ДОМ СТРАННЫХ ДЕТЕЙ МИСС ПЕРЕГРИН (MISS PEREGRINE’S HOME FOR PECULIAR CHILDREN)
2016, Великобритания, Бельгия, США, 127 мин.
Жанр: фэнтези, драма, приключения
Режиссер:Тим Бёртон
В ролях: Ева Грин, Эйса Баттерфилд, Сэмюэл Л. Джексон, Джуди Денч, Руперт Эверетт, Эллисон Дженни, Крис О’Дауд
Необычные истории, рассказанные самым родным человеком на планете, чудовища, приходящие в кошмарах, и нулевая социализация главного героя – кажется, роман Ренсома Риггза был написан специально для того, чтобы за его экранизацию взялся известный голливудский сказочник. В правильности выбора зрителю предлагается убедиться еще во время начальных титров, в завязке же знакомый трепет погружения в мрачную сказку доходит до пика – атмосфера накаляется, а сцена в ночном лесу нагоняет примерно тот же ужас, каким в свое время была пропитана «Сонная лощина».
Причудливая история слегка притормаживает во время сеансов терапии, призванных помочь мальчику смириться с потерей, но вот наконец Джейк, жаждущий своими глазами увидеть дом, о странных обитателях которого ему рассказывал дедушка, оказывается в Уэльсе. Сопутствующих проблем несколько: во-первых, отец, вызвавшийся в качестве сопровождения, и ведомый желанием уехать подальше от жены, чтобы спокойно выпивать и проводить дни за изучением птиц. Во-вторых, не слишком дружелюбные и явно чудаковатые обитатели острова. В-третьих, обнаружение того самого детского дома в состоянии полного разрушения вследствие падения на него бомбы в сорок третьем году. После этого неприятности не заканчиваются, но принимают более фантастический оборот: Джейк наталкивается на компанию, присланную хозяйкой дома специально за ним, и попадает во временную петлю, в которой всегда стоит солнечный день третьего сентября сорок третьего года. После нескольких часов со старыми-новыми знакомыми Джейк возвращается в две тысячи шестнадцатый и понимает, что в реальном мире что-то не так: зло, уничтожающее необычных детей, готово на все, чтобы добраться до петли мисс Перегрин.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-miss_peregrine_2_r.jpg)
Казалось бы, можно ли желать большего? На первый взгляд «Дом странных детей» чуть более, чем полностью состоит из компонентов успешного «бёртоновского» фильма: сюда перекочевали и типичные для Тима персонажи, включая недалеких и жестоких «обычных» детей и зловещих незнакомцев, и авторские зарисовки, вроде той, в которой чудовищ под зажигательный трек избивают скелеты (анимационность картинки зашкаливает и это приятно), странные места вроде затопленного столетие назад корабля и дома, в который каждый день почти попадает нацистская бомба. Другими словами, здесь есть все то, что мы любим и ценим в работах режиссера. Но в то же время, в «Доме странных детей» критически не достает нужной атмосферы. Мы говорили о наводящей ужас сцене в лесу, в самом начале фильма? Так вот, это была иллюзия. Обманка. Игра теней. Капля саспенса, рассеивающаяся уже несколько минут спустя.
То, на что с самого начала делался акцент – впечатляющие концепты – ложатся на второстепенный, по сути сюжет, и оказываются не преимуществом, а тянущим картину на дно нереализованным потенциалом. Перекроенная книжная фабула, на которую жалуются фанаты, при этом даже не является главной проблемой – гораздо больше внимания обращают на себя сценарные дыры и затягивание сюжета. Метания главного героя между миром, о котором он столько слышал, и реальностью вызывают сомнения – его не все принимают в доме, ему ничего ни о чем не рассказывают, приглашая, однако, приходить, когда ему только вздумается. С семьей тоже проблемы – особо теплых отношений замечено не было ни с кем, кроме любимого, но, к сожалению, почившего дедушки, из-за чего складывается впечатление, что Джейку нет смысла оставаться где-либо вообще. Рядом – сомнения главной героини из разряда «я дала обещание больше никогда не любить, но как-то не выходит» и ревность одного из старших ребят. Самим персональным «особенностям» детей при этом отведено практически минимальное экранное время, даже перед лицом смертельной опасности: слишком вяло и неохотно они спасаются, слишком много возможностей для этого самого спасения. Конечно, в итоге каждому достанется по минутке славы, и кое-кто при этом все равно успеет удивить своими способностями, но общее впечатление окажется смазанным.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-miss_peregrine_3_r.jpg)
Не улучшает ситуацию ни монтаж, оставляющий ощущение недосказанности, ни юмор, местами едва ли не третьесортный, ни главная злодейская партия, отошедшая Джексону. Вместо гротеска и колорита здесь – сплошное кривляние и переигрывание, вместо обоснованных претензий на роль главного «плохого парня» – выходящая за рамки разумного идея восстановления потерянного облика через пожирание детских глаз. А самое главное – тотальная неспособность и даже нежелание заявить о себе как о существе, которого надо бояться.
Все это делает «Дом» детским, что никак не вяжется хотя бы с той же идеей пожирания глаз, и предсказуемым, что уже кажется далеким от кинематографического таланта Бёртона. В стандартной истории о том, как кто-то поверил в себя, нет ни зачаровывающего мрачного романтизма, ни трагедии, даже драматизм некоторых эпизодов чаще всего оказывается подлогом. В итоге, общее впечатление тоже подходит под такое определение: ждали, как и всегда, чего-то особенного, а в итоге получили штамповку, в которой авторское видение и шарм проявляются в крайне незначительных количествах, а единственная отдушина заключается в деталях, которые приходится выискивать, скучая всю остальную часть времени.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 6 октября