и боролась исламская революция.

В центре же истории находится Рахим, типичный «маленький человек», который представляет только свою честность и искренние убеждения в противовес медийному шуму. Под всем этим многие увидят политическую пропаганду, направленную на показ беспомощности честного и справедливого человека перед государственными бюрократическими аппаратами, но всё же Фархади своими инструментами и душевными кинематографическими манипуляциями, возвышает и очеловечивает ситуацию, трансформируя в один гуманистический посыл, демонстрирующий проблему некоммуникабельности между людьми. Поднимаясь по огромным лестницам и спускаясь по ним, главный герой ищет понимание и поддержку, но в финале, не сумев никому доказать свою правоту, пытаясь сохранить свою честь, оказывается в исходной точке истории. Многие будут ругать Фархади за предсказуемость и плоскость сценария, но именно такой закольцованностью рассказа режиссёр и показывает отсутствия выхода из ситуации в нынешних обстоятельствах. Кадр с главным героем, сидящим во тьме и одиночестве напротив двери, полной солнечного света и свободы, также отсылает нас к работам некоторых современных иранских авторов. Например, Джафара Панахи, использующего окно или дверь как некое отображение выхода на свободу во всём своём позднем творчестве («Закрытый занавес», «Такси», «Три лица»).

Вернувшись в Иран Фархади, пытавшийся снимать европейское кино, с головой ушёл в иранскую традицию заложенную еще в 70-е годы в эпоху «Нового иранского кино», при этом подав это в оболочке древневосточной притчи с отображением национальной общественной жизни. Показ жизни простого человека не отягощён художественным языком, но несмотря на это, за счёт многочисленных вещей из жизни современного общества, принимает универсальный формат, доступный и понятный в любом уголке мира. И древняя притча о сохранении чести и достоинства человека превращается в историю о влиянии массмедиа на современное общество, при этом оставаясь историей о чести и достоинстве.

Асгар Фархади ознаменовал «Героем» не только возвращение на родину, но и возвращение к своему художественному стилю, от которого очень далеко ушёл (особенно в «Лабиринтах прошлого»), социально-политической повестке и иранскому национальному коду. Герой Рахим, будто сам постановщик скитается в поисках своего «Я», он не пытается защитить себя, в первую очередь пытаясь найти понимание. Он практически идеальный герой, буквально сказочный, но при этом очень практичный и расчётливый. В «Герое» не будет, как в сказке, потому что Фархади всегда работал с жизнью и реальностью – возможно, поэтому Рахим и обречён. Победить всех и сохранить собственную честь в нынешних обстоятельствах не представляется возможным, по крайней мере, по мнению Асгара Фархади.


Олег Мухаметдинов

В кинотеатрах с 3 марта
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 325 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio