Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Профессия: Полицейский
Автор: Татьяна ГоршенинаДата: 20.06.2009 20:51
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (4)

Говорить о том, что фильмы о полицейских составляют особый жанр, было бы преувеличением. В действительности за освещение этой профессии в кино отвечают три направления. Первое из них - слегка подзабытый боевик, какими нас пичкали в 80-90-е годы («Танго и Кэш»). Полицейские из боевиков не закидывают ноги на стол в прокуренном кабинете, а все больше бегают в бронежилетах и громыхают тяжелым вооружением. Направление еще не окончательно кануло в Лету, что подтверждает недавний «S.W.A.T.: Спецназ города ангелов» или французское «Осиное гнездо», но вынуждено было подвинуться, уступив место второму направлению, а именно - настоящей полицейской драме. Даже о традиционных американских копах, выезжающих на место преступления с непременным кофе и пончиками, теперь снимают драматические истории («Нападение на 13-й участок», «Короли улиц»). Третье направление - полицейская комедия.

Помимо пресловутого пончико-кофейного пайка, в фильмах о работе полиции наберется еще немало штампов. Образ копа - один из самых клишированных в мировом кинематографе. Сигарета, кобура, наручники, выбивание дверей плечом, игра в «хорошего-плохого», собственные запутанные отношения с законом, которому герой номинально служит. Вопрос в том, действительно ли он его охраняет, или же заменяет закон собой? Зачастую внутренний конфликт героя сопровождается противостоянием с коллегами или с преступником. В том случае, конечно, если преступник не мобильные телефоны крадет, а представляет собой могучий криминальный ум, достойного соперника. Герой-полицейский может бороться, впрочем, и на два фронта, чем занимается, например, Уилл Дормер, сыгранный в «Бессоннице» Аль Пачино.

Одним из самых острых моментов в полицейских драмах нередко становится внутренний диалог героя, в котором он определяет свою роль в охране правопорядка. Полиция ведь должна заниматься розыском преступников, за наказание отвечают другие учреждения. Но, как это прозвучало в вышедшем на экраны в 2008 г. «Праве на убийство»: «большинство уважают значок, пистолет уважают все». Власть значка перестает действовать там, где начинается законное правосудие, но власть оружия дает шанс в нем все же поучаствовать. Перспектива, перед которой кинокопам бывает сложно устоять.

Возможность, которой воспользовались полицейские в таких фильмах, как «Бессонница» (реж. Кристофер Нолан), «Право на убийство» (реж. Джон Эвнет), «Семь» (реж. Дэвид Финчер) и «Однажды в Марселе» (реж. Оливье Маршаль).

Фильмы про полицейских популярны во многих странах. О служителях закона снимают в Европе (Великобритания, Франция, Италия, Германия), в Китае (помните лихие ранние роли Джеки Чана?). Индийскому кинематографу свойственно четкое разделение на положительных героев и «бэдгаев», которым противостоит, разумеется, бравая полиция. И в России эту тему не обошли, но представлена она в основном сериалами с криминальной тематикой (нет сейчас Высоцкого, чтобы сыграть Жеглова!). Из снятых в недавнее время полнометражных фильмов можно выделить «Кармен» Александра Хвана. Главный герой драмы -скромный милиционер Сергей, которого страсть к заключенной вынудила пойти против интересов службы. Незамысловатый сюжет о соблазнительнице с табачной фабрики. И не важно, что фабрика эта находится в тюрьме. Между прочим, история служителя закона и беглой преступницы не единственная попытка экранизировать классический сюжет. В один год с Хваном о красивой и опасной Кармен выпустил фильм Висенте Аранда. Режиссер известен своими весьма вольными рассказами о дамах голубой крови. Возможно, читатели помнят его «Византийскую принцессу» или «Хуану Безумную». История роковой соблазнительницы и сержанта Хосе заставила его обратиться к пролетариям. Два года спустя вечный сюжет Проспера Мериме воплотили и в Южной Африке. Рассказ о безжалостной женщине и мужчине, бросающегося ради любви в омут с головой, продолжает быть одним из самых притягательных тем для режиссеров всего мира. И российская версия, в которой любовников сыграли Игорь Петренко и Ольга Филиппова, безусловно, имеет место быть. Возвращаясь к нашей теме, это, пожалуй, самый яркий современный российский фильм о милиции.

Киноиндустрии практически всех стран мира неизменно конкурируют с голливудской продукцией, но из европейских стран только Франции удалось выиграть борьбу за зрителя: отечественное кино там всегда имеет большую кассу, чем американское. Поэтому интересно сравнить, в чем особенности полицейской тематики в кино этих двух стран.

АМЕРИКАНСКИЕ КОПЫ

Для голливудской продукции на полицейскую тему важна идея партнерства. Среди знаменитых кинонапарников много американцев. Матрин Риггс и Роджер Мертаф из «Смертельного оружия», инспектор Ли и детектив Картер из трилогии «Час пик», Танго и Кэш, о которых мы уже вспоминали. Кроме того, прописную истину, согласно которой дети и животные в кадре затмят любого актера, никто не отменял. Поэтому вспомним и такие дуэты, как Тернер и Хуч из одноименного фильма или Майкл Дули и пес Джерри Ли из «К-9: Собачья работа».

Успешность идеи с напарниками не приходится долго доказывать. Если бы она не работала, «Смертельное оружие» не обзавелось бы тремя продолжениями, да и сотрудничество Криса Такера и Джеки Чана не возобновлялось бы с завидным постоянством. Как это всегда бывает, комедийная американская команда азиата и афроаме-риканца оказалась хорошо забытым старым. Чан и Такер вовсе не первопроходцы. В далеком 1986 г. в фильме «Полицейская академия 3: Переподготовка» сработались Монсиньор Джонс и стажер из Японии Ногата. Звукоимитатор сержант Джонс дал кадету пару-тройку советов, как соблазнить сногсшибательную Каллахан, а японец привнес в борьбу с уличными беспорядками шик восточных боевых искусств. Это очень в духе напарничества, служащего, помимо всего прочего, высокому предназначению - политкорректности. Большинство подобных дуэтов - межрасовые. Впрочем, напарникам не обязательно различаться по цвету кожи. Гораздо важнее (особенно в комедиях) различаться в принципе. По характеру и даже визуально напарники должны быть полными противоположностями друг другу- Как шутник Ма-хоуни и серьезный великан Хайтауэр, или как забитый Свитчек и исправившийся бандит Зед все из той же «Полицейской академии». Современные полицейские комедии поддерживают традицию. Главные напарники последних лет - «таксисты» Эмильен и Даниэль, - замечательно друг друга дополняют и уравновешивают.

Сюжет американских фильмов о полицейских может развиваться и вокруг допроса. В этом случае преимущество не всегда на стороне служителей правопорядка. Примерами ярких кинодопросов могут послужить такие ленты, как «Детектор лжи», вышедший на экраны в 1997 г., или «Под подозрением» (2000 г.). Оба фильма, несомненно, будут интересны поклонникам жанра. Интрига в них складывается вокруг противостояния полицейских, расследующих жестокое убийство, и неординарных подозреваемых. Отрицательные герои - Тим Рот и Джин Хэкмен, соответственно, - выходцы из лучших семей, выпускники элитных университетов. На первый взгляд, полиции просто нечего им противопоставить. Не механического же психолога в виде прибора для измерения давления. И не потрепанного следователя, живущего от зарплаты до зарплаты. В этих психологических триллерах допрос - игра в кошки-мышки, интеллектуальный поединок, в котором полицейским не удастся все время быть на коне. Без такого штампа, как разделение на плохого и хорошего копа не обошлось, но перед лицом по-настоящему сильного соперника у них уже не получается слаженно работать командой. Не служители закона подбираются к правде с разных сторон, а предполагаемый преступник стравливает напарников, чтобы уйти от наказания.

К американским фильмам, посвященным работе полиции, относятся и те, чьи герои служат в ФБР. И полицейские, и федеральные агенты занимаются, по сути, одним и тем же - проводят расследования. Немного на разных уровнях: у ФБР больше полномочий, потому у полицейских подчас зуб на них, да и самые громкие дела достаются агентам. Но все же в большинстве картин эти профессионалы сотрудничают друг с другом. Агенты ФБР в кино - это, прежде всего, Кларисса Стерлинг и Уилл Грэм, приставленные к доктору Ганнибалу Лектору. За исключением неудачной поделки 2007 г., фильма «Ганнибал: Восхождение», экранизации романов Томаса Харри-са по праву считаются классикой жанра. Лавры маньяка Лектора и его преследователей не дают спокойно спать кинодеятелям всего мира. Одна из последних попыток догнать и обогнать Голливуд была предпринята немецким режиссером и сценаристом Кристианом Алвертом, снявшим в 2005 г. «Антитела».

Проблема фильма, прежде всего, в полном отсутствии самоиронии. А ее хотелось бы увидеть, тем более что бесспорная вторичность проекта признается и самими создателями «Антител». На постерах к фильму и на DVD-боксах они, не стесняясь, утверждают, что картина выполнена «в лучших традициях «Молчания ягнят» и «Ганнибала». О «Красном драконе» Бретта Рэтнера упомянуть, к сожалению, забыли, но, когда смотришь «Антитела», о предыстории доктора Лектора вспоминаешь не раз. На тщательное копирование ушло, видимо, порядком сил и времени. Татуированный маньяк - привет Зубной Фее -Рэйфу Файнсу. Сельский полицейский Михаэль Мартэнс, изрядно напоминающий инспектора Барнеби из «Чисто английского убийства», тем не менее, старательно подражает федеральному агенту Грэму, блестяще исполненному Эдвардом Нортоном в «Красном драконе». В довершение, неудобоваримая психологическая составляющая отношений Мартэнса и допрашиваемого им педофила. Велосипед решили не изобретать и обошлись верным средством в виде разговора по душам через прутья решетки. Прием, доказавший свою эффективность. Работает он, правда, если диалог разыгрывают актеры уровня сэра Хопкинса.

Американцы, помимо полнометражных фильмов о полицейских, традиционно радуют нас качественными многосерийка-ми. Навык производства долговечных сериалов о профессионалах (будь то «Скорая помощь» или «Закон и порядок») не теряется, а только совершенствуется. Одно из открытий последних лет - «CSI: Место преступления», проект, к которому приложил руку рекордсмен кассовых сборов Джерри Брукхаймер. Сериал, освещающий нелегкий труд криминалистов, вскоре обзавелся последователями: если начиналось все с команды доктора Гила Гриссома в Лас-Вегасе, то в настоящее время параллельно проходят съемки трех независимых сериалов, объединенных идеей показать работу специалистов по осмотру места преступления. Они снимают отпечатки пальцев, определяют траекторию полета пуль, занимаются в лаборатории анализом ДНК. Размах криминалистической деятельности действительно впечатляет. Нам показывают работников на все руки от скуки. Они должны разбираться и в биологии, и в физике, и в химии. Универсальность криминалистов Лас-Вегаса, Майами и Нью-Йорка поощряет возникновение гипотез вроде той, что «CSI» - ни больше, ни меньше, чем госзаказ, направленный на то, чтобы увлечь молодых американцев естественными науками. Было просто необходимо поднять их престиж в образовании, так как естественное направление до «CSI» популярностью отнюдь не пользовалось. Зато теперь все хотят быть, как Гриссом и Дэнни, и усердно всматриваются в колледжах в микроскоп. Вот она - сила искусства.

По сравнению с полнометражными фильмами, в детективных сериалах образ полицейского, как правило, смягчен. Служитель закона может, как инспектор Барнеби, больше походить на доброго соседа, чем на сурового борца с преступностью. Прибавьте к этому набор «фишек», которые кочуют из серии в серию. Например, в «Комиссаре Рексе» это был ритуал булочек с колбасой, а в «Коломбо» - разговоры о загадочной миссис Коломбо, которую нам так и не показали, но увидеть ее очень хотелось. Собственно, эти клише и составляют отличие одного сериала от другого. Современные и во многом более качественные проекты, такие как «CSI: Место преступления», не отказываются от подобных заготовок. Если верить утверждающим, что сниматься в сериале - как работать на заводе в три смены, то клише облегчают жизнь сценаристам и актерам. Придя на съемочную площадку, Дэвиду Карузо (лейтенант Кейн, «CSI: Miami»), достаточно наклонить голову и обвести всех фирменным оценивающим взглядом, - и он в образе. А его коллега Ханди Александр (патологоанатом Алекс) во время аутопсии традиционно ведет с покойниками задушевные беседы.

«Чисто английское убийство», впрочем, сошло бы и за антиутопию, а не только и не столько за детективный сериал. Нам же показывают, на что способен человеческий род в заданных условиях: ограниченное пространство (один сельский округ Англии), замкнутое сообщество, все друг другу сватья-зятья, все благопристойные англичане. Почти по Голдингу, не хватает только катализатора в виде, скажем, Третьей Мировой. Наверное, поэтому так сложно поверить, что в Соединенном Королевстве на каждые две-три деревни приходится отдел по раскрытию убийств.

РУССКИЕ МЕНТЫ

В отечественном кинематографе за освещение благородной профессии отдуваются все больше сериалы, многие из которых являются адаптацией зарубежных телевизионных драм, посвященных труду полиции. Например, один из российских каналов запустил производство сериала, подражающего «CSI: Место преступления». К слову, этот же канал показывает и первоисточник. Таким образом, зрителю даже не придется щелкать пультом, чтобы сравнить оригинал о криминалистах и местную поделку под названием «Безмолвный свидетель».

«Безмолвный свидетель» страдает буквализмом в крайне тяжелой форме. Если в каждом из трех городов, работу криминалистов которого показывают нам в трех версиях забугорного сериала, основная нагрузка ложится на плечи неизменно харизматичного руководителя лаборатории, то и отечественные сценаристы решили не отставать. Единственный плюс в их затее - выносить умудренного годами службы и оттого докучливо всезнающего следователя Малова придется лишь полчаса. Хватило совести урезать продолжительность одной серии ровно вдвое. Но и этому светлому пятну не порадуешься, потому что в финале каждого эпизода бесцветный закадровый голос выдает мораль басни. Что-то настолько же содержательное, как «Не суй пальцы в розетку - ударит током».

Другой российский телеканал, нимало не смущаясь, заполняет большую часть эфирной сетки криминально-милицейскими сериалами, по крайней мере, два из которых - столь же прямолинейные адаптации до боли знакомого по бесчисленным повторам «Закона и порядка» и «Комиссара Рекса». Если первый не только сохранил оригинальное название, но и элементы оформления, то сериал о несении службы четвероногим решили все же переименовать в «Возвращение Мухта-ра». Ситуация, хотя и печальная, но удивляться нечему. Программы российского телевидения медленно, но верно заполняют адаптации западных проектов, от сит-комов до детективов. Имело место покушение даже на сериал о сельских полицейских: местным инспектором Барнеби считайте Сергея Безрукова из «Участка».

Еще несколько лет назад криминально-детективная тематика безоговорочно доминировала в темах для российских сериалов. В последнее время проекты на несколько сотен серий снимают уже не только о ментах, но и о циркачах, цыганах, туристках с амнезией. Словом, суровых парней в форме подвинули мелодраматические герои. Привычные «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности», лидеры 90-х, исчезли с экранов. Ностальгирующие по детективно-приключенческим сериалам могут увидеть их, однако не в прайм-тайм.

Лучшее время отдано на откуп душещипательным историям, в аутентичности которых позвольте нам также усомниться.

А было время, когда сниматься в детективных сериалах было незазорным даже для наиболее именитых российских актеров. Достаточно вспомнить Елену Яковлеву, ставшую Настей Каменской из экранизаций романов Александры Марининой. Яковлева по-прежнему совмещает работу в театре «Современник» у Галины Волчек и съемки в «Каменской». Совсем недавно можно было лицезреть европейские приключения аналитика с Петровки.

Еще парочка считающихся достаточно серьезными для того, чтобы играть в спекталях «Белая Гвардия» и «Гамлет» актеров, Константин Хабенский и Михаил Пореченков, своей популярности обязаны во многом сериальному прошлому. Трамплинами для них стали «Убойная сила» и «Агент национальной безопасности». Такова специфика отечественного кинобизнеса - каждый вертится, как может. Актеры не могут позволить себе слишком придирчиво подходить к выбору ролей. К тому же, детективные сериалы идут в наших широтах с неизменно высоким рейтингом. Пока публика готова их смотреть, новые «Менты» и адаптации зарубежных полицейских киноновелл продолжат регулярно появляться на наших экранах.

Если мы говорим о фильмах полицейской тематики, то, помимо служителей закона, в них в большей или меньшей степени фигурируют их противники, преступники. А это значит, что в центре сюжета фильма или сериала могут быть либо сотрудники правоохранительных органов, либо криминальные элементы. Наша статья о том, как в фильмах освещают одну из самых кинематографичных профессий, профессию полицейского. Вот почему так сложно говорить о том, что снимают на эту тему в России. Несмотря на то, что, если сериал не откровенно мелодраматический, вероятность обнаружить в нем следователя/участкового/гаишника крайне высока, отсюда еще не следует, что эти персонажи полноправно участвуют в развитии сюжета. Они могут быть нужны исключительно как антагонисты. Разумеется, положительными героями, которым зритель должен сопереживать, тогда становятся разного рода «бригадиры». Происходит подмена понятий: если западные детективные сериалы всячески демонстрируют, что служить в полиции и почетно, и по-настоящему захватывающе, то наше телевидение уделяет подозрительно много внимания освещению блатной романтики. Учитывая пагубные последствия «Бригады» (появление банд, участники которых подражали героям печально известного сериала), тенденция кажется весьма тревожной. Хотя о «Бригаде» и говорят как о проекте, который вывел телевидение в России на новый уровень, криминальные сериалы - тот случай, когда имеет значение не только качество и художественная ценность фильма, но заложенный в него посыл. Неслучайно на заседаниях Союза Кинематографистов российский кинематограф обвиняют в безнравственности.

ФРАНЦУЗСКИЙ ШИК

Слово «коп» отлично знакомо всем по голливудским фильмам о полицейских. Его французский аналог, «флик», слышали не все. Поклонникам жанра он, безусловно, знаком. Хотя бы по классической «Полицейской истории» (Flic Story) с Аленом Де лоном и Жан-Луи Трентиньяном. Новую полицейскую историю во французском кинематографе пишет режиссер и сценарист Оливье Мар-шаль. Его пристрастие к данной тематике неслучайно: Маршаль сам когда-то служил в полиции. Еще не расставшись с жетоном, он начал брать уроки актерского мастерства. Карьера Маршаля на ТВ началась с исполнения второстепенных ролей в детективных сериалах. Ему доводилось писать к ним же сценарии. Оливье Маршаль продолжает сниматься в фильмах, посвященных полиции, но в настоящее время большее значение придает своей сценарной и режиссерской деятельности.

Что дал Маршалю его полицейский опыт? В первую очередь, свободный от штампов подход к изображению служителей закона. В его фильмах не увидишь классических напарников-неразлучников. Как, впрочем, и слишком очевидного и потому скучного противостояния плохого и хорошего полицейских. Среди его героев нет ангелов со скромно спрятанными за кобурой крыльями. Это обычные люди со своими противоречиями и темными местами в личных делах. Они не роняют скупую слезу, рассказывая, как решили посветить себя данной профессии еще в 4 года, увидев, как дядя-полицейский лихо снимает с дерева соседского котенка. Да, на них вытянутые футболки и некоторым из них следовало бы чаще мыть голову, но героям Маршаля веришь больше, чем копам от гламура. Таким, как Уилл Смит или Пол Уокер.

Это то, что привнес режиссер. Что же касается прочих атрибутов французского кино, то, например, в «Гангстерах» они есть: красивые, смелые и загадочные женщины; предательство и преданность; намеки и признания; тонкая сеть интриг и дерзких манипуляций. И, конечно, жестокость. Вот уже 10-15 лет деятели культуры считают своим долгом раскрывать нам глаза на пропаганду насилия в СМИ, связывая ее, как правило, с американскими фильмами. Может быть, раньше дела так и обстояли. Но современное французское кино по количеству и откровенности жестоких сцен заткнет среднюю американскую киношку за пояс. За примерами далеко ходить не надо: «Империя волков» (реж. Крис Наон), «Осиное гнездо» (реж. Флоран Эмилио Сири), старая добрая «Королева Марго» Патриса Шеро, не говоря уж о «Необратимости» Ноэ.

Видимо, неслучайно только во Франции свои фильмы чаще показывают на широком экране, чем голливудские. Тамошние студии держат нос по ветру, улавливают малейшие колебания зрительского интереса и спекулируют на них. Но дело не сводится к подражанию «фабрике грез». Французское кино, как и европейское в целом, меньше зависит от канонов, меньше полагается на киноштампы и не развивается в рамках соцзаказа.

Знакомство российского зрителя с творчеством Оливье Маршаля началось с фильма «Гангстеры», вышедшего на экраны в 2002 г. «Гангстеры» - качественное кино с атмосферой; ему присущи высококлассная детективная интрига, убедительность сюжета и игры актеров. Дебют послужил в карьере Маршаля разминкой перед по-настоящему значимой работой. На этой картине он отточил свои приемы, выработал стиль повествования и вывел персонажей, шагнувших вместе с ним в «Набережная Орфевр, 36» и «Однажды в Марселе».

Оливье Маршалю удалось собрать команду актеров, кочующих с ним из фильма в фильм. Движение могло бы быть сравнимо лишь с мельканием до боли знакомых лиц в бразильских сериалах, если бы такое кастинговое постоянство не оправдывало себя неизменно безупречным попаданием в образы. Зрителям, знакомым с работами режиссера, не составит труда узнать жену Маршаля, Катрин, сыгравшую во всех трех фильмах, Джеральда Лароша (Марк Янсен в «Гангстерах» и Матео в «Однажды в Марселе»), Франсиса Рено (Рокки в «Гангстерах» и Ковальски из «Однажды в Марселе»). Плодотворным оказалось сотрудничество и со многими другими актерами, идеально подходящими для ролей полицейских. Если оставить в стороне две совместные работы Маршаля с Даниэлем Отоем (поспедний в представлениях не нуждается), то о Франсисе Рено стоит сказать отдельно. Полицейский жанр для него не в новинку: он снимался и в «Багровых реках 2», и в недавнем «Втором дыхании». Но именно Оливье Маршаль предложил Рено роли, в которых его заметили. Если требуется сыграть не просто плохого копа, а насквозь прогнившего, скотского полицейского, то лучшей кандидатуры, чем Франсис Рено, не найти.

Лучшая на сегодняшний день работа Оливье Маршаля - «Набережная Орфевр, 36», - безусловно, вершина его фильмо-графии. Эту ленту можно смело назвать и главной полицейской драмой нулевых.

В названии фильма использован знаковый и легко запоминающийся адрес, несомненная парижская достопримечательность. Однако в дальнейшем не будет ни романтических видов французской столицы, ни растиражированной фильмами-открытками Эйфелевой башни.

Не посмотрев «Набережную Орфевр, 36», нельзя утверждать, что вполне понимаешь французский жаргонизм «флик». У фликов Маршаля не так уж много общего с заокеанскими коллегами. Официально они служат закону, но мотивами их поступков в меньшей степени является охрана правопорядка. В «Набережной Орфевр, 36» полиция - клан, семья. И принцип «дружба - дружбой, а служба - службой» не для них. В этом закрытом сообществе своих выгораживают, врагов нещадно преследуют, даже если это наносит вред общему делу, держат «черную кассу», методы не делят на законные и противоправные.

«Набережная» - драма без традиционного антагонизма плохого и хорошего полицейских. Противостояние между Лео Вринксом и Дэни Клейном, конечно, есть. Методы Клейна откровенно неэтичны, попросту преступны; но и Лео не гнушается превышать служебные полномочия. Пожалуй, единственный нескомпрометированный полицейский в фильме - Ева. И она же пострадала за свою щепетильность.

Жесткая критика и высмеивание полиции (в зависимости от жанра) характерно для французского кино. Достаточно вспомнить инспектора Кристини из «Добермана» или недотеп-полицейских из «Багровых рек», которые не умеют правильно произнести «Билл Гейтс». Оливье Маршаль немало постарался подорвать своими картинами бравый образ французских стражей порядка. Учитывая, что когда-то он был в их рядах, его подача материала выглядит убедительно.

В «Набережной Орфевр, 36», как и в двух других полицейских драмах Оливье Маршаля, сюжет определяют три основных момента. Во-первых, в центр сюжета неизменно помещаются два полицейских, непримиримых противника, сводящие личные счеты непосредственно при проведении расследования. В подобной ситуации эти двое пойдут на любой подлог, пренебрегая интересами дела, и не остановятся, пусть от их разборок и пострадают невинные.

Во-вторых, в фильмах Маршаля, у высшего руководства полиции рыльце непременно в пушку. В этом уже критика системы. Один-два нечистых на руку полицейских - неизбежное зло, но, если рыба гниет с головы, преступные начальники полиции и главы департаментов -симптом, который нельзя игнорировать.

Третий важнейший мотив - тема мести. Фильму сложно убедить, что месть действительно необходима. У Маршаля Лео Вринкс и Луи Шнайдер (оба сыграны Даниэлем Отоем) мстят с открытыми глазами, прекрасно зная о последствиях. Безысходность их положения настолько ощутима, что, если и не одобряешь их поступки, то сочувствуешь им.

Еще одна сильная сторона картины -блестящий дуэт Даниэля Отоя и Жерара Депардье. Подобного не было в полицейских драмах со времен «Схватки» с Де Ниро и Пачино. Депардье не без основания кажется многим в последние годы излишне активным. За нулевые он успел сняться более чем в полусотне фильмов. «Жерар Депардье» - торговая марка, и ее правообладатель об этом отлично осведомлен. Зачастую от него требуется лишь присутствие в кадре. Его появление в таких лентах, как «Сколько ты стоишь?», «Вавилон н. э» и т. д., добавляют фильмам веса, но не за такие роли он стал символом французского кино. Роль Дэни Клейна — пожалуй, наиболее драматическая из тех, что он сыграл за последние годы.

Сюжетные линии «Набережной» сходятся в таких неожиданных точках, что, возможно, после первого просмотра останутся вопросы. Нельзя сказать, что в финале нет надуманности. Связать избиение Тети, появление в финале мотоциклистов и участь Дэни удается раза с третьего, наверное. Но на качестве фильма это не сказывается, напротив, это проверка картины. Если кино пересматриваешь, чтобы выяснить, в чем же дело, и оно при этом не надоедает, что это, как не показатель мастерства режиссера и сценариста.

Последний фильм Маршаля - вышедшая в прошлом году драма «Однажды в Марселе». В нем два неновых приема по продвижению кино в кои-то веки не просто досужая болтовня, а то, что действительно стоит принять к сведению.Во-первых,это фильм от создателей «Набережная Орфевр, 36», что, конечно, некоторая гарантия качества. Согласитесь, это не то же самое, что надпись на диске: «В пролете» - новая работа от команды «Крутых перцев». Во-вторых, слова «основано на реальных событиях» не забываются мгновенно после того, как отзвучали в начале фильма титры, а влияют на восприятие того, что происходит на экране. Казалось бы, в полицейских лентах Маршаля градус натурализма и жестокости и без того зашкаливает, но это напоминание не лишнее. Слова о том, что мы имеем дело с дважды профессионалом - режиссером и бывшим полицейским, который снимает увиденное своими глазами, запечатлевая на пленке истории о людях, а не условных типажах героев или преступников.

Как и в других работах Маршаля о полицейских, запутанный клубок взаимоотношений героев раскрывается в постепенной ретроспективе. И как всегда у этого режиссера, в фильме нет ни гла-мурных копов, ни гламурных подонков. Есть, правда, такие, от которых скулы сводит, но эти образы не наигранны. Напоминает в некотором роде «Ярмарку тщеславия» Теккерея - роман без героя. Так и «Однажды в Марселе» - фильм без героя. Главное здесь - вопрос о полномочиях и правах полицейского, ограниченных зачастую лишь внутренним нравственным законом. Что, в конце концов, важнее: спокойствие в городе или сведение личных счетов?

Если вам небезразличны глубокие драмы, противоречивые характеры, реалистичность, то «Однажды в Марселе» -для вас. Если вам нравится «Набережная Орфевр, 36», не раздумывайте, смотрите «Однажды в Марселе».

ПОЛИЦЕЙСКИЙ ЮМОР

За комедийное направление в фильмах о полицейских в последние годы отвечает скорее Старый Свет, нежели Голливуд. Последний, за неимением своих идей, вынужден адаптировать и французские сюжеты (бездарное «Нью-Йоркское такси»). Принято жаловаться на переводческие выходки прокатчиков. По их милости фильм Маршаля, например, вместо «MR 73» (название револьвера) называется «Однажды в Марселе», отсылая нас к «Однажды в Америке» и другим «Однажды...». Прокатное название кажется искажением? Наверное, вы просто не слышали, что изначально фильму предстояло стать «Очень страшным детективом». Но за «Нью-Йоркское такси» стоит поблагодарить прокатчиков: оригинальное название комедии - брат-близнец бессоновского «Такси».

Теперь же, при создании полицейских комедий, Голливуд является стороной перенимающей опыт, а не наоборот, как это было в случае с попыткой переложения создателями «Антител» истории о Лекторе для Европы. Французское влияние на полицейский юмор в Америке -это не только провалившийся римейк «Такси», но и проект «Розовая пантера» с Жаном Рено и Стивом Мартином.

Между тем, объяснить голливудский застой в жанре полицейских комедий довольно сложно. Знаменитый «полицейский из Беверли-Хиллз», Эдди Мерфи, время от времени предпринимающий попытки вернуться к истокам и вновь сыграть копа особого успеха не имеет. Хотя Эдвард Нортон и говорит: «Только не называйте меня Эдди. Есть только один Эдди - Мерфи», последний никогда уже не будет так популярен, как был в 80е - начало 90-х с трилогией о детективе Акселе Фоули. Несмотря на скромные достижения фильма "Шоу начинается", для съемок в котором "единственный и неповторимый" Эдди надел синюю форму, актер не намерен сдаваться, и на 2010 год запланирован выход четвертой части «Полицейского из Беверли-Хиллз».

Снова собирает полюбившихся героев и другая успешная полицейская франшиза 80х, «Полицейская академия». «Академики» порадуют зрителей чуть позже, в 2011 году. В «Полицейской академии 8» можно будет увидеть Махоуни, инструктора Каллахан, интригана Харриса, его подельника Проктора, писклю Хукс, и других героев, по которым мы слегка соскучились. Правда, скучать по качественному юмору стоило начинать сразу после выхода сиквела. Какое-то время проект ежегодно продолжал выдавать по продолжению, до тех пор, пока все не закончилось весьма печально абсурдом под названием «Миссия в Москве».

Но, чтобы «Полицейской академии» захотели подражать, достаточно благоприятного впечатления от первой части. Не так давно мы имели возможность «насладиться» комедией «911: Мальчики по вызову». Ее создатели, определенно, вдохновлялись примером Махоуни и Ко, но ничего хорошего у них не вышло. Харриса, главного «академического» злодея, всегда возмущало, что в его учебное заведение набрали всякий сброд. Знал бы он, каких полицейских изобразят десять лет спустя в «911: Мальчиках по вызову», он бы научился ценить своих курсантов.

Успех французских полицейских комедий в том, что не в привычке европейцев почивать на былых лаврах, снимая бесконечные продолжения. «Таксисты» при этом вовсе не исключение из правила. Если в «Полицейской академии» было 7 частей (а еще и сериал, продлившийся пару сезонов), то Эмильен, Даниэль и Жибер собирались для съемок пока еще топько в четырех фильмах. Учитывая кассовый успех последнего «Такси», франшиза на этом не закончится. В желании заработать на истории двух приятелей как можно больше, пока горяч зрительский интерес, нет ничего преступного. Вот если бы во Франции снова взялись за жандарма из Сен-Тропе, тенденция была бы тревожной.

Но французский полицейский юмор - это не только «Такси». Есть и другие, пусть менее известные, фильмы. Например, «Холостой выстрел». Впрочем, создается впечатление, что часть актеров (Фридерик Дифенталь, Эдуард Монтаут) перешли в этот фильм напрямую со съемочной площадки очередного заезда такси.Незамысловатую, но по-французски пикантную историю о том, как мелким бандитам пришлось надеть полицейскую форму, украшает появление на втором плане Даниэля Отоя.

Не одни французские полицейские наводят порядок в Европе. В 2007 году подтянулись и британцы с комедией «Типа крутые легавые». Фильм по праву считается украшением жанра. Уж в чем англичане знают толк, так это в фильмах о сельской полиции, разыскивающей пропавших гусей-лебедей. Фильм силен классической комедийной составляющей и удачно обыгранным клише с напарниками. Неразлучников блестяще сыграли британские комики Саймон Пегг и Ник Фрост. Кажется, мы наблюдаем расцвет их дуэта, сравнить который можно, пожалуй, только со знаменитыми Стивеном Фраем и Хью Лори.

Полицейская тема в кино продолжает держаться на плаву и не намерена сдавать позиции. Секрета ее популярности, наверное, нет. Есть совокупность факторов, таких как жанровое многообразие, наличие режиссеров-корифеев направления и стабильно высокий зрительский интерес. Патрульные, дознаватели и криминалисты - все они по-прежнему желанные персонажи как детективов, боевиков и триллеров, так и комедий. Полиция - это цех, закрытое сообщество, не слишком-то склонное выставлять на показ свою подноготную. У зрителей, непосредственно не причастных к охране правопорядка, представление об этой профессии складывается во многом за счет того, что посчитали нужным показать в кино. И зрителю есть, из чего выбрать: каждый год появляются новые фильмы и сериалы о полицейских. Поклонникам жанра и неравнодушным предлагается следующая подборка фильмов.

ДРАМЫ/ДЕТЕКТИВЫ/ТРИЛЛЕРЫ
«Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs), США, 1990
«Ганнибал» (Hannibal), США, Великобритания, 2001
«Красный дракон» (Red Dragon), США, Германия, 2002
«Забирая жизни» (Taking Lives), США, 2004
«Бессонница» (Insomnia), США, Канада, 2002
«Под подозрением» (Under Suspicion), США, Франция, 2000
«Детектор лжи» (Deceiver), США, 1997
«Схватка» (Heat), США, 1995
«Семь» (Se7en), США, 1995
«Ромео истекает кровью» (Romeo is Bleeding), США, Великобритания, 1993
«Гордость и слава» (Pride and Glory), США, Германия, 2008
«Безумный следователь» (Sun taam), Гонконг, 2007
«Отсчет убийств» (Murder by Numbers), США, 2002
«Из Ада» (From Hell), США, 2001
«C.S.I. Место преступления» (CSI: Crime Scene Investigation), США, 2000-2009
«Одноклассники» (Class of '76), Великобритания, 2005
«Багровые реки» (Les rivieres pourpres), Франция, 2000
«Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса» (Les rivieres pourpres II - Les
anges de I'apocalypse), Франция, Великобритания, Италия, 2004
«Видок» (Vidocq), Франция, 2001
«Осиное гнездо» (Nid de guepes), Франция, 2002
«Гангстеры» (Gangsters), Франция, 2002
«Набережная Орфевр, 36» (36 Quai des Orfevres), Франция, 2004
«Однажды в Марселе» (MR 73), Франция, 2008
«Доберман» (Dobermann), Франция, 1997
«Полиция» (Police), Франция, 1985
«Не будите спящего полицейского» (Ne reveillez pas un flic qui dort»),
Франция, 1988

КОМЕДИИ

«Типа крутые легавые» (Hot Fuzz), Великобритания, 2007
«Холостой выстрел» (Nos amis les flics), Франция, 2004
«Винчи или Ва-банк 3» (Vinci), Польша, 2004
«Пальцы веером» (Two Hands), Австралия, 1999
«Такси» (Taxi), Франция, 1998
«Монстр» (II mostro), Италия, 1994
«Полицейская академия» (Police Academy), США, 1984

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

«Ликвидация», Россия, 2007
«Кармен», Россия, 2003
«Полицейские и воры», Россия, 1997
«Инспектор ГАИ», СССР, 1982
«Место встречи изменить нельзя», СССР, 1979
«Отель «У погибшего альпиниста»», СССР, 1979
«Трактир на Пятницкой», СССР, 1978
«Берегись автомобиля», СССР, 1966.

Татьяна Горшенина
Нравится
 
Комментарии:
1. варшава 25.01.2010 21:18
Здрасьте, а куда же делось Смертельное Оружие 1,2,3,4, полицейская классика на века.
2. варшава 25.01.2010 21:19
Извиняюсь, перечитал снова и нашел ее. Sorry.
3. Игорь Талалаев 27.01.2010 00:17
Бывает)
4. Владимир Борисов 17.02.2011 16:51
Русские менты, для меня - это только сериал "Мухтар"" ,который я помнится раньше смотрел. Да и сейчас если как нибудь попадаю на него, то не без удовльствия смотрю
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 222 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio