ТАЙЛЕР РЕЙК: ОПЕРАЦИЯ ПО СПАСЕНИЮ (EXTRACTION)
2020, США, 117 мин.
Жанр: боевик
Режиссер: Сэм Харгрейв
В ролях: Крис Хемсворт, Голишифте Фархани, Дэвид Харбор, Рудракш Джайсвал, Рандип Худа
Как ни прискорбно это осознавать, но прекрасные времена взрывалок-стрелялок со шварценеггерами, сталлонами и прочими крепышами с невозмутимым выражением лица давно канули в Лету; и дело даже не в архетипичности образа главного героя – мускулистого, бесстрашного и непобедимого мужика с бесконечным набором патронов, а в качестве самого надирания злодейских задниц – собственно, главной составляющей любого уважающего себя и зрителя боевика. Каким бы крутым ни был современный экшн-герой и как бы здорово ни переливались его мускулы на крупном плане, если лишить зрителя забористого рубилова и изобретательной боевой хореографии – пиши пропало. Впрочем, к новому продюсерскому проекту братьев Руссо это нисколечки не относится.
Итак, весь из себя такой высокопрофессиональный наёмник по имени Тайлер Рейк должен выполнить очередное всё из себя такое невыполнимое задание: отправиться в столицу Бангладеш Дакку и вытащить из плена сына-подростка сидящего за решёткой наркобарона. Выкрали мальца люди конкурирующего торговца наркотиками – всего из себя такого выпендривающегося злодея Амира Асифа, который за проступки скидывает с крыши и заставляет отрезать себе пальцы, словно он глава якудза из Маленького Токио. У этой скотины всё схвачено – полиция находится под ним, а если и оной будет недостаточно, то можно местной шпане автоматы вручить. Поэтому беспринципный негодяй чувствует себя божком и творит, что хочет. Рейку предстоит отправиться в самое пекло, но внезапно для себя он обнаружит там союзника – тоже крутого наёмника, немного смахивающего на одного отечественного персонажа – эдакого болливудского Александра Ревву. Вместе им предстоит сразиться с целой армией, охотящейся за пацаном. Предупреждаем сразу: хэдшотов будет много!
Ещё в 2011 году во всех смыслах (но только хороших!) мозговыносящее выбивание дерьма из плохих парней под названием «Рейд» повысило планку качества боевых сцен до совершенно запредельного уровня. Тогда с улыбкой на устах можно было позлорадствовать, мол, «Голливуду до такого ещё далеко», а боевые искусства и впрямь были продемонстрированы, как истинное искусство. Тем не менее, Голливуд, как оказалось, тоже не лыком шит и уже через три года выдал забойный реванш – фильм об одиноком киллере, мстившем за убийство собачки. Это был эталонный боеУик, который таковым до сих пор и остаётся. С последним, кстати, у «Тайлера Рейка...» немало общего. Боевые сцены здесь сняты искусно, большинство – с минимальным применением монтажных склеек, на совесть. В ход идёт не Мьёльнир, и даже не секира, но вилы. Экшн уверенно достигает уровня лучших, но таких немногочисленных динамичных сцен «Взрывной блондинки», снятых длинным планом, и вышеупомянутого «Джона Уика», что и немудрено, если учесть, что Сэм Харгрейв на этом собаку съел. Камера буквально кружит возле героев и устремляется за ними вдогонку, что позволяет качественнее погрузиться в залихватские мордобои и погони на драндулетах, катающихся в странах третьего мира.
Наблюдая за стремительно набирающей обороты эстетикой насилия, творящейся на экране, чётко осознаешь, насколько же подобного рода экшн-сцены смотрятся выигрышно в сравнении с фирменным майклбэевским мелкорубленным монтажом, которым этот блокбастерный клипмейкер так щедро приправляет свои механистические боевики. При этом совершенно геймерская форма повествования, которая в этом случае сойдёт одновременно и за содержание, уместна здесь не менее, чем в каком-нибудь шутере от третьего лица. Главный герой и его юный друг «проходят миссию», после чего недолго толкуют о судьбинушке-злодейке, затем идёт следующий левел, а за ним – очередная «кат-сцена», далее немножко ещё победили врага – и снова пара слов о вселенской несправедливости. Таким образом зрителю абсолютно некогда скучать, лишь бы передохнуть успевал.
Кажется, в полку отменных боевиков новой эпохи прибыло: «Тайлер Рейк: Операция по спасению» не изобретает автомат и не задумывается над экзистенциальными тайнами вселенной, но жанрово – очень аутентичен. По законам жанра силы сторон категорически несопоставимы, но главный герой бьёт в хлебало недругу настолько живо, бодро и киногенично, что и оглянуться некогда. Именно таким и должен быть боевик в 2020 году. А в конце – щепотка драмы, ведь не супергерои же здесь воюют, а простые смертные, пускай и все из себя такие высокопрофессиональные.
Денис Федорук
На Netflix с 24 апреля