Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Сериал: Тёмные начала. 1 сезон
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 30.01.2020 12:36
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Какой вышла вторая попытка экранизировать популярный книжный цикл Филипа Пулмана? Капитан Очевидность ответит: многосерийной. Ну а мы копаем несколько глубже.


ТЕМНЫЕ НАЧАЛА. 1 СЕЗОН (HIS DARK MATERIALS. SEASON 1)
2019, США, 60 мин.
Жанр: фэнтези, драма
Количество серий: 8
Режиссёры: Том Хупер, Эйрос Лин, Джейми Чайлдс, Уильям МакГрегор, Отто Батхёрст
В ролях: Дафни Кин, Джеймс МакЭвой, Рут Уилсон, Кларк Питерс, Иэн Гелдер, Уилл Кин, Эрион Бакаре, Энн-Мэри Дафф, Кит Коннор, Амир Уилсон

Мультивселенная состоит из множества миров. Одни похожие на наш с вами, с той лишь разницей, что человеческие души тут овеществлены и имеют форму животного-фамильяра. В других живут невиданные создания, не похожие ни на что в нашем мире. И все эти вселенные подчиняются единой силе – Пыли – субстанции пронизывающей мультивселенную и связывающей ее в единую цепь.

Таков сеттинг культовой книжной трилогии «Тёмные начала» известного английского писателя Филипа Пулмана, первый роман которой – «Северное сияние» («Nothern Lights») – был выпущен в 1995 году издательством «Scholastic UK». «Тёмные начала» у себя на родине моментально стали бестселлером, играя на одном поле с книжным циклом о Гарри Поттере, но поднимая перед читателем вопросы куда более сложного толка. До сих пор принято считать «Тёмные начала» образцовым янг-эдалт, закрывая глаза, а порой и совершенно игнорируя колоссальный культурный и религиозный посыл, заложенный автором в своих книгах. Радикальный атеизм автора, пожалуй, тема отдельного разговора, мы же сосредоточимся на последней пулмановской экранизации, выпускаемой в содружестве BBC Studios, New Line Cinema и Bad Wolf для каналов BBC One и HBO, но вспомним и про полнометражную версию 2007 года.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Взоры западных кинотворцов давно обратились на популярную книжную трилогию, количество поклонников которой в одной только Великобритании едва ли меньше, чем у похождений знаменитого чародея из Хогвартса. Впрочем, экранизировать «Тёмные начала» долгое время казалось непосильной задачей – слишком непростые и провокационные вопросы поднимал Пулман, слишком сложный и неоднозначный мир представлен на суд читателей. Это не говоря о технически трудоёмком процессе создания постоянно видоизменяющихся деймонов – спутников героев, которые не должны были отвлекать от происходящего на экране действа и грамотно подчёркивать всю инаковость мира, так похожего на наш собственный.

А мир «Тёмных начал», а вернее множество миров, и в самом деле получились крайне колоритными. Главной героиней трилогии выступает девочка Лира Белаква, сирота, находящаяся на воспитании Иордан-колледжа в Оксфорде. Только это не тот Оксфорд, что вы знаете в нашем мире, да и сам мир Лиры при схожих чертах имеет существенное отличие от нашего. Здесь у каждого человека есть деймон – часть души, воплощённая в форме животного. До полового созревания деймоны детей способны менять обличия, но с наступлением взросления остаются в одной постоянной форме, часто отражающей черты характера своего человека. Власть в мире Лиры принадлежит могущественному Магистериуму – религиозному институту вроде нашего Ватикана, который жестоко карает всех еретиков и инакомыслящих врагов веры. Таким вольнодумцем становится лорд Азриэл – дядя Лиры, открывший то, что бросает тень на всеобъемлющую власть Магистериума. Защищая репутацию родственника и спасая похищенного друга, Лира оказывается в водовороте эпического масштаба, становится самой главной фигурой во всём многообразии миров и невольно развязывает войну между Небесами и Мультивселенной.

Но всё это потом. В первом же романе Лира лишь начинает свой путь, а читатель знакомится с расстановкой сил и важными персонажами, которые помогут главной героине дойти до самого конца – тут и цыганские кланы, и северные ведьмы во главе с Серафиной Пеккалой, и бронированный полярный медведь Йорек Бирнисон, и отважный аэронавт Ли Скорсби… Пулман создает глубоких и объёмных героев, живых и по-настоящему человечных за счёт неоднозначности их поступков и тщательно прописанной мотивации. Пожалуй, именно подробная проработка героев сделала книжный цикл Филипа Пулмана международным феноменом и одной из самых обсуждаемых книг поколения.

«Тёмные начала» неоднократно подвергались критике со стороны церкви, ведь в книгах для подростков автор позволяет себе довольно жёсткую критику этого института, едва ли не демонизируя католичество как таковое и провозглашая торжество науки и разума над невежеством и предубеждениями слепой веры.

Поэтому нет ничего удивительного, что в кинематограф «Тёмные начала» добрались лишь в начале 2000-х, в эпоху идеалогического плюрализма, когда мнение церковных служб больше не является определяющим.

ЭКРАНИЗАЦИЯ 2007 ГОДА

Первую попытку перенести на экран события «Тёмных начал» предпринял режиссёр Крис Вайц в 2007 году с поддержкой студии New Line Cinema. У экранизации «Северного сияния», обретшей в прокате альтернативный заголовок «Золотой компас» в честь чудесного приспособления Лиры – алетиометра – раскрывающего правду всякому, кто знает, как его читать, были все шансы стать международным блокбастером. Николь Кидман, Дэниел Крэйг, Ева Грин и подающая надежды Дакота Блю Ричардс в роли Лиры – с таким актерским составом сомневаться в успехе не приходилось. Тем более визуально «Золотой компас» был безупречен. Стилистика псевдо-стимпанка, потрясающие костюмы и передовые компьютерные технологии, добившиеся реалистичного изображения медведей и деймонов.

Уайц попытался в стандартный двухчасовой хронометраж уместить богатую на события первую книгу трилогии, отрезав всё лишнее, что могло бы тормозить повествование, и так этим увлёкся, что отрезал даже с избытком. Получив невнятный финал вместо драматической книжной кульминации, картина подверглась сокрушительной критике со стороны поклонников творчества Филипа Пулмана и удостоилась прохладных отзывов от зрителей, не читавших первоисточник.

Коммерческий провал «Золотого компаса» имел ряд неприятных последствий для индустрии. Во-первых, обанкротилась студия New Line Cinema, перешедшая под крыло колосса Warner Brothers, а во-вторых, неудача поставила под сомнение целесообразность съёмок дорогостоящих сказок, успех которых нельзя спрогнозировать наперед. Стоит отметить, что схожая ситуация повторилась спустя 11 лет с другой экранизацией малоизвестного у нас, но некогда популярного на Западе книжного цикла «Хроники хищных городов», из чего можно сделать вывод, что голливудские студии до сих пор плохо понимают свою аудиторию.

ЭКРАНИЗАЦИЯ 2019 ГОДА

Кажется, что формат телевизионного сериала напрашивался для «Тёмных начал» уже давно, но лишь в последние годы с укреплением позиций кабельных каналов и интернет-платформ, а также с грандиозным успехом «Игры престолов», подобная альтернатива полному метру стала рассматриваться всерьёз. Анонсировав в 2015 году новую экранизацию книг Пулмана, телеканал BBC One моментально открестился от версии Вайца, заверив поклонников «Начал», что в этот раз все ошибки будут учтены и зритель получит образцовую 8-серийную экранизацию первого тома трилогии.

Съёмочный процесс начался летом 2018 года. Всех интересовало, кто же воплотит на экране образ храброй Лиры, и наверняка, ни для кого не стало сюрпризом, что на роль была назначена блеснувшая в «Логане» Дафни Кин. Юное дарование так запомнилось зрителям своим дерзким исполнением женского клона Росомахи, что роль Лиры, казалось, идеально сядет на молодую актрису.

На роль лорда Азриэла был приглашён многогранный Джеймс МакЭвой, уступающий Крэйгу в аристократическом лоске, но прекрасно передавший всю сложность своего персонажа, метущегося между желанием раскрыть тайны Мультивселенной и долгом перед дочерью. МакЭвой появляется лишь в первом и последнем эпизодах первого сезона, но приковывает к себе всё внимание, убедительно отыгрывая аристократа-проходимца.

Третьим значимым для истории персонажем является Мариса Колтер, которую трудно было представить кем-то иным, нежели обворожительной Николь Кидман. Кидман в 2007 году затмила, кажется, всех прочих актёров и идеально передала миссис Колтер Пулмана – холодную и беспощадную карьеристку, разрываемую внутренними демонами и обязательствами перед Магистериумом. Поэтому назначение Рут Уилсон, известной по большей части работами над сериалами типа «Лютера» и «Любовников», вызвало у поклонников книжного оригинала беспокойство. Актрисе далеко до изысканного флёра Кидман, но Уилсон решительно переизобрела вверенного ей персонажа, придав своей миссис Колтер некие психопатические черты, делающие её одновременно пугающей и вызывающей жалость.

ПЕРСОНАЖИ

Лира Белаква (Дафни Кин) – главная героиня, девочка из пророчества северных ведьм с великим предназначением. Интуитивно способна понимать алетиометр – прибор, открывающий истину. Деймон Лиры – Пантелеймон, или Пан – любопытный и любознательный, как и его человек. Не принял своей окончательной формы, предпочитая быть песцом или горностаем.

Мариса Колтер (Рут Уилсон) – влиятельная фигура в Магистериуме, исследовательница и учёный, проводящая жестокие эксперименты в Больвангаре. Основательница Жертвенного рекрутационного центра (ЖРЕЦ). Мечтает раскрыть секреты Пыли и подчинить её. Её деймон – золотая обезьяна – молчаливое и жестокое создание.


Лорд Азриэл Белаква (Джеймс МакЭвой) – исследователь и авантюрист, изучающий Пыль. Нашёл доказательства существования других миров, чем бросил вызов официальной политике Магистериума. Является отцом Лиры, что долгое время скрывал. Его деймон – снежный барс – Стелмария.


Роджер Парслоу (Льюин Ллойд) – лучший друг Лиры и поварёнок в Иордан-колледже. Был похищен ЖРЕЦами и доставлен на север в Больвангар. Играет ключевую роль в плане Азриэла, сам того не осознавая. Его деймон – Сальсилия так же, как и деймоны всех детей, не имеет окончательной формы.



Ма Коста (Энн-Мэри Дафф) – цыганка, бывшая няней Лиры, когда та была ещё совсем маленькой.




Магистр Иордан-колледжа (Кларк Питерс) – глава колледжа, мудрый человек, одним из первых разглядевший опасность, исходящую от открытий лорда Азриэла. Пытался отравить его, чтобы избежать проблем в будущем, но Лира не позволила этому случиться.



Фардер Корам (Джеймс Космо) – пожилой цыган и бывший любовник Серафины Пеккала.




Лорд Карло Бореал (Эрион Бакаре) – священнослужитель Магистериума, обнаруживший проход в другой мир. Заинтересован в поисках пропавшего исследователя Станислауса Груммана, открытие которого вдохновило лорда Азриэла.




Уилл Парри (Амир Уилсон) – ученик средней школы из Оксфорда, опекающий больную мать. Спасаясь бегством, находит окно в другой мир, с чего начинается его путешествие с Лирой.




Элейн Парри (Нина Сосанья) – мать Уилла, страдающая обсессивно-компульсивным расстройством.




Ли Скорсби (Лин-Мануэль Миранда) – аэронавт и искатель приключений, управляет воздушным шаром. Человек чести, друг Йорека Бирнисона. Его деймон – полярная зайчиха Эстер, саркастичная и отважная, как и её человек.




Джон Фаа (Лусиан Мсамати) – король Восточных цыган. Отважный и мудрый предводитель кочевого народа, собравший людей на спасение похищенных детей.



Серафина Пеккала (Рута Гетминтас) – полярная ведьма из ковена озера Инара, бывшая возлюбленная Фардера Корама. Её деймон – полярная крачка Кайса, как и все деймоны ведьм способен отделяться от своего человека на большие расстояния.




Тони Коста (Дэниел Фрогсон) – молодой цыган, старший сын Ма Косты, чей брат Билли был похищен ЖРЕЦами и отправлен в Больвангар.





Отец Макфейл (Уилл Кин) – служитель Магистериума.




Йорек Бирнисон (голос Джо Тандберг) – панцерьбьёрн, бронированный медведь Свальбарда, опальный король, лишившийся трона махинациями Йофура Ракниссона. Как и все медведи, хороший кузнец и воин.



Йофур Ракниссон (Питер Серафинович) – бронированный медведь, обманом узурпировавший трон Йорека Бирнисона. Мечтает быть похожим на человека и иметь своего деймона. Находится в сговоре с Марисой Колтер, держит в плену лорда Азриэла.


События первого сезона, состоящего из 8 часовых эпизодов, довольно подробно описывают сюжет первой книги цикла, добавляя так же кое-что из второй. В частности, вся сюжетная линия Уилла Парри до знакомства с Лирой описана в «Чудесном ноже», второй книге «Тёмных начал». К производству были приглашены такие постановщики как Том Хупер, известный по «Девушке из Дании» и «Король говорит», Эйрос Лин («Доктор Кто», «Шерлок», «Убийство на пляже») и Отто Батхёрст («Робин Гуд: Начало», «Острые козырьки», «Чёрное зеркало»). Сценаристом проекта выступил известный британский драматург Джек Торн (к слову, ответственный за кошмарное театральное продолжение Гарри Поттера), и многие моменты, которые возмущают поклонников книг Роулинг в спектакле, имеют своё отражение и в экранизации «Начал». В частности, нарочито политкорректный каст.

О расовом разнообразии в британском кино и ТВ не говорил, пожалуй, только ленивый. Данная тенденция обусловлена современными мультикультурными реалиями и миграционной политикой Соединенного Королевства, благодаря которой острова заполонили беженцы из арабского мира и Африки. Поэтому уже никого не удивляет, что среди цыган множество темнокожих актёров, а мальчик Уилл, сыграющий в истории не последнюю роль, уже не белый, как это было в книге.

Впрочем, на расовое разнообразие, при желании, можно закрыть глаза. В большинстве своём актёры в сериале подобраны если и не точно в соответствии с описанием Пулмана, то, по крайней мере, с уважением к сути персонажа. Так, к примеру, слишком молодым получился Ли Скорсби, который, согласно роману, должен быть в возрасте и иметь давнюю историю знакомства с Йореком Бирнисоном. Но Лин-Мануэль Миранда так хорош в роли отважного воздухоплавателя, что на возраст совершенно не обращаешь внимание.

А Рута Гетминтас, знакомая любителям хорроров по сериалу «Штамм», в чём-то даже перещеголяла красавицу Еву Грин в изображении чарующей и загадочной ведьмы Серефины. Возможно, дело тут в количестве экранного времени, которое было у каждой на представление образа, но Серафина в исполнении Гетминтас выглядит более эффектно и производит впечатление тем, как держится в кадре. Наблюдая за её легкой отчужденностью, зритель невольно ощущает некоторый трепет.

Несомненно, не последнюю роль в истории играют деймоны. Вокруг взаимоотношений деймонов и людей во вселенной Пулмана и в сериале строится не один конфликт. Перед создателями сериала лежала непростая задача – изобразить деймонов настолько реалистично, насколько это позволяют современные технологии, с поправкой на бюджет. Нюанс в том, что при внешнем сходстве деймонов с обычными животными, ведут они себя всё же иначе – это проявляется в умении разговаривать, в сознательности и в способности менять свой облик до достижения половозрелости. Поэтому всякий раз, когда мы видим в кадре Лиру, где-то рядом находится и её деймон Пантелеймон, пребывающий то в образе бабочки, то белого песца, то дикого кота. Каждая форма – отражение каких-то качеств Лиры, а метаморфозы, происходящие в кадре не должны отвлекать от людей-актёров и сюжета. Поэтому в масштабных сценах с большим количеством статистов порой деймоны совершенно не заметны. Разумеется, это обусловлено экономией бюджета, но кроме того желанием сделать акцент на людях, нежели симпатичных животных. Впрочем, в батальных сценах на деймонах всех форм и размеров не сэкономили – они сражаются наравне с людьми и гибнут вместе с ними.

Другой визуально непростой составляющей «Начал» стали медведи, которых необходимо было изобразить не просто как диких животных, но разумных существ со своей культурой и традициями. Бронированные медведи у Пулмана – это отважные воины, живущие среди льдов Свальбарда, и этот посыл необходимо было донести до зрителя. Благодаря возможностям современной анимации и технологии захвата движения Йорек Бирнисон воспринимается как реальное живое существо, а несовершенства внешности вроде шрамов на морде, придают образу характерные черты, благодаря которым зритель не будет путать медведей между собой.

Внимание к деталям, определённо, делает честь создателям «Начал», решившим не идти в очевидном направлении, проложенном Крисом Уайцом, а создать что-то новое с тем материалом, имевшимся у них на руках. А чуткий контроль самого автора первоисточника позволил раскрыть в сюжете новые мотивы, освещаемые в книгах лишь вскользь.

Кто-то отмечает, что новой экранизации «Тёмных начал» недостаёт стимпанковской эстетики, которая была присуща книгам и экранизации 2007 года, однако, это утверждение в корне не верное, так как «Начала» никогда не были стимпанком в привычном понимании. Уже даже тот простой факт, что персонажи живут в мире, где было открыто электричество (у Пулмана это антарная энергия) доказывает, что паром тут и не пахнет. Мир Лиры в «Началах» напоминает скорее 30-40-е годы ХХ века – отсюда громоздкая техника Больвангара, неуклюжие вертолеты и ружья.

Первый сезон «Тёмных начал» производит хорошее впечатление, если не пытаться сравнивать его с предыдущей экранизацией. Здесь виден размах, бюджет и явная любовь к первоисточнику. Не обошлось, конечно, и без провалов. К примеру, Лира подозрительно легко освоила алетиометр, изучению которого у Пулмана было уделено достаточно внимания. Зритель, не читавший книги, скорее всего и не поймет из сериала принцип работы этого удивительного приспособления, в то время как алетиометр – главная движущая сила сюжета и тот чудесный всезнающий бог из машины, без которого бы путешествие Лиры не состоялось. Впрочем, учитывая сложный исходный материал, стоит похвалить Торна уже хотя бы за отсутствие катастрофических вольностей в сценарии и смелость, с которой он подошёл к реализации драматического финала, не осиленного Вайцем в фильме 2007 года. Именно шокирующая и совершенно не детская развязка первой книги в своё время заставили говорить о «Началах» в литературных кругах, а прекрасно поставленная режиссёром Джейми Чайлдсом концовка первого сезона заставляет ждать продолжения. К счастью, «Тёмные начала» ещё до премьеры первого сезона продлили на второй, а это значит, что зрителя ждёт долгое путешествие вместе с Лирой сквозь многообразие миров к великому предназначению.

Сергей Прудников
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 39 гость(ей) : Кирилл Банницин
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio