Не зря названный одним из самых ожидаемых сериалов 2021 года, «Чикатило», как нетрудно догадаться, посвящён самому известному серийному убийце СССР.
ЧИКАТИЛО
2021, Россия, 50 мин.
Жанр: триллер, детектив, драма, криминал
Количество сезонов: 2
Режиссёр: Сарик Андреасян
В ролях: Дмитрий Нагиев, Константин Лавроненко, Дмитрий Власкин, Юлия Афанасьева, Георгий Мартиросян, Олег Каменщиков, Николай Козак, Евгений Шириков
Мрачная тематика располагает к интересному воплощению на телеэкране, а обилие западных сериалов от «Охотников за разумом» до «Настоящего детектива» показывает, что простор для творчества существует: так или иначе, но можно заимствовать сюжетные или стилистические решения ради зрелищности. На беду главным автором «Чикатило» оказался тот самый Сарик Андреасян, который, желая угодить зрителям, преподнёс публике мрачный, кровавый, русский неонуар. Неонуара, как оказалось, здесь кот наплакал: нет как таковой детективной работы, потому что убийца очевиден с самого начала; отсутствует погружение в характер центральной личности, так как вместо деталей биографии и психологических аспектов становления монстра, зрителю демонстрируют экранизацию фактов из «Википедии» вне контекста; и, наконец, нельзя приплести актуальность, ведь американские триллеры «Гражданин Икс», «Эвиленко», а также, внезапно, наша, культовая «Криминальная Россия» уже давно всё сказали.
Первая серия задаёт тон дальнейшему сериалу: для поимки ростовского потрошителя в город отправляют команду из Москвы. Командир в исполнении Лавроненко возглавляет следственную группу, одним из идеологов которой является эксперт Витвицкий. Этакий советский «ботаник», неуверенный в себе молодой человек, который, естественно, ещё получит свой звёздный час. Тем временем, разворачивается сюжетная линия самого Андрея Романовича: простая, как рубль, на протяжении которой он просто выбирает жертв и занимается вполне себе бытовыми делами.
Главная проблема сериала заключается в подаче материала. Во-первых, по заверениям авторов со стартовой плашки, многое было целенаправленно изменено – это достойное решение, чтобы как сохранить художественную ценность произведения, так и не оскорбить реальных участников печальных событий. Однако подобное идёт «Чикатило» во вред: временами сериал идейно экстремален и, можно сказать, унижает настоящих людей. Но проблема даже не в этом, а в том, что эксперименты с исходным материалом приводят к большому количеству сюжетных надстроек, плохо взаимодействующих между собой. Сценарий пытается охватить необъятное – и влияние таинственного маньяка на социокультурную среду Ростова, и собственно кровавые похождения Чикатило, и следственные мероприятия. В итоге получается не неспешный драматический сериал с элементами триллера, как задумывалось, а заунывное зрелище с минимальным налётом детектива и с выкрученными на максимум приёмами боди-хоррора, добавленными ради шок-эффекта.
Основной акцент рекламной кампании «Чикатило» строился на Дмитрие Нагиеве. Неизвестно, что побудило любимца публики сыграть маньяка (видимо, желание покончить с амплуа комедианта; сразу на ум приходит «Непрощённый»), но прапорщик Задов есть прапорщик Задов. Чикатило в сериале, увы, напоминает всё того же героя скетч-шоу: при всём уважении к Нагиеву, изо всех сил старающегося играть и изображать ненормального человека с жутким голосом, это дикий мисскаст. Остальные актёры также какие-то блеклые; выделяется, разве что, Власкин, играющий столичного эксперта, но и он изображает какого-то доморощенного Шурика с бэкграундом Холдена Форда из «Охотника за разумом».
Появление сериала «Чикатило» стоило ждать: сейчас набирают популярность экранизации преступлений недавнего прошлого, вдохновлённые, видимо, резво стартовавшей в своё время «Американской истории преступлений». Тот факт, что сериал вышел от Андреасяна также не удивляет – постановщик хочет постоянно быть в тренде, неважно, разбирается он в нём или нет (спойлер: как правило не разбирается). Итогом и стал «Чикатило»: наспех сделанный сериал, временами простой, местами шокирующий, но по большей части блеклый – из потенциально интересной темы выжали только самое основное и наиболее противоречивое.
Егор Рябцев