Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Сериал: Властелин колец: Кольца власти. 1 сезон
Автор: Игорь ТалалаевДата: 18.12.2022 07:05
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Самый дорогой сериал в истории, говорили они. Amazon вбухал в «Кольца власти» миллиард долларов, получив тонны хайпа и самый дорогой провал в истории.


ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: КОЛЬЦА ВЛАСТИ. 1 СЕЗОН
(THE LORD OF THE RINGS: THE RINGS OF POWER. SEASON 1)

2022, США, 60 мин.
Жанр: фэнтези, боевик, драма, толерантные приключения
Количество серий: 10
Режиссеры: Уэйн Йип, Шарлотта Брандстром, Хуан Антонио Байона
В ролях: Морвет Кларк, Исмаэль Крус Кордова, Чарли Викерз, Маркелла Кавена, Меган Ричардс, Сара Звангобани, Дэниэл Вейман


Разумеется, миллиард ушёл не только на показанные восемь серий – бюджет распределён на запланированные пять сезонов, хотя самый первый и оказался самым дорогим, хотя бы по той причине, что для него было сшито большинство костюмов и построены многие декорации, которые будут использоваться и в дальнейшем. Но всё-таки фраза «Amazon профукал миллиард» звучит до того соблазнительно, что вдаваться в подробности не хочется. Тем более, что интерес к сериалу был прикован самый пристальный (пусть и не с тем оттенком, на который надеялись производители), так что сервис Prime Video таки получил рекламу, а проект – зрителей, и подсчитать точные убытки (или всё-таки прибыль?) от всего этого сомнительного начинания будет невозможно. Но если рассматривать с чисто художественной точки зрения, то «Кольца власти» безусловный провал – посредственное шоу, не цепляющее интригой, выдающейся актёрской игрой или крепкой режиссурой, зато на каждом шагу бьющее зрителя по глазам. Amazon, такого хайпа вы хотели?

Ещё до премьеры вокруг «Колец власти» разгорелось несколько скандалов. На момент анонса множество фанатов Толкина уже было недовольно тем, что какие-то барыги покусились на святое и решили экранизировать тексты Профессора. Когда-то с таким же скептическим отношением столкнулся и Питер Джексон, но быстро доказал, что ему можно доверять, в результате чего гнев ортодоксальных фанатов сменился на милость. Итог знают все: теперь трилогия «Властелин колец» почитается как святыня и неотъемлемая часть наследия Профессора, а трилогия «Хоббит» вышла более спорной, но т.к. выросла всё-таки из детской повести, да и снята была уж вошедшим в доверие Джексоном, тоже не получила особой критики. То ли дело какие-то совершенно левые типы, от которых непонятно чего вообще ожидать и которые решили переплюнуть в масштабности обе трилогии вместе взятые.

Второй скандал разгорелся на стадии публикации промо-материалов. Да-да, речь про чернокожих эльфов, чернокожих гномов, чернокожих хоббитов, чернокожих вообще всех. Расовая повестка «Колец власти» до того агрессивна, что не заметить её просто невозможно. Пропихивание национальных меньшинств в каждый кадр у поклонников франшизы вызывает даже саркастические шуточки: если во Второй эпохе, когда развиваются события «Колец власти», так много «загорелых» героев, а в Третьей эпохе, во время действия «Властелина колец» и «Хоббита», все герои белые, то куда, собственно, делись все загорелые? Неужели, где-то в конце Второй эпохи произошёл неведомый геноцид? Или все перемешались таким странным образом, что стали не мулатами, а белыми?

Вся эта суета вокруг цвета кожи лишь выглядит ерундой, но по факту является вовсе не расизмом, а тем самым моментом, который может разрушить даже удачное шоу. По той простой причине, что законы биологии известны всем. И если уж мы готовы поверить в сказочных эльфов и гномов, то поверить в то, что живущие в одном и том же лесу веками эльфы различаются цветом кожи, уже нельзя. Как и поверить в чёрных не от сажи, а от солнца гномов, которые вообще-то не вылезают из-под земли и солнце видят буквально несколько раз в жизни. Ну а замкнутое сообщество мохноногов (так тут называют «хоббитов» – на это слово прав у Amazon не оказалось)? Едва ли сотня коротышек-мигрантов, скрывающихся от внешнего мира, но и тут почему-то имеются свои азиаты и негры. То же и с королевством Нуминор, чей народ живёт изолированно на своём острове уже несколько сотен лет. Если ты смотришь на всё это расовое разнообразие, почему-то не раскиданное по свету в виде отдельных племён (к чему вообще не было бы никаких вопросов!), а перемешанное и утрамбованное буквально в каждую деревеньку, то отказываешься верить в этот пёстрый мир. А без веры нет погружения в кино, выдуманная вселенная рассыпается на части, и просмотр начинает вызывать совсем не те вопросы, на которые надеялись шоураннеры. Вместо «Кто же такой Саурон?» мы получаем «Почему у этого эльфа модельная стрижка, как у баскетболиста»?

Если уж афроэльфы были так необходимы Голливуду, то можно было ввести в сюжет каких-нибудь тёмных эльфов. Это бы также вызвало полыхание задниц, но, пожалуй, только у фанатов «Властелина колец», а это всё-таки не вся аудитория сериала. Ну да ладно, не будем зацикливаться на толерантности «Колец власти», ведь перебор с этой субстанцией действительно МОГ погубить шоу, но этого не произошло. Потому что губить оказалось нечего – с этим прекрасно справились сценаристы ещё ДО старта кастинга и утверждения актёров с правильным цветом кожи. Всё дело в том, что «Кольца власти» банально не справляются с задачей удержания внимания и интереса к событиям, разворачивающимся на экране.

И пока мы не растоптали сериал окончательно, позвольте оценить ложку мёда в этой бочке дёгтя и похвалить шоу за то единственное, в чём оно преуспело. За картинку. Выглядят «Кольца власти» действительно впечатляюще. Это ни в коем случае не новое слово в многосерийных проектах, хотя бы потому, что та же «Игра престолов» приучила нас к эпичному зрелищу вне кинотеатральных залов, но всё же выглядит весьма и весьма достойно. Художники, дизайнеры, декораторы и костюмеры постарались на славу, подарив нам красивую с визуальной точки зрения предысторию Средиземья. Компьютерной графики тут тоже немало, хотя в итоге её, как и масштабов в целом, оказывается меньше ожидаемого. Дело в том, что грандиознее всего получилась самая первая серия, а затем история частенько утыкалась в душные камерные сцены, где размах «самого дорогого в истории» сериала совершенно не чувствовался. Ну да, достойно, но не более того.

Собственно, на этом всё хорошее заканчивается. И начинается всё плохое, т.е. рассказ о слабом сюжете. И сразу оговоримся, что мы не тру фанаты Толкина, которые предъявляют претензии «Кольцам власти» за то, что они пробудили Балрога не в ту эпоху. Понятия не имеем когда там этот Балрог должен пробудиться и какие ещё каноны нарушил сериал. Поговорим о том, чью убогость способен оценить любой зритель.

Сюжет сериала состоит из нескольких арок: приключения своенравной эльфийки Галадриэль; отношения полуэльфа Элронда и гномьего принца Дурина; скитания мохноногов; нашествие орков на Южные Земли; отношения в королевстве Нуминор. Все они, мягко говоря, неравнозначные, и переплетаются между собой, но если потребуется вывести одну центральную фигуру, то ей станет Галадриэль, подруга Элронда, которая попадает в Нуминор, а оттуда в Южные Земли, т.е. успевает и во всех значимых битвах поучаствовать, и за неуловимым Сауроном побегать, и королю эльфов надоесть, и армию собрать, и к ковке тех самых колец руку приложить. Печаль в том, что по-настоящему удачной можно назвать лишь сюжетную ветку Элронда, который должен попасть в королевство гномов Морию, чтобы заручиться поддержкой тамошних искусных кузнецов для амбициозного проекта эльфов.

Непростые дружеские отношения эльфа и гнома были удачно обыграны во «Властелине колец», в «Хоббите» между двумя расами даже завязалась любовь, так что «Кольца власти» вступают на уже обработанное поле, но, к их чести, держат марку – смотреть за Элрондом и Дурином не просто интересно, по сути, это вовсе единственное, что удалось сценаристам. Причём успех это комплексный, и похвалить за него нужно и актёров Роберта Арамайо и Овайна Артура, между которыми явно чувствуется «химия», напрочь отсутствующая у всего остального каста. К Арамайо изначально хочется придираться из-за его внешнего вида (ну не похож он на Хьюго Уивинга в молодости!), но постепенно проникаешься к его герою симпатией, в то время как образ Артура изначально попадает в десятку и вызывает исключительно положительные эмоции. Удалась и его супруга в исполнении Софии Номвете – актриса тоже тянет своей харизмой, хотя тут к кастингу всё-таки есть определённые вопросы (ну вы поняли, ага).

А вот Галадриэль удалась лишь отчасти. С одной стороны, перед нами светловолосая белокожая девушка, что по меркам кастинга «Колец власти» уже однозначная победа. С другой стороны, Морвет Кларк не очень похожа на молодую Кейт Бланшетт, и её героиня получилась спорной с точки зрения личной привлекательности. Уж слишком сурова и своенравна её Галадриэль, что даже немного раздражает своим упрямством и пафосом. К тому же за Кларк тянется флер из её предыдущих ролей (она пытала детей в сериале «Тёмные начала» и досаждала христианской моралью онкобольной в триллере «Спасительница»), которые невольно и небезуспешно проецируются на Галадриэль. Некоторый интерес наблюдений за эльфийкой вызывает разве что частая смена декораций, да небольшая детективная интрига, связанная с личностью Саурона, плюс тот факт, что остроухая постоянно оказывается права и при этом регулярно попадает впросак. Впрочем, её соседи по сценам, за исключением Элронда, и вовсе не вызывают эмоций, так что работу Кларк лучше просто оставить без оценки.

Все действующие лица, стартующие в Нуминоре, вообще выглядят плоскими. В их отношения не веришь, их интриги не подкупают, их диалоги и поведение картонные. То же касается и жителей Южных Земель, с той лишь разницей, что Нуминор пока находится в безопасности и его обитатели живут в роскоши, а Южные Земли подвергаются нашествию орков, и местная деревенщина вынуждена сбегать из домов / сражаться за свою жизнь / присягать на верность новым хозяевам. Пожалуй, эти сцены хочется перемотать чаще всего. Но, наверное, рекорд по антипатии принадлежит мохноногам, с которыми за весь первый сезон не происходит вообще ничего интересного. Вот они собираются уйти с насиженного места, т.к. привыкли бродяжничать, вот они собираются в путь, вот они идут.

Некоторую живость в это болото привносит упавший с неба таинственный мужик, в котором моментально угадывается Гендальф, но сценаристы на излёте сезона попытались обмануть зрителя и слепить из него Саурона, хотя к тому моменту уже становится очевидно кто на самом деле является Сауроном. Благодарить за такую попытку не хочется, ведь она связана с троицей бледных персонажей, которые бесят каждым своим появлением в кадре. Хорошо хоть времени им уделено меньше, чем мохноногам, среди которых стараются играть лишь Маркелла Кавена (Нори Брэндифут) и Ленни Генри (Садок Барроуз). К последнему, впрочем, также есть вопросы о несоответствии фенотипов актёра и персонажа.

Обычно в подобных обзорных статьях есть описание основных персонажей, но в данном случае говорить о них подробнее нет никакого желания. И теперь уже смешно вспоминать как на протяжении всего 2022 года «Кольца власти» позиционировались как главный конкурент «Дома Дракона» – у двух блокбастеров HBO и Prime Video даже практически совпадали даты премьер, да и завершились они с разницей всего в неделю. Но битвы титанов не произошло – «Властелин колец» просто не явился на эту встречу. И если многосерийное наследие Мартина определённо удалось и будет в следующие годы собирать перед экранами миллионы зрителей, то наследие Толкина пока видится отнюдь не таким радужным, хотя и обречено на поддержку тех категорий лиц, которым важно не качества кино, а лишь процент задействованных в создании меньшинств. Что ж, пожелаем им хлебать кашу, которую они заварили, ну а у всех остальных ведь есть свобода выбора: смотреть «Кольца власти» или какой-нибудь приличный сериал.


Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 217 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio