Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Сериал: ВандаВижн, 2021
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 04.04.2021 07:36
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Каким вышел первый сериал Marvel? Почему все последующие сериалы будут не похожи на него? Если ли в нём подводки к будущим событиям КВМ? И стоит ли вообще его смотреть? Разбираемся.


ВАНДАВИЖН (WANDAVISION)
2021, США, 35-45 мин.
Жанр: супергероика, фантастика, триллер
Количество сезонов: 1
Режиссёр: Мэтт Шекман
В ролях: Элизабет Олсен, Пол Беттани, Кэтрин Хан, Тейона Пэррис, Кэт Деннингс, Джош Стэмбер, Дэвид Ленгел, Амос Глик, Рэндолл Пак


В киновселенной Marvel отгремела Война бесконечности. Безумный титан Танос повержен, а последствия его рокового щелчка обнулились. Все, кто был стёрт из реальности, вернулись спустя 5 лет, учась заново жить в изменившемся мире. Но далеко не все Мстители легко отделались в этом грандиозном конфликте. Соковианка Ванда Максимофф потеряла в битве с Таносом любимого – синтезоида Вижна, созданного некогда из алгоритмов искусственного интеллекта Джарвиса и Альтрона. Будучи едва ли не самым драматичным персонажем в киновселенной, Ванда уже успела потерять родителей, брата и стать невольной причиной массовой гибели людей. Хрупкая психика молодой ведьмы и без того постоянно подвергается испытаниям, а те же, кто знаком с историей Ванды в комиксах, знают, чем это чревато для человечества.

Первый минисериал Marvel на стриминг-сервисе Disney+ и одновременно первый проект четвёртой фазы развивающейся киновселенной как раз призван показать всю необузданную силу Ванды и её влияние на мир, в котором ещё недавно не было место магии.

ПРОИЗВОДСТВО

В рамках четвёртой фазы своей киновселенной, студия Marvel в 2018 году объявила о разработке сразу нескольких мини-сериалов о ключевых персонажах своих фильмов с производственными бюджетами, сопоставимыми большому кино. Целью этой инициативы стало расширение ролей второстепенных персонажей и введение в киновселенную новых. Первым запланированным проектом стал «ВандаВижн», который должен послужить мостиком к новым полнометражным лентам, а так же лучше раскрыть личность Ванды Максимофф, в комиксах носящей прозвище Алая Ведьма.

Съёмки шоу начались в ноябре 2019 года в Атланте, но из-за эпидемии короновируса весной были отложены и завершились только в ноябре следующего года. За сюжет мини-сериала ответственна американская сценаристка и продюсер Жак Шеффер, а режиссёром выступил Мэтт Шекман, приложивший руку к таким проектам как «Безумцы», «Доктор Хаус» и «Игра престолов». Бессменный исполнительный продюсер киновселенной Кевин Файги так же на своём месте, продолжая создавать единое сюжетное полотно из вверенных ему активов.

Структура сериала не типична для современных шоу и обусловлена желанием продюсеров отдать дань уважения классическим американским ситкомам. Так, первые две из девяти серии, напоминающие по своей стилистике культовые «Я люблю Люси» и «Моя жена меня приворожила» снимались перед живой аудиторией и имеют хронометраж всего 25 минут. Чёрно-белые эпизоды выглядят как типичное шоу из 60-х о жизни обладающей мистическими способностями ведьмочки и её мужа – андроида в тихом идиллическом городке. Чтобы сильнее подчеркнуть связь с эпохой, создатели шоу использовали старые линзы, чтобы создать эффект ретро-картинки и изменили формат кадра на 4:3, тогда как в привычном формате 2,40:1 показан реальный мир. Уже с первых эпизодов критики высоко оценили новаторский подход к супергероике и отметили прекрасную игру Пола Беттани и Элизабет Олсен.

Для следующих эпизодов «ВандаВижн» сценаристы и продюсеры искали вдохновение в других американских ситкомах, ставших срезом той или иной эпохи. Для 70-х это «Семейка Брейди», для 80-90-х – «Семейные узы» и «Полный дом», на которые в «ВандаВижн» есть не только визуальные отсылки в декорациях, но и стилизация открывающих титров в отдельных сериях. Пресловутая «ситкомная реальность», в которой оказались Ванда и Вижн, играет огромную роль в сюжете и позволяет не только заглянуть в альтернативный благополучный мир двух Мстителей, но и продемонстрировать растущее могущество Ванды, на котором завязано будущее КВМ.

СЮЖЕТ

Действие «ВандаВижн» переносит зрителя в Вествью – идиллический американский городок из 60-х. Именно сюда после свадьбы перебрались молодожёны Ванда и Вижн. Стоп, какая свадьба? – спросит бдительный зритель. – Разве Вижн не погиб от руки Таноса? Да, всё именно так. Вижн погиб после изъятия Камня Души, но хитрые продюсеры «ВандаВижн» ставят нас перед фактом, что андроид жив и каким-то непостижимым образом счастливо живёт с Вандой за полвека до роковых событий и вторжения безумного титана. Однако утопическая реальность Вествью с первых кадров вызывает много вопросов: всё в городке какое-то ненастоящее, как декорации для ситкома – даже закадровый смех невидимых зрителей звучит после каждой шутки и нелепости, сделанных героями.

Общая атмосфера первых эпизодов шоу задаёт тон всему проекту – семейная трагикомедия, которая с каждой следующей серией вводит новые жанровые мотивы, превращаясь к финалу в параноидальный триллер, где всё не то, чем кажется.

Первые серии «ВандаВижн» нарочито пытаются убедить зрителей, что семейная жизнь Ванды и Вижна идеальна и полна простых семейных хлопот, напоминая лёгкую комедию положений. Чёрно-белая жизнь в Вествью протекает по каким-то своим правилам, и лишь редкие намёки, разбросанные по эпизодам, дают понять, что ситкомная реальность – явление отнюдь не рядовое. На это намекает и параллельно идущая сюжетная линия с Моникой Рамбо, агентом новой для киновселенной организации М.Е.Ч., которая пытается разгадать тайну странного городка и его обитателей. Маленькую Монику мы уже встречали в «Капитане Марвел», и вот теперь героиня выросла и готова полноценно влиться в большой мир супергероев, пришельцев и магов. В поисках истины ей помогают ещё одни знакомые по ранним фильмам персонажи – неугомонная и саркастичная Дарси Льюис, некогда стажёр Джейн Фостер, а ныне полноценный доктор астрофизики, и агент ФБР Джимми Ву, создававший проблемы Скотту Лэнгу в сиквеле его сольных похождений. Эта троица сотворила на удивление слаженный тандем, вызвав симпатии фанатов и надежду на дальнейшее развитие персонажей в киновселенной.

То, что Вествью – далеко не самый обычный город, зритель узнаёт буквально с первых серий. Да и как можно назвать обычным место, которое выбрали для жизни ведьма-телекинетик и искусственно созданный Мститель? И как бы эти двое ни старались сойти за нормальных обывателей пригорода, истинная суть нет-нет да и покажет себя. Как результат, начальник Вижна с женой, пришедшие на званый ужин, ведут себя как беспомощные марионетки, подвластные чьей-то злой воле, соседи боятся сказать лишнего, будто руководствуясь каким-то сценарием, а шоу иллюзий на городской площади оборачивается едва ли не явкой с повинной перед беспомощными горожанами.

Очень скоро милый и беззаботный ситком начинает походить на самый настоящий хоррор, перенимающий все яркие жанровые приёмы, создавая неуютную атмосферу тревоги и ощущение абсолютной неправильности происходящего.

Подход к построению сюжета в девятисерийном шоу является новаторским для студии Marvel, которая в прошлом выпускала лишь полнометражные ленты, да брала шефство над «Агентами Щ.И.Т.» и «Агентом Картер» от телеканала ABC. О проектах Netflix говорить преждевременно, потому как их вхождение в состав киновселенной пока ещё слишком условно. «ВандаВижн» же целиком и полностью детище Marvel, первая ласточка новой фазы, прокладывающая курс в будущее.

Преимущество телеформата, безусловно, кроется в том, что история не ограничивается чётким хронометражом. Медленный неторопливый старт позволяет плавно погрузить зрителей в полную тайн и мистических событий атмосферу Вествью, знакомя с его обитателями и расставляя важные сюжетные акценты. Впрочем, со второй своей половины шоу срывается на сумасшедший темп, закручивая такой узел интриги и загадок, что ожидание финальных эпизодов равносильно пытке. В этом кроется один из немногочисленных минусов шоу – лучшему восприятию истории способствовал бы одновременный релиз всех серий, нежели показ по одной серии в неделю.

Зато у формата телесериала есть другой неоспоримый плюс – проработка персонажей, которой, зачастую, уделяют слишком мало внимания в полном метре. Здесь с этим полный порядок.

ПЕРСОНАЖИ

Если вам казалось, что Ванда Максимофф всё время оказывается где-то на периферии повествования в Мстителях, а Вижн – лишь «бог из машины», чрезмерная мощь которого легко могла бы положить конец Таносу еще в самом начале «Войны бесконечности», то их общее шоу, наконец, уделяет обоим должное внимание, которого герои давно заслуживали.

Ванда Максимофф / Алая Ведьма (Элизабет Олсен)
Мститель, мутант, обладающий способностями к телекинезу и телепатии, а так же манипуляцией реальностью. В шоу Ванда эволюционирует в свою версию из комиксов, и, по словам Элизабет Олсен, получает долгожданную историю становления, а также букет психологических проблем, которыми героиня славится в графических историях.

Вижн (Пол Беттани)
Синтезоид, созданный из алгоритмов искусственного интеллекта Джарвиса и Альтрона. В финале «Войны бесконечности» погиб от рук Таноса, но был воскрешён при загадочных обстоятельствах в Вествью. Играет роль верного и заботливого супруга Ванды, но начинает подозревать, что его жена что-то от него скрывает. В результате своего расследования осознаёт, что реальность, в которой он живёт, не настоящая.


Моника Рамбо (Тэйона Пэррис)
Дочь пилота ВВС Марии Рамбо и агент организации М.Е.Ч., завербованная Тайлером Хэйвордом для расследования инцидента с Вествью. Оказывается затянута за магический барьер и получает роль соседки Ванды – Джеральдин.


Агнесс (Кэтрин Хан)
Назойливая соседка Ванды и Вижна, которая знает о тайнах Вествью больше, чем кажется на первый взгляд. Всегда пребывает в хорошем настроении и оказывается в нужное время и в нужном месте.




Джеймс Ву (Рэндалл Парк)
Агент ФБР, занимавшийся делом Скотта Лэнга (Человека-муравья) и назначенный расследовать инцидент с Вествью. Сотрудничает с М.Е.Ч.ом в лице Моники Рамбо.



Дарси Льюис (Кэт Деннингс)
Бывший стажёр Джейн Фостер, а ныне доктор астрофизики. Разгадала тайну «ситкомной реальности», настроившись на сигнал из Вествью и раскрыв судьбу Ванды и Вижна.




Тайлер Хэйворд (Джош Стемберг)
Директор организации М.Е.Ч., пришедшей на замену Щ.И.Т. Занимался изучением тела Вижна после смерти последнего, пытаясь воссоздать уникальное оружие.


Поклонники Marvel с первых эпизодов отметили феноменальную игру титульного дуэта Олсен/Беттани, которые в своём персональном шоу, наконец-то, смогли раскрыться как актёры с новых сторон. Олсен и вовсе умудряется переиграть, пожалуй, вообще всех, демонстрируя то беззаботность степфордской домохозяйки, то драму человека, потерявшего всё, что было дорогого в жизни, а то и вовсе некие социопатические настроения, провоцируя неуютное ощущение страха перед непредсказуемой магией. «ВандаВижн», вероятно, впервые демонстрируют тот неогранённый алмаз, коим является для киновселенной Элизабет Олсен и её Ванда Максимофф, во всей красе и дают несколько жирных и по-настоящему вкусных намёков на дальнейшую судьбу героини. Пол Беттани, в свою очередь, получает заслуженное прощание со своим героем, от которого так драматично и отчасти бездумно избавились в «Войне бесконечности», не дав напоследок ни проявить себя, ни как-то завершить линию с Вандой.

К слову, любовная линия Ванды и Вижна, крупными штрихами, обозначенная в кинофильмах, и оттого плохо работающая в полной мере в восприятии зрителя, в сериале получает должную проработку. Зритель, наконец-то, видит то, откуда растёт взаимоуважение героев и их увлечённость друг другом, и к финалу начинает переживать за их хрупкий семейный быт уже искренне, а не по велению сценаристов из Marvel. Благодаря ускоренной перемотке эпох от 60-х до современности в рамках крошечного Вествью, мы можем видеть жизнь Ванды и Вижна с неожиданных ракурсов. Неожиданно и по-своему элегантно, «ВандаВижн» вводят первую семью суперогероев ещё до официального ребута «Фантастической четвёрки», и этот сценарный эксперимент можно считать успешным.

А ЧТО ТАМ В КОМИКСАХ?

В комиксах у Ванды Максимофф и Вижна так же хватало совместных приключений и трагедий, к некоторым из которых обратились при написании сценария и создатели шоу. Нестабильная психика Ванды в комиксах неоднократно подвергала опасности как её саму, так и других Мстителей. В сюжете «Распад Мстителей» Ванда инициировала вторжение инопланетной расы крии на особняк Мстителей, в результате которого погибло несколько героев. Оказалось, что Ванда, страдавшая после потери своих магически созданных детей и убитого Вижна, попала под контроль демона Мефисто, из-за чего мир оказался под угрозой полного уничтожения. А после этого, пытающаяся справиться с горем Максимофф, умудрилась создать для мутантов господствующее положение в обществе, а своего отца Магнето сделать правителем независимого государства Геноша, правда потом в порыве нервного расстройства ведьма лишила большую часть мутантов Земли их способностей одной-единственной фразой «Больше никаких мутантов». Об этом можно прочитать в кроссовере Брайана Майкла Бендиса «День М» 2005 года, выпущенном так же на русском языке.

Именно из комиксов Бендиса сценаристы «ВандаВижн» почерпнули немало интересных особенностей. Манипуляция реальностью, создание новой жизни в Вествью и сотворение наследников – всё это Ванда продемонстрировала уже и на киноэкранах, вырастая над собой и своими силами из прошлых лент. Внимательный зритель обратит внимание также на то, что сюжет шоу даёт явные намёки на будущее Ванды в киновселенной, которая, вероятно, однажды сыграет свою деструктивную роль для соратников по геройскому ремеслу.

Вижн в комиксах так же, как и Ванда, пытался начать новую жизнь вдали от ежедневных опасностей и сражений с врагами. Будучи андроидом, Вижн, казалось бы, не склонен мечтать о тихой семейной жизни. И всё же в рамках своей персональной серии за авторством Тома Кинга, у героя получилось сотворить себе жену и двоих детей, поселиться в идиллическом пригороде и создать видимость обычной семьи. Ничего хорошего, впрочем, из этого не получилось, точно как и с попытками Ванды и Вижна в сериале обмануть всех и сойти за пару ничем не примечательных молодожёнов.

Ещё один примечательный сюжет, лёгший в основу «ВандаВижн» – «Поиски Вижна» – принадлежит авторству Джона Бирна. Здесь рассказывается о возрождении андроида после его гибели и последствиях, с которыми столкнулась Ванда и другие Мстители. В сюжете Бирна Вижн предстаёт в новом образе с отформатированной памятью, утративший воспоминания как о своём прошлом, так и о связи с Вандой. Этот мотив находит отклик в центральной драме сериала, когда лишённому памяти о своей гибели Вижну открывается правда о том, кто и как вернул его к жизни.

SPOILER ALERT!

Внимание! Вот специальная картинка специально для тех, кто быстро скроллит. Далее следуют спойлеры к сериалу «ВандаВижн». Если вы ещё не ознакомились с ним, то лучше данный раздел пропустить и закончить чтение статьи прямо сейчас.

Мы предупредили!


«ВандаВижн» воистину уникальный эксперимент для Marvel, не вписывающийся ни в какие шаблоны.

Это одновременно семейная драма о самоидентификации и принятии неизбежности смерти, комедия ситуаций и напряжённый триллер, эпизод от эпизода поддерживавший в зрителях чувство интриги и задавая всё новые и новые вопросы, не торопясь давать на них ответы. В какой-то момент создатели шоу так увлеклись заигрыванием со своей аудиторией, что начали вводить неожиданные сюжетные твисты просто ради них самих. Бесспорно, публика была поражена появлением Ртути, погибшего брата Ванды, которого на экране неожиданно воплотил Эван Питерс. Тот самый, что неподражаемо исполнил роль во франшизе «Люди Икс». Это стало весомым инфоповодом для спекуляций, что, дескать, Marvel, наконец-то, объединяет два своих прибыльных ресурса после слияния Дисней с Fox в единую вселенную, и Ртуть Питерса – первый шаг в этом направлении. К сожалению, то ли Disney/Marvel просто тонко решили всех потроллить, то ли у кого-то в верхах были серьёзные сомнения касательно такой авантюры, но в конечном итоге роль Питерса в «ВандаВижн» оказалась одним большим и оглушительным пшиком, не имеющим никакого влияния на будущее КВМ.

Зато можно с уверенностью предполагать, что детишки Ванды и Вижна, сотворённые магией Алой Ведьмы, еще вернутся, не смотря на их печальную участь в финале. На это намекает не только вторая сцена после титров в 9 эпизоде, но и сами личности близнецов, ведь в комиксах Томми и Билли – это супергерои Виккан и Скорость, пополнившие собой команду Молодых Мстителей. Томми и Билли в «ВандаВижн» обладают аналогичными способностями, что их комикс-прототипы, а происхождение вызывает сплошные вопросы, ведь в комиксах они были частью сущности демона Мефисто, которого поклонники шоу мечтали увидеть в качестве соратника Агнесс. Но Мефисто – слишком важен, чтобы вводить его в сериале, а потому, если планы на него у Марвел всё же имеются, то владыка Ада вероятнее всего появится в сиквел Доктора Стрэнджа, прологом к которому «ВандаВижн» негласно и является.

Наиболее спорным моментом в КВМ всегда были её злодеи. Marvel одинаково успешно штампует как культовых «плохишей» вроде Локи или Таноса, так и откровенно бестолковых антагонистов вроде Ронана, Эго или Малекита, мотивационные помыслы которых держатся на уровне инстинктивного желания кому-нибудь сделать плохо и желательно поиметь с этого личную выгоду. В «ВандаВижн» со злодеями поначалу дела выглядят очень неоднозначно, а от того интересно. Будучи могущественной и нестабильной психически ведьмой, Ванда позиционировалась как главный источник всех бед. Однако очень скоро фанаты и поклонники шоу стали подозревать, что за действиями Ванды стоит кто-то еще, настоящий злодей сериала. Истина, как известно, всегда где-то посередине. И в этом вопросе у Marvel традиционно что-то получилось, а что-то совсем нет. Противопоставить Ванде зеркального противника с аналогичными способностями – ход избитый и затасканный в самой киновселенной уже донельзя, и всё же Кэтрин Хан сыграла по-своему обаятельного и потенциально интересного для будущего персонажа, который, не исключено, добавит КВМ остроты в дальнейшем. Да и просто наблюдать за игрой Хан приятно – она, кажется, действительно наслаждается своей ролью закулисной интриганки.

Вижн так же по-своему получает зеркального оппонента, но тут авторы сценария пошли на ряд довольно спорных ухищрений, в финале открыв много новых возможностей и вероятных сюжетных ловушек, в которые КВМ может угодить, как это уже бывало ранее. Впрочем, если сценаристы продолжат опираться на то, что было придумано до них авторами комиксов, а не пороть необдуманную отсебятину, то шансы на это стремятся к нулю.

Что касается Агнесс, под обликом надоедливой соседки которой скрывалась могущественная салемская ведьма Агата Харкнесс, то её возвращение в будущем чуть более вероятно. В комиксах Агата Харкнесс была пожилой наставницей Ванды, обучавшей её магии. В КВМ антагонистов любят делать неоднозначными, а потому ожидаемо персонаж претерпел ряд ощутимых изменений, впрочем, не утратив своей главной функции – раскрыть потенциал Ванды Максимофф как ведьмы. С этим Агата, вне всякого сомнения, справилась, хоть и дорого поплатилась. Зато в руки Ванды попадает могущественный артефакт – магический гримуар Даркхолд, который в комиксах был связан с тёмным божеством Хтоном, и это опять же намекает нам на потенциальное развитие событий в киновселенной и на сюжет «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия», работу над которым сейчас ведёт маститый Сэм Рэйми. Вероятно, именно Хтон (или его более известный соратник Мефисто) окажется следующим архиврагом для Мстителей с подачи всё той же запутавшейся и страдающей от одиночества Ванды.

Впрочем, будет ли Ванда страдать слишком долго – вопрос открытый, ведь формально Вижн получил новую жизнь благодаря М.Е.Ч.у. Воссозданный белый Вижн хоть и улетел без обещания вернуться аки Карлсон, но что-то нам подсказывает, что сценаристы не долго оставят его лежать на полке без дела. С другой стороны, можно ли с уверенность сказать, что Marvel знает, что делать с подобными почти всемогущими героями вроде Вижна или Кэрол Денверс? Есть подозрения, что устранение Вижна в самом начале «Войны бесконечности» и появление Кэрол лишь в финале, простите за каламбур, «Финала» намекают на то, что создатели КВМ просто не понимают, как обращаться с персонажами, которые одной левой способны, в теории, одолеть любого злодея. Это вызывает определённые опасения, ведь таких персонажей становится больше, и придумать для них конфликт по силам – вызов для корпоративного штата сценаристов.

Одним из таких новых ультимативных героев КВМ становится как раз Моника Рамбо. Обращаясь вновь к комиксам, отметим, что Моника в своё время заменила Кэрол Денверс в статусе Капитана Marvel, получив схожие способности управления космической энергией. В сериале Монику тоже наделяют сверхспособностями, благодаря магии Ванды, а камео безымянного скрулла в первой сцене после титров 9 эпизода отсылает нас к будущим событиям КВМ и анонсированному не так давно минисериалу «Секретное вторжение» по мотивам одноимённого события в комиксах. Уже сейчас можно смело судить, что у студии на Монику большие планы, ведь КВМ намерена расширяться всё больше за пределы Земли, и Моника Рамбо – идеальный кандидат для того, чтобы привести зрителя в новую фазу франшизы.


«ВандаВижн» – проект экспериментальный, и, кажется, никто из руководства Marvel не делал на него больших ставок. Тем интереснее конечный результат, доказавший, что при грамотном подходе и правильном балансе жанров можно выйти за рамки работающей формулы и начать удивлять. Будь шоу Шекмана чуть смелее, то у него были бы все шансы стать лучшей работой в киновселенной Марвел после «Мстителей». Но и без излишней провокации «ВандаВижн» дают зрителям слишком много прекрасных и продуманных моментов, чтобы со всей ответственностью приравнять первый телевизионный сериал Марвел к несомненному успеху.

Сергей Прудников
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 300 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio