«Война. Война никогда не меняется» – этой фразы зрителю придётся ждать аж до финальной серии, но скучно точно не будет. Amazon сделал сильную заявку на звание лучшей экранизации видеоигр.
ФОЛЛАУТ. 1 СЕЗОН (FALLOUT. SEASON 1)
2024, США, 60 мин.
Жанр: фантастика, боевик, драма, приключения
Количество серий: 8
Режиссеры: Джонатан Нолан, Клер Килнер, Фред Туа, Дэниэл Грэй Лонгино, Уэйн Йип
В ролях: Элла Пернелл, Уолтон Гоггинс, Аарон Мотен, Мойзес Ариас, Кайл Маклоклен, Лесли Аггамс, Зак Черри, Род Луцци, Сарита Чоудри
Ещё в 2015 году автор этих строк
жаловался, что экранизации Fallout на горизонте не видно, а ведь это просто золотое дно. И вот, наконец, экранизация вышла, и в единственно верном формате сериала. Разумеется, в первую очередь «Фоллаут» сделан для многочисленных поклонников одноимённой серии компьютерных игр. Сбрасывать со счетов многомиллионную армию фанатов не станет ни один продюсер, но шоу сделано таким образом, что заинтересует и тех, кто просто «мимокрокодил». Впрочем, не исключено, что после просмотра они настолько заинтересуются этой вселенной, что полезут изучать лор или захотят совершить свою первую вылазку в Пустошь.
Fallout – настоящий культ, и на полном серьёзе рассказывать о том, ЧТО это такое, нет смысла. Если вы не в курсе – просто запускайте игру (знакомство можно начать со второй части, если вам требуется 3D – запускайте третью, ну а если времени совсем мало, но прикоснуться к шедевру всё-таки хочется, то ваш выбор – New Vegas). Если вы в курсе – то и так прекрасно всё знаете и даже сами можете рассказать пару десятков красочных историй о том, как пили радиоактивную воду из унитаза, отбивались от диких гулей в темноте, огребали от Когтей Смерти, лупили супермутантов ржавой трубой, находили силовую броню и доминировали или проходили «Фоллаут» на максимальной сложности без возможности сохранения и спустя 50 часов случайно подорвались на мине.
Так что вернёмся к сериалу и скажем главное: он бережно сохранил атмосферу Fallout, тех её частей, что вышли уже под патронажем Bethesda. Т.е. тут вам разрушенная постапокалиптическая Америка, погрузившаяся в анархию, чёрный юмор, какой-то квест, колоритные персонажи и несколько фракций, у каждой из которых своя правда. А ещё очень много насилия. Вида крови создатели совершенно не стесняются и это ощутимый плюс сериала. Местами он прямо таки гротескно жесток (перк «Кровавая баня»?), что даже вызывает некоторое недоумение, ведь до того как в кадре покажут, как железная рука силовой брони давит человеческую голову, словно переспелое яблоко, показана абсолютно дурацкая потасовка, будто происходящая не в варварском мире, пережившем ядерную войну, а в благоустроенном дворе дорогого ЖК, где дерутся только до первой крови, а упавшего на землю не затаптывают всей толпой.
В результате поначалу трудно определиться с собственным отношением к сериалу. Это правда отличное шоу или же какой-то трэш? Нужно смеяться или переживать? Подобная расфокусированность и желание понравиться сразу всем всё-таки идёт в минус, но постепенно к сценарным «американским горкам» привыкаешь и вспоминаешь, что в игре, по сути, было то же самое. В одних локациях на полную включалась драма, в других срабатывал хоррор, иногда квесты становились совершенно детективными, ну а порой происходящее на экране вызывало лишь смех. Тот же жанровый коктейль и тут. Хотя, справедливости ради, юмора тут больше, чем всего остального, и он, как это принято говорить в среде людей с поражённым от радиации мозгом,
доставляет. Ну вот хотя бы тот момент, когда один из «непрокачанных» персонажей берёт пистолет и расстреливает всю обойму «в молоко», после чего сетует, что «отстойно стреляет». Это, конечно, и распространённый киношный штамп, но одновременно и отсылочка на игровую систему S.P.E.C.I.A.L.
Сюжетная завязка довольно проста, но не примитивна. Жители Убежища 33 столкнулись с атакой рейдеров, в результате которой оказался похищен Хранитель. Дочь Хранителя отправляется на его поиски, где пересекается с охотником за головами и сквайром Братства Стали. Все они ищут один и тот же груз, но у каждого на него личные планы. Как и в играх, основное задание очень быстро оказывается где-то на периферии нашего внимания и уступает место случайным стычкам, знакомствам, локациям, одним словом – «побочкам». Изучать постъядерный мир куда интереснее, чем разыскивать какого-то учёного (не важно, целиком вы его ищете или по частям). В общем, бывалый геймер сразу окунётся в знакомую обстановку и ситуации: говорите, водяной чип сломался? Где-то мы это уже видели… Году эдак в 1997-м…
Человека «в теме» ждёт множество «пасхалок» и отсылок: от собаки учёного и подбора пароля на компьютере до большого пальца вверх и вида «от первого лица» при выходе из Убежища. Тут есть стимуляторы, антирадин и даже воспроизведён кинематографический режим полёта пули – тот самый bullet time, впервые появившийся в Fallout 3: когда мы наслаждались выпущенным из пушки героя снарядом, который приближался к врагу и смачно сносил ему голову или отрывал ногу. Сквайры рыцарей Братства Стали тащат на себе совершенно комическим размеров огромные сумки, что не только вызывает смех, ведь рядом налегке идёт человек в силовой броне, способный без напряга поднимать огромный вес, но и отсылает к играм, где персонаж таскает в своём рюкзаке запредельное количество разного хлама. Про знакомые локации, вроде городка Шейди Сэндс, и говорить не приходится – всего этого просто не могло не быть, ведь перед нами не какой-то там пародийный сериал по мотивам, а самый натуральный лицензионный продукт, созданный в сотрудничестве с Bethesda (есть мнение, что один из главных героев даже фамилию получил в честь главы компании – Тодда Говарда).
Человека же постороннего ждут просто весёлые приключения, нелепые столкновения и опасные передряги, а также множество загадок. Подземные Убежища (можно мы не будем говорить, что они точь-в-точь, как в играх? Спасибо) и атмосфера Большой Тайны, Глобального Заговора заставляет с ностальгией вспоминать второй сезон «Остаться в живых» и бункер с кнопкой – времена, когда «Lost» ещё выглядел как самый лучший сериал на свете. На эти же неожиданные параллели играют и многочисленные флешбэки, которые, правда, есть лишь у одного персонажа. А ещё того самого учёного, за которым охотятся все, кому не лень, играет Майкл Эмерсон, один из антагонистов «Lost». Почти наверняка это лишь случайно возникшие ассоциации, а вот сходство с первым сезоном «Мира Дикого Запада» уже куда более заметно.
Его так же продюсировали Джонатан Нолан и Лиза Джой, там также был ковбой, который вызывал симпатии во флешбэках и считался главным злодеем в настоящем времени, присутствовал сильный женский персонаж и изучение просторов мира, живущего по интересным и не всегда понятным правилам. Вряд ли и это намеренные отсылки, скорее ограниченность сценариев современного Голливуда, но всё-таки речь идёт о
первом сезоне «Мира Дикого Запада», который «25-й кадр» назвал
лучшим стартом сериала 2016 года, а потому никакого негатива такое сходство не вызывает (откровенно скатился сериал уже потом).
ПЕРСОНАЖИ
Люси Маклин (Элла Пернелл)
Персонаж с высокой удачей. Жизнерадостная дочь Хранителя Убежища 33. Спортсменка, комсомолка и просто красавица, достигшая детородного возраста. Как и другие обитатели 33-го отчаянно наивна и излишне оптимистична. Отправляется на поиски своего пропавшего отца (это мы проходили в Fallout 3) и сразу же сталкивается с жестокостью жизни на поверхности. Может дать сдачи, но никогда не бьёт первой, и только учится тому, что людям нельзя доверять. Успела найти и потерять мужа, а еще потерять и найти палец.
Купер Говард (Уолтон Гоггинс)
Персонаж с высокой ловкостью. Предстаёт в двух ипостасях. До ядерной войны это голливудский актёр, играющий в популярных вестернах и имеющий за плечами опыт боевых действий с китайцами. Ну а после – безносый гуль, но не слишком уродливый, который стал воплощением крутого экранного героя (правда, его злобной версии). Лучший стрелок в Пустоши, успешный охотник за головами, который не церемонится с окружающими и до поры до времени отыгрывает роль злодея, однажды даже косплея сцену из «Хороший, плохой, злой».
Максимус (Аарон Мотен, хотя похож на внебрачного сына Дензела Вашингтона)
Персонаж с высокой силой. Послушник Братства Стали – военизированной организации, которая ищет и сохраняет довоенные технологии. Подвергался унижениям и избиениям на базе, а потому очень обрадовался, когда стал сквайром рыцаря и отправился в Пустошь. Затем довольно быстро сменил своего господина на посту и, завладев его силовой бронёй, прикинулся рыцарем Братства (что не сулит ему ничего хорошего). Порядочный парень, который заврался и крепко влип.
Норм Маклин (Мойзес Ариас)
Персонаж с высоким интеллектом. Субтильный брат Люси, поначалу не проявляющий никакого интереса к общественной жизни убежища. На любой работе, которую ему давали, он проявлял «недостаточно энтузиазма». Поначалу лишь раздражает своей заторможенностью, а энтузиазм наконец проявляет там, где это как раз порицается: начинает рискованное расследование об Убежище 31. Сам себя называет трусом, но действует достаточно хладнокровно. Не столь противоречивый персонаж, как Купер, но всё же проходит интересные трансформации.
Получился ли у Amazon самодостаточный продукт, способный удержать равновесие и без постоянного оглядывания на игры? Вполне. Соблюдён ли канон? Да. Раскрыта ли тема Пустоши и всего остального? Разумеется, нет. Сериал оставляет очень много вопросов (включая банальный «Почему середина XXI века в США выглядит как середина XX?»), но это лишь начало и у него будет ещё достаточно времени, чтобы рассказать и о ретро-футуризме, и об Анклаве, и об Институте. Пока много внимания уделили лишь гулям (и то, толком не объяснив, откуда они взялись и почему живут сотни лет), рейдерам, компании Vault-Tec, да социуму внутри Убежищ. Произведена большая работа над дизайном и спецэффектами – шоу смотрится очень ярко и зрелищно, заставляя бывших игроков то и дело кричать «О, я там был!», а простых зрителей всматриваться в детали.
Финальные кадры намекают, что во втором сезоне мы можем увидеть и загадочного мистера Хауса из Нью-Вегаса (его молодую версию можно заметить на совещании в последней серии). А ещё нам показали облезлого медведя яо-гая, но задолжали самого страшного хищника Когтя Смерти. Да и много чего ещё на самом деле. Ведь нельзя же всё богатое наследие целой серии игр запихнуть в один сезон. Продолжение точно подсветит нам что-то из богатого лора Fallout. Возможно, супермутантов или флешбэки из американо-китайской войны за Аляску нам покажут и чуть позже (кто-то вообще сомневается, что сериал продлят на третий сезон и далее?), но во втором сезоне точно продолжится арка Купера Говарда. Если в первом сезоне мы наблюдали его на социальном дне в виде гуля, а во флешбэках он находился в зените славы, то дальше по всем драматургическим канонам наверняка увидим «зеркало»: падение его голливудской карьеры и клеймо «коммуниста» в прошлом и моральный подъём в настоящем.
Удалось ли «Фоллауту» отобрать знамя лучшей экранизации видеоигры, которое совсем недавно многие (но не мы!) успели вручить «Одним из нас». Пожалуй. «Фоллаут» далеко не идеальный сериал, но рука не поднимется поставить ему оценку ниже «хорошо», а потенциал у него ещё ого-го какой. При этом, в отличие от «Одних из нас», шоураннерам удалось избежать ловушек «повесточки» и каста – критике подвергся, кажется, только слишком «гладкий» грим гуля. Тут нет (тьфу-тьфу-тьфу!) заигрываний с ЛГБТ – дожили, это уже считается за плюс! – и даже есть ощутимая критика капитализма, а все без исключения актёры вызывают лишь положительные эмоции. Элла Пернелл моментально повторила судьбу Дженны Ортеги из сериала «Уэнздей», став самой модной актрисой года, ну а Уолтон Гоггинс отыгрывает за себя и за того парня, оставив всех своих партнёров по площадке с носом (ну вы поняли). Очень жаль, что этот талантливый актёр появляется в кино не так уж часто, и в основном на вторых ролях, обычно играя каких-то фактурных злодеев. И хочется верить, что «Фоллаут» даст его карьере хорошее ускорение – мужик давно заслужил свой кусочек славы.
Честно говоря, даже трудно поверить, что сериал сделан именно в Amazon – той самой компании, что
села в глубокую лужу с рекордно дорогим многосерийным проектом по «Властелину колец», где умудрилась наступить буквально на все возможные грабли. Что это – просто повезло или всё-таки усвоенный урок и работа над ошибками? Узнаем чуть позже. Пока же «Фоллаут» стартовал достаточно бодро и не застрял в текстурах (а вот Максимус однажды иронично застрял), что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Да, на этом материале вполне можно было сделать нечто куда более серьёзное, мрачное и суровое, но раз уж создатели решили воспроизвести именно несерьёзную атмосферу игр, то мы должны уважать этот выбор – по крайней мере он вполне логичен. А нечто более «взрослое» нас, возможно, ещё ждёт в дальнейшем, если сериал окажется успешным и студийные боссы решат расширять киновселенную и ковать железо, пока горячо.
Так стоит ли смотреть «Фоллаут», если у вас не встаёт на силовую броню, не учащается пульс от словосочетания «Новая Калифорнийская Республика» или не скачет давление от вида Мистера Помощника? Короткий ответ: да. Хотя бы для того, чтобы увидеть лучшие ядерные взрывы в истории кино – прекрасное зрелище, от которого даже у Кристофера Нолана забегают мурашки по коже, хоть недавно он и показал мастер-класс по этому предмету в «Оппенгеймере».
Игорь Талалаев