Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-50 лучших баталий в кино. Часть 1 из 3
Автор: И. Талалаев, Е. ПичуговДата: 24.09.2016 17:55
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Вспомним битвы, смотреть которые – одно удовольствие. Если, конечно, вы не слабонервный пацифист или несовершеннолетний беременный либерал. В таком случае не читайте «25-й кадр» никогда. Мы настаиваем. Нам репутация дороже.


Баталия – это внушительное по своим масштабам сражение, огромная битва, снять которую достойно способны единицы, ведь это очень дорогое удовольствие. За свою более чем столетнюю историю кинематограф может похвастаться не таким уж и большим количеством подходящих сцен. Мы не спали два месяца и отобрали лучшие из них.

Никаких пистолетов, ружей, автоматов, ракет, танков и пулеметов. Только старые добрые мечи, топоры, кинжалы, копья, стрелы, катапульты и требушеты. Только хардкор!

Читателям на заметку:
Прежде чем кричать «Где, мать вашу, noname?!!», пересмотрите предлагаемую сцену. Весьма вероятно, что она шикарна, но недостаточно масштабна для того, чтобы называться баталией. Среди критериев оценки мы рассматривали также продолжительность битвы, ее узнаваемость и значимость для сюжета, качество съемки, наличие оригинальных съемочных или сценарных ходов.


БЕЛОСНЕЖКА И ОХОТНИК (2012)

Битва, омраченная совершенно излишними крупными планами Кристен Стюарт, все же попала в наш топ, потому что нужно же нам с чего-то начинать. Тем более, что тут хватает и положительных моментов: неслабый отряд конницы в красивых доспехах спешит штурмовать замок злой королевы, красиво стоящий в отдалении, и все это на фоне красивого побережья… Словом, красоты хватает, нет только красавицы, о которой мычало волшебное зеркало.

Лучший момент:
Требушеты обстреливали конницу так эффектно, что в какой-то момент начало казаться, будто перед нами хорошее кино. Но нас быстро отпустило.

Неожиданный факт:
Откажись Кристен Стюарт от съемок, Белоснежку могла бы сыграть Алисия Викандер, и сцена битвы стала бы еще красивее.



ВРЕМЯ ВЕДЬМ (2011)

Бодрая нарезка, бросающая зрителя сразу в несколько битв легендарных крестоносцев против иноверцев, копьем и мечом отстаивающих свое право на собственных воображаемых друзей. Сражения на любой вкус (днем и ночью, в пустыне и при снегопаде) показаны глазами персонажей Кейджа и Перлмана, словесные перепалки которых (пусть и состоящих из одних клише) придают особый шарм череде батальных сцен, несмотря на не самым старательным образом прорисованные армии. Жаль лишь, что кино в итоге выворачивает совсем в другую степь и становится очередным фильмом с Ником Кейджем последних лет, про который стыдно говорить, что ты его смотрел.

Лучший момент:
Крестоносец Бэймен в пылу сражения пронзающий насквозь своим праведным клинком перепуганную безоружную женщину. Без претензий на оригинальность, все же, сильный момент прозрения.

Неожиданный факт:
Если бы Николас Кейдж не снялся в этой ленте в погоне за гонорарами, то битва вряд ли попала в наш топ: ее бы просто никто не вспомнил.



13-Й ВОИН (1999)

12 викингов и чужеземец-араб с лицом Антонио Бандераса отправляются в опасное путешествие, где им предстоит столкнуться с ордой пожирателей мертвых – чудовищных существ с медвежьими головами. Викинги укрепляют свой лагерь кольями, а когда сгущается тьма, режиссер Джон МакТирнан кричит «Мотор!» и пытается снять хоть что-то в кромешной тьме. Эффектная подсветка факелами определенно играет на атмосферу, но авторы топа еще не забыли детской обиды на «13-го воина»: когда-то давно мы жаждали увидеть мифических монстров, а нам показали лишь варваров в меховых капюшонах. Тьфу, МакТирнан, выше ты не пройдешь!

Лучший момент:
Появление «огненного червя» в туманных сумерках. Увы, это самое начало сцены, лишь предвестник битвы.

Неожиданный факт:
Майкл Крайтон, на чьем тексте базировался сценарий фильма, оттягивал премьеру аж полтора года, добиваясь насыщение ленты поразительными спецэффектами. Увы, в потемках боя мы их не заметили.



АТТИЛА-ЗАВОЕВАТЕЛЬ (2001)

Легендарный правитель гуннов Аттила приближается к финалу своих славных завоеваний – ему предстоит сразиться с войсками римлян и вестготов. Римские легионы удачно расположились на холмистой местности, заставив варваров Аттилы продвигаться не столько вперед, сколько вверх. Битве не хватает лоска и общих планов, а тактические уловки выглядят откровенно бледновато, зато даже неподготовленный зритель начинает болеть за Аттилу. Во-первых, римляне – это коварные гады, бьющие даже в спину, а во-вторых, вождя сыграл сам Джерард Батлер – еще без кубиков на животе, но уже с зычным голосом будущего царя Спарты.

Лучший момент:
Шокированное лицо Аттилы, когда он видит сломанный «меч судьбы» в своих руках.

Неожиданный факт:
В средневековой литературе Аттилу называли Бичом Божьим, рассматривая вождя гуннов как коллективное наказание, посланное людям за недостаточно усердное служение богу. А в вышеописанной битве войска Аттилы представляли скорее какое-то отребье, нежели кару господню.



ГЕРАКЛ (2014)

Нужно было сильно постараться, чтобы обставить генеральное сражение между двумя армиями, одну из которых вел в бой сам Геракл, так странно. Одна из армий (собственно, условно хорошая, которая с Гераклом) выглядит еще неплохо – имеет приличную амуницию, смыкает строй и дружно держит ряды. Но вот их оппоненты наступают на все возможные грабли – рассыпаются и бегут по одному, в результате чего бесславно сливаются об стену щитов. Да и зачем бежать что есть мочи? Чтобы к моменту схватки не осталось сил поднять меч? Но все же Геракл бьется достаточно бодро, а задний план выглядит живо – сойдет для античности.

Лучший момент:
Смиренное ожидание гибели одним из спутников Геракла, Амфиараем, когда он стоит под дождем из стрел, закрыв глаза и раздвинув руки, будто пытаясь обнять смерть. В другой раз, дружище.

Неожиданный факт:
Ингрид Больсё Бердаль, сыгравшая лучницу Аталанту, училась стрельбе из лука несколько месяцев. В итоге во время битвы она выдала такой класс, что мы бы дали ей роль Леголаса. Хотя Орландо Блум чуть красивее.



ЗАВОЕВАНИЕ КОРИНФА (1961)

Как яркий представитель кинобаталий 60-х, это сражение может похвастаться огромной живой массовкой и качественным реквизитом. Но обладает и ключевой проблемой фильмов того времени: отсутствие современных практических эффектов ощутимо обескровило битву, а чрезмерно отточенная техника бей-руби превращает ожесточенную схватку в неподобающе стерильную историческую реконструкцию. И все же, не смеем отрицать, что в свое время даже это должно было смотреться внушительно.

Лучший момент:
Общие планы двух схлестнувшихся армий воистину впечатляют.

Неожиданный факт:
Фильм настолько малоизвестен, что даже не имеет странички на ру-википедии.



ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (1964)

Первое из массовых вооруженных столкновений картины радует (помимо внушающего уважение технического исполнения) интересным выбором локации – в конце концов, не всем же сражаться на лысых пыльных полях! Да здравствует темный задымленный лес! К сожалению, более битва не предлагает зрителю никаких неожиданных маневров или изысков стратегических решений: все сводится к банальному и не слишком продолжительному рубилову, однако, должны признать – для тех времен довольно зрелищному.

Лучший момент:
Боевой прыжок германца с холмистого выступа прямо на солдата римской кавалерии.

Неожиданный факт:
В фильме «Гладиатор» Ридли Скотта также фигурируют в качестве героев император Коммод и его сестра Луцилла.



300 СПАРТАНЦЕВ (1962)

Именно это сражение будоражило воображение несчастных зрителей XX века, не знающих, как может снять битву при Фермопилах Зак Снайдер. Яркая голливудская версия с Ричардом Иганом, действительно больше похожим на царя, нежели на бодибилдера, уже давно и заслуженно считается золотой классикой. В 60-е, когда только ленивый не пытался снять что-то в жанре пеплум, ничто не захватывало так, как подвиг спартанцев, выступивших против армады Ксеркса. К сожалению, в те времена армада не могла действовать в кадре слишком долго и первое сражение пришлось ждать аж 76 минут. Сегодня далеко не все избалованные блокбастерами зрители выдержали бы такой пролог к экшену.

Лучший момент:
Спартанцы ложатся на землю и пропускают кавалерию Ксеркса в свой тыл, а всадники почему-то не топчут их.

Неожиданный факт:
В батальных сценах участвовали военнослужащие греческой армии числом около 5000 человек. Это на две тысячи воинов меньше, чем в действительности было под руководством Леонида в 480 году до н.э.



ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ, ЗАВОЕВАТЕЛЬ ГАЛЛИИ (1962)

Сражение великого Цезаря с галлами в этой киноленте условно включает в себя стратегические перестановки и повороты сюжета, корректирующие баланс сил, что оставляет крайне приятные впечатления при просмотре. Вот правда масштаб постановки постоянно приходится скрывать за крупными планами, отвлекая внимание от бедных малолюдных задников грозными гримасами дикарей и гордым ликом легендарного римского правителя. Местами весьма даже удачно.

Лучший момент:
Битва выделяется наличием прекрасной девы на острие атаки одной из сторон, правда, воительница довольно быстро получает стрелу и совсем не в колено. К сожалению, мы боимся продемонстрировать хоть один кадр с девой ввиду исключительно шакального качества любого скриншота фильма.

Неожиданный факт:
Обычно масштабные пеплумы ассоциируются с Голливудом, но в данном случае фильм сняли в Италии на итальянские деньги и преимущественно с итальянскими актерами.



ГИГАНТ МАРАФОНА, ИЛИ МАРАФОНСКАЯ БИТВА (1959)

Еще один примечательный образец жанра пеплум, выделяющийся среди большинства своих современников интересными техническими решениями: здесь вам и любопытные операторские ракурсы, и разнообразная структура битвы, не ограничивающаяся отрепетированными ударами клинка о клинок. Даже умышленный камнепад на головы недругов в наличии. Печалит и не дает поставить эту сцену выше только довольно скудная продолжительность сражения.

Лучший момент:
Лучники, уничтожающие залпами кавалерию, или запуск катапульт – мы так и не решили.

Неожиданный факт:
У ленты даже по меркам своего времени был очень маленький бюджет, что вынудило режиссеров проявить изобретательность при подходе к батальным съемкам.



БЕЛОСНЕЖКА И ОХОТНИК (2012)

Кто бы мог подумать, что такой унылый фильм, как «Белоснежка и охотник» расщедрится аж на две приличные сцены с битвами? Причем, первая показана уже в прологе, где в королевство со странным названием Табор вторгаются неведомые захватчики, а благородный (цыганский?) король Магнус с конными рыцарями спешит защитить свои земли от неведомых захватчиков, которые оказываются даже вовсе не людьми. Конница смачно врезается в ряды противника и начинает его крушить так, как это и полагается делать в XXI веке – со слоу-мо, яростными криками и шумом сабвуфера. Единственный минус – коротковато. Ах, если бы весь фильм был снят так, как это мощное вступление!..

Лучший момент:
Король Магнус на полном ходу спрыгивает с лошади в самое пекло битвы (кстати, зачем спрыгивать с коня и терять преимущество?) и внезапно раскалывает своего противника на части.

Неожиданный факт:
Это была единственная сцена без участия Шарлиз Терон, когда у нас не кровоточили глаза во время просмотра.



ГЕРАКЛ (2014)

Засада, в которую угодил отряд Геракла, вынужденный занять круговую оборону, в итоге оказалась даже лучше, чем более масштабное и важное по сюжету сражение ближе к концу фильма. Интересная завязка, колоритные противник, здоровяк-рестлер во главе меньшей по численности стороны – казалось бы, идеальная формула добротной схватки. Однако большая часть битвы проходит по каким-то странным стратегически-логическим законам, что существенно портит общее впечатление бодрого, в общем-то, сражения. Да и масштабы, надо признать, для современного кинематографа все-таки несерьезные. Но главное разочарование все-таки в другом: где вообще настоящая гидра, эй?

Лучший момент:
Удар «отравленным ядом гидры» кулаком.

Неожиданный факт:
Борода Дуэйна Джонсона была сделана из шерсти яка. Теперь вам придется смотреть фильм с этой мыслью.



300 СПАРТАНЦЕВ (1962)

Еще одно сражение из культового фильма 60-х, представляющее противостояние элитного войска персидского царя Ксеркса против неустрашимых спартанцев. Впрочем, причины наречения «бессмертных» столь громогласным званием не нашли отражения в сцене битвы: довольно примитивной военной хитростью спартанцы отрезают большую часть вражеских сил огненной стеной и без особых усилий расправляются с легендарными персидскими убийцами. Даже немного обидно за последних: репутация, увы, не сыграла персам на руку.

Лучший момент:
Дезориентированных «Бессмертных» толкают навстречу адскому пламени.

Неожиданный факт:
Единственная сцена столкновения спартанцев и «бессмертных» в нашем топе. Снайдер, конечно, снял красивее, но масштаб сцены не позволяет окрестить ее баталией. Смиритесь.



ПРОКЛЯТИЕ ЗОЛОТОГО ЦВЕТКА (2006)

Попытка свержения императора Мин-Цзуна – самая герметичная батальная сцена в истории, ограниченная со всех сторон высоченными стенами (одна из которых к тому же двигается!). По части креатива ее почти невозможно превзойти – здесь найдется все, за что мы ценим азиатское кино: летающие ниндзя, высоченные передвижные стены, пышные наряды, выверенные до последнего миллиметра эффектные позы, миллионы стрел, ну и конечно, кровища на хризантемах, натуральные горы трупов, звериная жестокость и никакой пощады врагам. Несмотря на поражающий воображение размер массовки (сюда, кажется, согнали половину Китая), есть у битвы и недостатки – например, доспехи, которые сделали, видимо, из фольги.

Лучший момент:
Разумеется, лучшее, что есть в этой безумной эпической битве – это забота о зрителе, которую проявили реквизиторы, видимо, понимающие, что одних китайцев от других не отличит даже сам Мин-Цзун, а потому одно войско одето в золотые одежды, а другое – в серебряные. И понятно, и красиво, спасибо.

Неожиданный факт:
При бюджете в $45 млн. это был самый дорогой китайский фильм своего времени. И это заметно буквально в каждом кадре.



БИТВА УМОВ (2006)

За одно только применение навоза как надежного огнеупорного материала для укрепления обороны крепости эта битва заслуженно оказалась бы в нашем топе. Но одним только г[shit!]ном дело не ограничилось: впечатляющие общие планы (выполненные не без привлечения посредственного CGI, но все же), применение химического оружия (за 4 века до нашей эры, Карл!), партизанские вылазки в пылу сражения и прочие любопытные сцены, снятые на вполне серьезном уровне для азиатского кинематографа.

Лучший момент:
Панорама из горящих заживо воинов.

Неожиданный факт:
Фильм снят силами сразу трех азиатских стран: Китая, Японии и Южной Кореи.



МОНГОЛ (2007)

Приятно, что столь сложные в съемках и ресурсозатратные сцены покоряются и нашим режиссерам. Сергей Бодров старший долго запрягал с финальным противостоянием двух братьев (Темуджина и Джамуху), но когда на горизонте замаячили титры, отпираться дальше стало невозможно и он заставил-таки сойтись армии монголов лицом к лицу. Численный перевес был на стороне Джамухи, но у Темуджина была его знаменитая стратегия: казнить не только тех, кто бежит с поля боя, но и их товарищей. Российско-немецко-казахстанских денег хватило на масштабные общие планы, но в сражении успела поучаствовать лишь горстка воинов с той и с другой стороны – дальше Бодров променял баталию на грозу, которую боятся все монголы. А русские бы лучше посмотрели дальше битву.

Лучший момент:
Атака кавалеристов Чингисхана в эффектных доспехах, загнутыми клинками вспарывающих своих противников. Никакой логики, просто красота постановки и компьютерные брызги крови.

Неожиданный факт:
Темуджина сыграл Таданобу Асано (японец), а его родного брата Джамуху – Сунь Хунлэй (китаец).



Игорь Талалаев,
Егор Пичугов

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 82 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio