Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-25 лучших сиквелов. Часть 2 из 2
Автор: Егор, Игорь, КонстантинДата: 29.10.2017 12:56
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Встречайте сиквел нашего кинотопа. И как любой уважающий себя сиквел, он должен быть как минимум не хуже оригинала, а в идеале превзойти его. Получилось ли?


Редакция нашего скромного журнала о кино могла бы просто сделать подборку лучших фильмов, в названии которых фигурирует цифра «2», но это было бы слишком скучно. Ведь что такое хороший сиквел? Это не просто качественный фильм, это фильм, который хорошо смотрится именно на фоне первой части и оправдывает ожидания зрителей. Поэтому мы составили список тех фильмов, что смогли превзойти оригинальную картину или хотя бы выступили не хуже. Так что не ждите тут какого-нибудь «Крепкого орешка 2», «Шрэка 2» или «Очень страшное кино 2» – при всех их достоинствах мы заявляем, что первые части были лучше.

Итак, ваши задницы ещё не подгорают от всего этого беспредела? Тогда поехали. Проверим, как далеко падает яблоко от яблони и каков радиус разброса этих самых яблок.


ЧЕЛОВЕК-ПАУК 2 (2004)

Радиус: Всё тот же яркий комикс, сдобренный изрядной порцией драмы.

Пожалуй, сложно себе представить более невзрачного врага для Человека-Паука, чем доктор Осьминог. Он не рассыпается на песчинки, подобно Песочному Человеку. Он не парит в небе Ястребом. Он не плетёт сеть иллюзий, как Мистерио, и не превращается в гигантского Ящера. Четыре металлические клешни, да амбиции очередного безумного учёного. Разве из этого можно слепить яркого антагониста? Оказывается можно. И Альфред Молина это явственно доказал. Оставаясь по своей природе кинокомиксом «Человек-паук 2» старается выкрутить ручку драматизма до предела, и ему с легкостью это удается. Штампы супергероики пока не раздражают глаз и воспринимаются легко и ненавязчиво. В таких моментах очень важно чувство меры, нагло отказавшее режиссёру и студийным боссам при работе над третьей частью.



ОТЧАЯННЫЙ (1995)

Радиус: История та же, бюджет выше.

«Музыкант», снятый Робертом Родригесом всего за 7 тысяч (!!!) долларов, вдохновил студию Columbia Pictures выделить уже 7 миллионов на продолжение – ведь это всё равно гроши по американским меркам. И Родригес сделал так, что многие до сих пор считают «Отчаянного» скорее ремейком, нежели сиквелом, но более справедливым будет относиться к этому эпизоду «мексиканской трилогии» так же, как к его спагетти-брату «На несколько долларов больше» из «долларовой трилогии» Леоне – герои знакомы, но всё же в первой части Эль Марьячи хранил в футляре действительно гитару (для самых внимательных в начале сиквела присутствует даже флэшбек, отсылающий к первой части). А посмотреть «Desperado» стоит ну хотя бы ради анекдота, рассказанного Тарантино в баре. Потому что это надо видеть.



ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ 2 (2003)

Радиус: Ошмётки трупов разлетаются дальше и с большей скоростью.

«Смерть нельзя обмануть дважды», – свидетельствует слоган фильма. Хотя продюсеры провернут этот трюк ещё несколько раз. Один и тот же концепт с видением чудовищной групповой погибели провидцем, предупреждением и спасением, а затем длительным забегом от старухи с косой, которая так или иначе догоняет каждого – всё это обыкновенное желание нажиться на зрителе, которому не предлагают по сути ничего нового, кроме череды жестоких «несчастных случаев». И не было бы прощения этой безыдейной поделке, если бы не масштабная сцена автомобильной аварии, открывающая фильм. Нет, и дальше хватало смачных моментов, но тот ад, что происходил на автостраде – выше всяких похвал. Он просто круче всех остальных фильмов франшизы вместе взятых.



БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049 (2017)

Радиус: Там же, но с другого ракурса.

Кто бы знал, что у культового «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта через три с половиной десятка лет появится не просто достойное продолжение, а абсолютно самобытное кино, в чём-то даже превосходящее оригинал. При этом Дени Вильнёв не стал снимать ни замаскированный ремейк, ни примитивный экшн в неоновом свете с обязательной кульминацией в виде смертоубийственного противостояния главных героя и злодея. Постановщик пошёл по своему собственному пути, в разы расширив мир, описанный Ф. Диком и интерпретированный Скоттом, и предложил свой уникальный драматический формат повествования. Прогадал ли – вопрос, не стоящий ответа. Как-никак, самый свежий представитель нашего списка, попавший в десятку лучших прямо во время кинопроката.



БЕЗУМНЫЙ МАКС: ВОИН ДОРОГИ (1981)

Радиус: Яблоки упали там же, почернели и высохли – постапокалиптика же.

Первая часть приключений Макса Рокатански, или просто Безумного Макса, была сделана буквально на коленке – копеечный бюджет не позволил снять около 20% запланированных погонь, одни и те же машины перекрашивали несколько раз, чтобы зрительно увеличить автопарк, монтировать Джорджу Миллеру приходилось прямо на кухне, а единственная натуральная кожаная куртка была лишь у Мэла Гибсона. Результатом стал культовый, но неровный фильм. А вот во второй части Миллер уже развернулся по-настоящему: множество актёров, разнообразнейшие фриковые транспортные средства, литры крови и погони, погони, погони… Честно говоря, до «Дороги ярости» было просто невозможно представить, что Макса можно сделать ещё круче и ещё безумнее.



ЧУЖИЕ (1986)

Радиус: Больше чужих, больше прямоходящих продуктов питания.

Общеизвестный факт: Джеймс Кэмерон снимает лучшие сиквелы в мире. Если только они не про пираний. В «Чужих», к счастью, пираньям место не нашлось, зато количество ксеноморфов значительно возросло в сравнении с оригинальным фильмом Ридли Скотта, где инопланетный совершенный организм был вынужден в гордом одиночестве доминировать в пищевой цепи над горсткой космических шахтеров. В продолжении на место неумехам-работягам пришёл отряд подготовленных коммандос с пушками компенсирующих размеров и пафосными фразочками. Правда, не сказать, что это им сильно помогло. В безусловном плюсе остался только зритель, который после отличного клаустрофобного триллера получает прекрасно сбалансированный фантастический боевик.



ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ (1984)

Радиус: Пара шагов в сторону от основной мифологии франшизы.

За что мы любим истории о похождениях знаменитого чёрного археолога? За экзотические места, нескончаемый оптимизм, вездесущих нацистов, таинственные артефакты и умение искать приключения на ту часть тела, на которой обычно не носят шляпу. А вот «Храм судьбы» любят за то, что там всего этого нет. Разве что за исключением экзотических мест. Второй фильм об Индиане Джонсе вышел мрачным и тёмным, как сердце индийского жреца. Герои получают свою порцию приключений вопреки собственному желанию. Мечты о лёгкой добыче в прошлом, теперь роль первой скрипки играет инстинкт самосохранения. Интересная попытка Стивена Спилберга сделать что-то новое на популярном материале. Впрочем, и сам режиссёр признает, что во второй ленте переборщил с мрачностью и кровавостью.



ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД 5 – ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР (1980)

Радиус: Меньше радиуса взрыва Звезды Смерти, но местами довольно близко к этому значению.

Если вас смущает фильм с цифрой пять в названии в нашем топе сиквелов, значит самое время пойти собирать портфель в школу. Или делать «агу-га», смотрите сами. Оригинальная трилогия «Звёздных войн» началась именно с «Новой надежды» и продолжилась монументальным продолжением с подзаголовком в стиле бондианы «Империя наносит ответный удар». Удар действительно вышел достойным: больше невероятных баталий, причудливых локаций, накала страстей и обреченных стать культовыми сцен. Не зря именно этот эпизод по сей день многие называют лучшим во всей саге. Ведь помимо вышеперечисленных достоинств, здесь также нет кровожадных эвоков, Джа-Джа Бинкса и световых клинков с гардами. Что может быть лучше?



ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: ДВЕ КРЕПОСТИ (2002)

Радиус: Если верить карте, в продолжении охвачено в два раза больше территории или около того (мы не картографы).

По большому счёту всю трилогию Джексона (как и первоисточник Толкина) нужно рассматривать как единое произведение. Единственная разница, что каждый последующий фильм прибавляет в масштабах противостояний сил добра и зла. Если в «Братстве кольца» кульминацией фильма была локальная стычка отряда хранителей с нововыведенной породой орков, то здесь нас ждёт несколько потрясающих воображение сражений, во главе которых особняком стоит Битва за Хельмову Падь, отдельно отмеченная в нашем топе лучших кинематографических баталий. Одной этой затяжной сценой сиквел обскакал предшественника на несколько лиг вперед. Невероятно, но в «Возвращении Короля» Джексон снова прыгнул выше головы, но это уже другая история.



СУДНАЯ НОЧЬ 2 (2014)

Радиус: Вместо небольшого дома в пригороде – целый мегаполис резни.

Когда такие микробюджетные киноэксперименты как «Судная ночь» окупаются в 30 раз, вопрос продолжения обычно не стоит. Вопрос качества, как правило, тоже. Однако это пример исключения из правил. Сиквел во многом за счёт наращивания масштабов и грамотного развития мифологии демонстрируемого мира, получился на голову выше предшественника. Создатели даже не поленились снабдить немалый состав действующих лиц удобоваримым бэкграундом для выработки сопереживания героям. Да и по части старого доброго ультранасилия во втором фильме всё намного разнообразнее и изобретательнее, хотя некоторые сцены и наводят на мысли о некой вторичности. С другой стороны, «Судная ночь» и не позиционирует себя как нечто прорывное и феноменальное.



ТЁМНЫЙ РЫЦАРЬ (2008)

Радиус: Новый эталон в жанре развлекательного интеллектуального кино.

Успех нолановского «Тёмного рыцаря» объясняется банально – его ждали в основном из-за пиара, обеспеченного смертью Леджера. «Бэтмен: Начало» вдохнул новую жизнь в перекаченную по воле Шумахера неоновой психоделией франшизу. Но для Нолана фильм получился достаточно блеклым, а для интересующихся приключениями летучего мыша – излишне сумбурным. Привыкший к карнавальному беспределу зритель сдержанно пожимал плечами. С сиквелом вышло иначе: интернет задыхался от споров по поводу мужественности Хита Леджера. Многие шли в кинотеатры постольку поскольку. И оставались на второй сеанс. Потому что Нолан сделал то, что от него никто не ждал – напряжённую криминальную драму с участием фриков. Снимите маски, поменяйте имена, и лента не потеряет ни грамма своего обаяния. Это ли не признак хорошей истории?



ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ (1991)

Радиус: Закономерное и последовательное развитие идей, заложенных в первой части.

Фильм, подаривший нам бессмертные «Алл би бэк» и «Аста ла виста, бэйби», не зря называют идеальным сиквелом. Его культурное, сценарное и техническое превосходство над первой частью ставится под сомнение лишь самыми упёртыми и упоротыми гиками. Прямой, как рельса, концепт «человек против машины» трансформировался в нечто почти философское «машина становится человеком» – неплохо для фантастического боевика про путешествия во времени, где роботы железными пятками давят черепа! Шверценеггер сыграл свою лучшую роль – его терминатор теперь защищает людей, учится вести себя по-человечески и выглядит по-настоящему уязвимым на фоне жидкометаллического Роберта Патрика. Шикарная динамика, горы саспенса, революционные спецэффекты, запоминающаяся музыка, коронные фразы и радикальное переосмысление главного месседжа первой части «Будущее предопределено» – всё это не устаревший ни на минуту «Судный день», который с успехом шёл в кинотеатрах даже спустя 26 лет после премьеры.


Егор Пичугов,
Игорь Талалаев,
Константин Большаков

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 395 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio