Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Чужестранец (The Stranger), 1946
Автор: Сергей ЛозовскийДата: 17.04.2012 11:36
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ВОЗМЕЗДИЕ

ЧУЖЕСТРАНЕЦ (THE STRANGER)
1946, США, 115 мин.
Жанр: фильм-нуар, триллер, драма, криминал, детектив
Режиссер: Орсон Уэллс
В ролях: Эдвард Дж. Робинсон, Лоретта Янг, Орсон Уэллс, Филип Меривэйл

Орсон Уэллс относится к той славной когорте режиссёров, что своим дебютным фильмом устанавливают планку, до которой потом всю жизнь допрыгнуть не в силах. И пусть он так и не снял второго «Гражданина Кейна», но быть может именно это стремление повторить и превзойти свой первый успех, этот вечный потолок над головой вызывает непреодолимое желание пробить его и увидеть голубое небо недостижимого абсолюта. Орсон Уэллс по праву отвоевал свое место на пантеоне великих, и не только в качестве автора одного шедевра. Пусть даже отчасти добирая не столько качеством, сколько количеством.

«Чужестранца» Уэллс снял через пять лет и два фильма после «Кейна», но главное не это. Главное то, что он был снят всего через год после окончания Второй мировой войны. Снимая историю охоты на нацистского преступника, спрятавшегося под поддельным именем в американской глубинке, режиссёр нехитрым языком «чёрного» детектива рассказывает вполне злободневную историю, достойную, быть может, и более серьёзного подхода. Однако Уэллс сделал вполне классическую нуаровую сказку – стильную и остросюжетную, но при этом совершенно не претендующую на роль шедевра мирового кино.

История о том, как инспектор Уилсон ловил крупного нацистского преступника в исполнении, кстати, самого Орсона Уэллса, полна натяжек и условностей как в мелочах, так и в целых сюжетных линиях. Но только дело не в этих условностях, благо, стиль нуара к тому располагает. И если в одних фильмах водители могут подолгу трепаться за рулем, вовсе не глядя на дорогу, то и здесь игра в шашки между героями вполне может проходить по правилам, поставившим бы в тупик самого изобретателя трехмерных шахмат Шелдона Купера. Любители искать блох могут собирать скриншоты с ляпами весь фильм, прочие просто получают удовольствие от сюжета и обкусывают ногти в ожидании развязки.

Конечно, нуар невозможен без женщины. И пусть Лоретта Янг – не фемм фаталь и не циничная стерва, но всё же волею судьбы ее персонаж Мэри Лонгстрит становится тем центром притяжения, вокруг которого закручивается детективный сюжет. Именно она, пребывающая в блаженном неведении невеста одного из идеологов нацизма Франца Киндлера, скрывающегося в городке, случайно встречает Конрада Майнике – ещё одного военного преступника. По пятам за Майнике следует инспектор Уилсон, справедливо полагая, что мелкая рыбешка может вывести на крупного хищника. Конрада вскоре убивают, а Мэри оказывается важнейшим звеном цепи, готовой вот-вот обхватить горло Киндлера. Действие разворачивается стремительно, с каждой минутой хронометража вокруг преступника плетётся всё более плотная сеть. Мистер Уилсон целенаправленно и в высшей степени профессионально ведёт свою игру, неизбежно, шаг за шагом подталкивая Киндлера к обрыву, к ситуации, в которой у того будет лишь два выхода: сдаться либо умереть. И возмездие для злодея получается эффектным и абсолютно достойным финала этой истории.

С оглядкой на злободневность, «Чужестранец», конечно, не прошёл незамеченным, получив несколько номинаций на крупнейших кинофестивалях. Но награды обошли фильм. Однако его плюсы весомы и делают «Чужестранца» достойным просмотра даже сейчас, спустя шестьдесят шесть лет и десятки фильмов на тему поисков военных преступников. Прежде всего это, конечно, закрученный сценарий, но и актерская игра, и классическая нуаровая режиссура Орсона Уэллса не устарели даже в наш век клипового монтажа и компьютерных спецэффектов. Это действительно хороший образчик детективного жанра, который и сегодня смотрится с неподдельным интересом.

Сергей Лозовский
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 56 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio