Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Сериал: Чики, 2020
Автор: Геннадий ГусевДата: 17.07.2020 05:12
Разместил: Геннадий Гусев
Комментарии: (0)
Эстафету фем-повестки на российских экранах принимают «Чики» – сериал о четырёх простых южных девушках, попавших в мощные тиски бесконечной русской тоски.


ЧИКИ
2020, Россия, 50 мин.
Жанр: драма, комедия
Количество сезонов: 1
Режиссер: Эдуард Оганесян
В ролях: Ирина Горбачёва, Ирина Носова, Алёна Михайлова, Варвара Шмыкова, Антон Лапенко, Виталий Кищенко, Сергей Гилёв, Михаил Тройник, Стивен Томас Окснер, Виктория Толстоганова, Иван Фоминов, Даниил Кузнец

Выход в 2018 году «Домашнего ареста» изменил представление о российских сериалах. Оказалось, отечественные тв-шоу могут быть не только по-настоящему смешными и умными, но также остросоциальными и злободневными.

В последние годы запрос публики на сложные многофигурные истории был поддержан многими каналами и видеосервисами. Разножанровые телепостановки – «Звоните ДиКаприо!», «Обычная женщина», «Эпидемия», «Шторм», «Трудные подростки» – сделали выбор шире и способствовали повышению качества продукта.

4 июня 2020 года представила свой флагманский сериал онлайн-платформа more.tv. «Чики» стали оригинальным проектом компаний «НМГ Студия» и «Марс Медиа». Снял их Эдуард Оганесян, известный по многосерийному детективу «Следователь Тихонов». Сценарий вместе с режиссёром написали молодые кинематографисты Настя Кузнецова (сериал «Женщина в состоянии развода») и Антон Коломеец («Ваш репетитор»). Соавтором текста к «Чикам» также выступила Ирина Носова, сыгравшая в произведении одну из главных ролей.

Работа над проектом проходила в Прохладном – южном городе, расположенном недалеко от границы с Грузией. Выбор локации неслучаен, ведь в этом месте прошли детские годы Оганесяна. Кавказский колорит в совокупности с пронзительностью истории и яркими живыми персонажами стал одной из визитных карточек сериала.

Его другая отличительная особенность – вплетение в сюжет социальной проблематики. Учитывая, что «Чики» создавались в расчёте на интерес массового зрителя, такой ход заслуживает как минимум уважения. Не самая благоприятная – в политическом и экономическом смыслах – ситуация в стране, медленная, но неуклонная маргинализация культуры, отсутствие национальной идеи и неосознанное нежелание граждан перемен оставили свой след в обществе. В маленьких городах, где уровень жизни в разы ниже, чем в Москве или в Санкт-Петербурге, люди подчас не живут, но выживают.

В «Чиках» эти неприглядные составляющие русского быта – беспощадного и малоосмысленного – находят своё отражение в небольших штрихах к образу социума, который рисует Оганесян.

Рифмуя неприглядную сторону человеческого существования с возвышенными материями, авторы смещают дискурс в область теоретической концепции. Утопические допущения, гиперболизация конфликтных ситуаций и стереотипизация жизни в глубинке в совокупности с идеализацией протагонистов складываются в примечательную, но всё же упрощённую оценку существующей действительности.

В этом нет ничего плохого – если бы персонажи, равно как и всё происходящее с ними, были показаны более правдоподобно, сопереживать героям было бы непросто. В своё время из-за этого «страдал» Алексей Балабанов.

Именитого режиссёра чаще всего критиковали именно за чрезмерное увлечение натурализмом и открытую провокацию. Хотя и здесь всё не так однозначно – многие стилистические приёмы автора «Брата-2» и «Груза-200» явно указывают на постмодернистский характер его работ. «Холодная поэзия безвременья» Балабанова характерна ощущением полной безысходности. Телепостановка Оганесяна, напротив, надежду на лучший исход дарит.

Гораздо уместнее сравнить – с поправкой на место в истории и величину личности – сериал с ранним творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Лирический герой автора «Бородина» и «Героя нашего времени», как и «чики», пылок, горяч, своенравен. Им движут лучшие убеждения, он бунтует против устоявшихся правил, выступает на стороне условного «света», противопоставляя себя относительной «тьме».

Поместив на место героя-мужчины женщину – не одну, а сразу четырёх! – создатели не просто поддержали мировой тренд последних лет, но и в очередной раз подчеркнули особенности семейной иерархии. Известно, что значительную роль в воспитании и формировании личности ребёнка играет мать. Отец – добровольно или волею случая – оказывается где-то на периферии внимания детей, а настоящим героем становится женщина. Она и защищает, и помогает, и любит, и прощает. В частности, такое распределение ролей характерно для России.

Неудивительно, что родина-мать в сериале представлена в образе женщины. Неидеальная, но искренняя и по-своему красивая она остаётся последней надеждой людей на счастливое завтра. Но молчаливая родительница уже дала своим отпрыскам всё, что могла, и сделать их будущее чуть светлее и свободнее не в состоянии. С другой стороны, забота о стареющей матери – дело благое. Такая неочевидная метафора придаёт «Чикам» дополнительного шарма.

А вот сам сюжет произведения далеко не оригинален. Когда занимающиеся сексом за деньги три девушки из одного южнороссийского города (Прохладный намеренно остаётся неназванным) воссоединяются со своей старой подругой и бывшей коллегой Жанной (Ирина Горбачёва), они решают открыть фитнес-клуб. Разумеется, мероприятие это оказывается трудозатратным и чрезвычайно сложным: и местные криминальные авторитеты, и привыкшие к другому жизненному укладу горожане, и складывающиеся не лучшим образом обстоятельства не способствуют реализации амбициозной затеи.

Комедийный, немного ироничный тон, который с первых же кадров берёт постановщик уже ближе к середине сериала несколько спадает, всё больше и больше уступая место драме и даже трагедии. Впрочем, воспринимать всерьёз все происходящие с героинями коллизии иногда сложно. Чувствуется, как настойчиво и подчас мучительно ищет Оганесян грань между смешным и серьёзным, сарказмом и одобрением, торжественным и повседневным, романтикой и прозой жизни.

Лавиной обрушивающиеся на головы девушек неприятности закаляют их и раскрывают характеры героинь. Для Алёны Михайловой, уже упомянутой выше Носовой и Варвары Шмыковой роли Марины, Светы и Люды соответственно стали самыми яркими в их пока ещё коротких актёрских карьерах. Обаятельные, харизматичные актрисы – одно из несомненных достоинств сериала. Чувственность их героинь вкупе с выразительными диалогами (уместная нецензурная лексика приходится очень кстати) и крутыми поворотами сюжета заставляют с интересом наблюдать за злолючениями девушек.

Уже успевшая поучаствовать в нескольких заметных проектах Михайлова и Шмыкова, в реноме которой значится «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, а также дебютантка в большом кино, театральная актриса Носова не только с блеском перевоплотились в представительниц древнейшей профессии, но и образовали слаженный актёрский альянс, между всеми членами которого есть «химия».

Так же хороша Ирина Горбачёва. Правда, её Жанна заметно отличается от остальных. Отчасти это можно списать на сценарий: проведённое в столице время и отличные от подруг детство и юность оказали влияние на девушку. С другой стороны, образ звезды «Аритмии» и «Я худею» в «Чиках» похож на предыдущие работы артистки – Жанна самая своенравная из всех, колючая и закрытая; этакая пацанка, бизнес-леди «из народа». Это роднит её с Таней Зайцевой из «Интердевочки». Героиня Елены Яковлевой – тоже сильная личность, которая отчаянно жаждет самостоятельности и независимости. Не стоит напоминать, чем заканчивается фильм Петра Тодоровского.

Действительно, вырваться из цепких лап позорной обыденности крайне трудно и возможно лишь ценой невероятных жертв. Прошлое не отпускает, а слепая судьба – та самая мать-родина – стремится к сохранению паритета. Изменить такой порядок вещей – значит, пойти на конфликт. Не только с обществом, но прежде всего с самим собой. Ведь, как известно, внутренний враг – самый сложный противник.

Рано или поздно всё тайное становится явным, пороки – достоянием общественности. Мысли тем или иным образом проявляются в делах. И из-за очередной дождливой тучи обязательно вновь выглядывает солнце. Всё ещё чуждые отечественному уху, но привычные по жизни абьюзинг и слатшейминг растворяются в ночной темноте, а утро встречает с мыслями об уважении, толерантности и чистой любви – вектор, который задают в первом сезоне авторы, легко считывается невооружённым глазом. По касательной оказываются затронуты и проблемы сексуальных меньшинств. Однако, куда повернёт одна из таких второстепенных линий сказать пока сложно – по всей видимости, в ближайшем будущем сериал будет продолжен.

Смелость, с которой авторы поднимают социальные и морально-нравственные проблемы, впрочем, никак не проецируется в область сексуального. Современные российские фильмы и сериалы по старой привычке зачастую предельно сдержанны в изображении секса на экране. Недавние исключения в виде «Аритмии», «Верности» и «Текста» лишь подтверждают это неписаное правило.

«Чики» вовсе не сторонятся демонстрации плотских утех, но и не используют на все сто процентов этот способ развития персонажей. Большинство постельных сцен в телепостановке досталось Ирине Горбачёвой, но и они выглядят достаточно тривиально.

Попадает в параболу настроений саундтрек «Чик», в котором представлены такие непохожие друг на друга исполнители, как Петлюра и Sirotkin, Сабрина и a-ha, Ассаи и Магамет Дзыбов, ROSALIA и Иван Дорн. А украинскому певцу пришлось даже переделывать свою работу – заглавная к «Чикам» композиция показалась музыканту неподходящей после того, как он ознакомился с черновым материалом нескольких первых эпизодов телешоу.

Инди-поп, шансон, хип-хоп и софт-рок соединяются в причудливый воинственный танец. Под аккомпанемент акустической гитары, басовитой перкуссии, задумчивого фортепиано, пьяной гармони происходит поиск покоя и долгожданного счастья. Как ни странно, эмпауэрмент девушек подпитывается со стороны нерадивого бывшего кавалера Жанны Кости (солист группы «СоусКеfаль», российский и американский актёр Стивен Томас Окснер), непутёвого полицейского Юры (интернет-звезда Антон Лапенко), авантюристски настроенной мамы Марины (неувядающая Виктория Толстоганова), местного «вора в законе» Валеры (многоопытный Виталий Кищенко), одиозного «решалы» Данилы (художник, бывший сотрудник sports.ru Сергей Гилёв, начавший актёрскую карьеру в возрасте 32 лет) и скрывающего своих демонов под рясой церковнослужителя отца Сергия (артист Гоголь-центра Михаил Тройник).

Оганесян смешно (не в плане реализации, а по задумке) цитирует Паоло Соррентино и временами выдаёт потрясающую картинку. Стереотипные вроде бы герои обретают глубину за счёт незначительных, казалось бы, деталей: подробностей быта и трудовых будней, прорисовки потонувшего в бесконечном дне сурка чумазого, словно бы невыспавшегося, но милого сердцам жителей города.

Стойкая Жанна, добросердечная Света, романтичная Марина и свойская Люда живут в России, в которую веришь. Узнаваемая палитра дня сегодняшнего смешивается с калейдоскопическим восприятием мира, где dolce vita является краеугольным камнем всех желаний, а общее познаётся через частное. И это не упущение создателей авторского, но при этом мейнстримного, маленького, но большого, драматического, но смешного сериала «Чики» – взрослой сказки о нашей реальности, – а их несомненный успех.

Геннадий Гусев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 251 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio