Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Своя война. Шторм в пустыне
Автор: Игорь ТалалаевДата: 12.10.2022 02:49
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

СВОЯ ВОЙНА. ШТОРМ В ПУСТЫНЕ
2021, Россия, 95 мин.
Жанр: военный, драма, триллер
Режиссёр: Алексей Чадов
В ролях: Алексей Чадов, Виталий Кищенко, Кристина Асмус, Виктор Сухоруков, Ола Кейру, Невия Тафара, Джалил Асретов


Война. Война никогда не меняется. Когда-то Иван Ермаков вызволял заложников из чеченского плена, теперь настала пора спасать людей из сирийского. Российская армия выглядит уже не тем бедным формированием, что выживало и сражалось зачастую вопреки руководству в Кремле, но по-прежнему есть нюансы, не позволяющие ей развернуться вовсю. Тут у нас всё-таки чужая страна, пусть даже её власти и большая часть населения настроены дружелюбно, а значит, переброска войск (и «экстракшен») затруднены. К тому же в регионе активно действуют американцы, с которыми по-хорошему договариваться не получается, а по-плохому никто связываться не хочет. Так что когда в плен к ИГИЛ (запрещённая в РФ организация фанатиков, садистов и убийц) попадают военные российской ЧВК «Шторм» (название вымышлено), то передать террористам выкуп становится не такой уж тривиальной задачей. И решается она на неофициальном, «полевом» уровне.

«Своя война. Шторм в пустыне» снята Алексеем Чадовым и позиционируется как сиквел «Войны» Алексея Балабанова, где Чадов дебютировал в кино, по иронии судьбы сразу получив не только главную, но и лучшую роль в своей карьере. Следующие 20 лет активных съёмок сделали Чадова вполне узнаваемым актёром, но звездой он так и не стал: его самые громкие проекты («Ночной дозор», «Дневной дозор», «9 рота») остались в далёком прошлом, да и там он играл лишь на втором плане, а свежие картины балансировали между просто трэшем и никому не нужным трэшем (одним из редких исключений можно назвать атмосферный «Аванпост»). При таком раскладе у Алексея было лишь два варианта развития: дальше плыть по течению в надежде заполучить приличную роль в приличном фильме или же взять судьбу в свои руки и самому срежиссировать ленту, где никто не помешает ему поставить себя в центр повествования, особенно, если ещё и сценарий будет написан им же. Чадов нашёл в себе смелость, у инвесторов деньги – и пошёл по второму пути. К счастью для всех нас.

Едва ли «Война» Балабанова нуждалась в сиквеле, тем более таком, где действие происходит не в Чечне, а в Сирии, но Чадов верно оценил своё резюме и понял, что если уж совершать камбэк и вступать на новое поле режиссёра и сценариста, то для страховки нужно брать свой самый успешный и знаковый образ – простого солдата Ивана. История «Своей войны» в принципе самодостаточна и ссылается на первый фильм буквально парой фраз, что неожиданно роднит её с другим летним боевиком этого года – «Топ Ган: Мэверик», который также можно смотреть в отрыве от оригинальной ленты (и тоже снятой уже ныне покойным культовым режиссёром Тони Скоттом). Вот только блокбастер с Томом Крузом всё-таки опирается на первую часть чуть активнее и вводит в сюжет ещё одного из старых персонажей, а вторую главную роль отдаёт сыну лучшего друга Мэверика, таким образом развивая прежний сюжет. «Своя война» действует более небрежно – тут есть флешбэки, но они относятся к какому-то событию, произошедшему между двумя фильмами, а отсылка к «Войне» есть лишь в одном диалоге, где Иван признаётся, что воевал в Чечне и полгода просидел в плену.

На этой мимолётной детали биографии ветерана сценарий старается построить напряжение и интересное взаимоотношение между Иваном и одним из вызволяемых солдат ЧВК – чеченцем Закиром. Но Закир во время чеченских войн был ещё ребёнком и не имеет прямого отношения к балабановской ленте. Да и сюжет «Своей войны» больше концентрируется именно на спасении и дальнейшем бегстве от ИГИЛовцев, а недопонимание между Иваном и Закиром использует лишь как дополнительную надстройку, хотя именно тут в сценах диалогов или даже красноречивого молчания можно было бы выстроить замечательную драматургию (достаточно вспомнить «Кавказского пленника» Сергея Бодрова или «Кукушку» Александра Рогожкина, чтобы понять всю силу потенциала этой идеи). Но Чадов-режиссёр, как и Чадов-сценарист ещё не настолько искушён, чтобы прочувствовать весь нерв истории, а потому прыгает с мотоцикла на «Хамви», затем пересаживается на «шахид-мобиль», но каждый раз оказывается на той нарративной дороге, по которой ехать всё-таки проще.

Дорога эта ведёт к зрелищному, по всем канонам Голливуда, экшену – грамотно поставленному, красиво снятому, обрамлённому сочной музыкой и звуковыми эффектами, и даже смонтированному так, что боевые эпизоды вызывают лишь желание аплодировать неожиданному мастерству Чадова-постановщика. Сцены перестрелок были хороши и у Балабанова, но там, несмотря на всю душевность, выглядели куда более «кустарными» и грубыми. В «Своей войне» у них появился блокбастерный лоск, а главный герой выглядит уже не зелёным пацаном, стремящимся отомстить своим обидчикам, полагаясь на здоровую наглость, а скорее невозмутимым Джеймсом Бондом (прыжок с «вертушки» вообще можно вставить в бондиану, приклеить лицо Дэниэла Крэйга, и никто не почувствует подвоха). И хотя масштаб не особо изменился, воспринимается фильм совсем иначе; уходя от социального высказывания к блокбастеру на минималках. Тут есть пара сцен с погонями, пара с вертолётами и три заметные перестрелки, но подаются они в такой очерёдности, что заскучать просто не успеваешь – в кадре всё время что-то происходит, пусть даже поначалу лента и допускает пару досадных промахов, например, натужную репетицию спасения заложника с абсолютно ненужной для сюжета стервозной женой Ивана в исполнении Кристины Асмус и таким же лишним сыном.

В итоге мы получаем качественный боевик, который не стыдно смотреть и который даёт именно те эмоции, что обычно ждёшь от боевика. Неизбежные сравнения с «Войной» играют даже против новой ленты, ведь второго Балабанова у нас нет, но как самостоятельный фильм «Своя война. Шторм в пустыне» однозначно заслуживает просмотра и заставляет ждать следующих работ Чадова. Кто знает, вдруг он раскроется как талантливый режиссёр? Да и в нынешнее время горячего противостояния России и США, новыми красками играет момент после дерзкой «разводки» американских солдат Иваном: на низовом уровне, без лживых СМИ и продажных политиков, простые люди всегда поймут друг друга, а солдат выручит солдата. Чеченцы и русские, воевавшие друг против друга, через два десятилетия уже сражаются вместе. А русско-американское рукопожатие демонстрирует веру в то, что как минимум перемирие и взаимное уважение возможно и с Соединёнными Штатами.


Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 297 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio