МОЙ ПАРЕНЬ – ПСИХ (SILVER LININGS PLAYBOOK)
Жанр: комедийная драма
2012, США, 120 мин.
Режиссер: Дэвид О. Расселл
В ролях: Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс, Роберт Де Ниро, Джулия Стайлз
МНЕНИЕ "ЗА"
Эксэльсиор – это когда ты собираешь весь негатив, чтобы преобразить его в лучик надежды, который будет подниматься всё выше и выше. Таков девиз главного героя, который восемь месяцев к ряду глотал таблеточки в психиатрической лечебнице, в которую попал после того как поколотил учителя истории, с коим изменяла ему любимая жена Никки. Но это не то, чтобы сильно смутило Пэта, который по-прежнему верит в большую любовь с женой; он положительно относится к свежему воздуху и чтению книг, но совсем не может совладать с собой. Тогда-то он и встречает бескомплексную одинокую девушку – Тиффани.
В картине не один психически нестабильный персонаж: отец Пэта в исполнении гениального Роберта Де Ниро одержим футболом и командой Орлов, к тому же вечно носится со своими бесчисленными пультами; друга по психлечебнице, Дэнни, слишком коротко постригли в парикмахерской и это не даёт ему спать спокойно, ну и т.д. и т.п. Порою даже складывается ощущение, что в фильме немного не хватает адекватных персонажей, чтобы создать необходимый контраст: даже какой-нибудь полицейский совершит нелепость вроде раздачи визиток (действительно, когда это полиция успела ими обзавестись?). Но довольно-таки сумбурно атакующая зрителя волна странностей в конечном итоге трансформируется в трогательную историю любви. Пэт и Тиффани несмотря на всю взрывоопасность их характеров вынуждены признаться друг другу, что похожи и имеют одинаковые отклонения. Сумасшедшие ведь точно знают что-то, чего не понять обыкновенным людям, их мир очарователен уже тем, что туда закрыты двери ненужным прохожим. Пэт помешан на неверной жене, Тиффани вечно вспоминает умершего мужа, в голове у них хаос, а жизнь идёт под откос, но оптимизма им не занимать – ведь лучики надежды кругом нас.
Дэвид О. Рассел после биопика «Боец» о трудном пути боксёра и его брата-наркомана взялся за экранизацию трагикомического романа Мэттью Куика, над которой работал в течение пяти лет. Тема, поднимаемая в книге, близка режиссёру, который вот уже 18 лет поддерживает сына, страдающего психическим расстройством. Страшные вещи случаются в судьбах людей, но Рассел как раз хочет донести до нас сохранённый лучик надежды, готовый осветить залы кинотеатров и поселиться в душе каждого зрителя. Да и юмора в фильме с Эйфелеву башню, и он ох как хорош. Главный герой панически боится песни, томно распевающей его прошлое, на пробежку напяливает на себя мусорный пакет, а в три часа ночи, почитав Эрнеста Хемингуэя, в негодовании запускает книгу в полёт на лужайку. Его поведение необъяснимо с точки зрения здравого смысла, но кто, собственно, провёл черту между нормальностью и девиантностью? Вот и ответ.
Та же история и с Тиффани, только она ударяется не в романтизм и литературу, а отправляется блудить по всем коллегам, но заканчивает в мечтах о танцевальном конкурсе, который и станет этаким полем сражения мечущихся истерзанных душ. Многие верно считают, что любовь иссушает, но никто ещё не отменял дождя искренних эмоций, благодаря которым и распускаются вновь цветы настоящего чувства. Тема сохранения ценностей семьи, привязанностей к родным ярко представлена в фильме: от параноидальной одержимости Пэта женой до простых советов не рушить построенное счастье. Второстепенные персонажи фильма, Вероника (Джулия Стайлз) и Ронни (Джон Ортиз), как раз переживают кризис в семейных отношениях, но Пэт делает небольшую взбучку своему другу, втолковывая легкомысленному другу, что разрушенное в один миг не построить и за сто лет. Всем известные истины, которые необходимо повторять снова и снова, когда дело касается таких непонятно-развитых-существ, как люди.
Брэдли Купер – исполнитель главной роли и продюсер ленты – ещё не успевшее приесться новое лицо на голливудском Олимпе, так замечательно сходивший с ума в роли писателя в «Областях тьмы», вновь талантливо повторяет эксперименты с сознанием. Его партнёрша, Дженнифер Лоуренс, получила роль через Skype, устроив целый спектакль вместе со своим братом, что вызвало у режиссёра недоумение и восторг одновременно, а заодно и обеспечило Лоуренс главную роль в картине. После «Голодных игр» юную актрису, кажется, только и ждут заслуженные лавры и роли в оскароносном кино. Кстати, фильм успел собрать несколько призов на международных фестивалях, а в перспективах номинация на Оскар за лучший фильм года, да и операторская работа добавляет в копилку картине сотню очков.
Посмотрите кино, скачайте мелодичную музыку Дэнни Элфмана и пару грустных песен из фильма, прочтите «Повелителя мух» и поверьте, что депрессия не вечна. А если что: «во всём виноват Хемингуэй»!
Вероника Кломас
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Наверное, ни для кого не секрет, что жанр романтической комедии в наше время растиражирован до неприличия. До боли знакомая концепция стабильно приносит доход продюсерам, и по настоящему оригинальное видение материала воспринимается уже как минимум за откровение. Дэвид о. Рассел, постановщик, несомненно, обладающий замечательных талантом выжимать из вроде бы банальных историй что-то новое, и в этот раз сделал ряд довольно любопытных ходов. Вероятно этим и привлек настолько пристальное внимание кинокритиков, уже называвших его новую работу едва ли не лучшим фильмом года.
А на экране меж тем в первые полчаса действительно вырисовывалась довольно-таки интересная картина, то и дело играющая яркими красками, благодаря таланту режиссера ловко вести свой рассказ в трагикомичном ключе. Довольно интересный главный герой сразу же заслуживает сочувствие аудитории, не в последнюю очередь потому, что в главной роли занят амбициозный новичок Брэдли Купер, выросший из таких жанровых лент, как «Полуночный экспресс» Рюхея Китамуры, или «Мальчишника в Вегасе». Тем ни менее разговоры о возможной премии «Оскар» звучат чрезвычайно оптимистично – мало того, что актер не полноценный король на экране, он еще и вчистую проигрывает (уже во второй раз, со времен «Областей тьмы») великому и ужасному Де Ниро, который в свою очередь вновь нашел для себя возможность продемонстрировать способность сыграть кого угодно. Однако нельзя не упомянуть, как органично смотрелся Купер с потрясающей здесь во всех смыслах Дженнифер Лоуренс, с каждым разом все больше расширяющей свои возможности. При этом моральные ориентиры главных героев очень точно прописаны и довольно грамотно раскрыты по ходу развития событий, а сценаристы позаботились о том, чтобы снабдить персонажей способностью на протяжении практически всего хронометража выдавать хлесткие диалоги, поднимавшие планку весьма тонкого юмора на новую высоту.
Но, начавшись вполне бодро и не банально, фильм вскоре теряет внутреннюю энергию, постепенно запутываясь в хитросплетениях сюжетной линии, которая во второй час неожиданно начинает подчиняться всем правилам застоявшегося направления в кинематографе, все больше наполняя повествование уж совсем вторичными приемами, дабы попытаться выше приподнять эмоциональную планку, а на деле лишь убивая сразу несколько удачных находок. А вскоре вся эта задумка со счастливым талисманом Пэтом и вовсе кажется надуманной, не говоря уже о претенциозности и напыщенности данных рассуждений в контексте серьезного, и на что-либо претендующего кино. «Романтическая дымка», предусмотрительно распыленная создателями, довольно быстро рассеивается, являя взору по итогу недоделанный, наивный и попросту легковесный общий смысл всего происходящего в «Сборнике лучиков надежд».
А если рассматривать очередного триумфатора нынешнего года всего лишь как еще одного представителя жанра, то помимо удачного кастинга, вкупе с великолепной комедийной изнанкой и нескольких хорошо поставленных с технической стороны эпизодов, проект ничем особенным не выделяется. Если конечно не возникнет желания восхвалять средненькую драматическую часть и довольно-таки неуклюжий месседж, больше подходящий типичной сопливой мелодрамке, до уровня которой нередко скатывалась и рассматриваемая лента. Ведь авторы порой бесцеремонно «палили из всех орудий», лишь бы выбить из своего зрителя скупую слезу. Однако, желаемого эффекта вымученные усилия не приносят, учитывая их спекулятивный характер и предсказуемый до мельчайших деталей финал.
Александр Гофман