ТЁМНЫЕ ВРЕМЕНА (DARKEST HOUR)
2017, США-Великобритания, 125 мин.
Жанр: драма, байопик
Режиссер: Джо Райт
В ролях: Гари Олдман, Кристин Скотт Томас, Бен Мендельсон, Лили Джеймс, Рональд Пикап, Стивен Диллэйн, Николас Джонс
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-darkest_hour_1_r.jpg)
За без малого три столетия в кресле английского премьера отметились очень разные деятели. О ком-то теперь можно узнать лишь по архивным документам, кто-то стал общенациональным пугалом, кого-то изгнали из собственной партии, ну а перед кем-то рядовой британец и сейчас мысленно преклонит колени. Ореолы Маргарет Тэтчер и Уинстона Черчилля шахматными ферзями возвышаются над зданием парламента как непревзойденные идеалы. Патриархи английской политики регулярно удостаиваются экранизаций, нередко удачных, достаточно вспомнить «Железную леди». «Тёмные времена» картина несколько иного склада, и постановку Филлиды Флойд ничем не напоминает. Этот суховатый академический фильм не самого успешного, но раскрученного Джо Райта, в биографии которого неплохие исторические адаптации разбавляются провальными мелодрамами, весьма складно дополняет недавний «Дюнкерк». Однако если Кристофер Нолан снял неординарное кино, запомнившееся нарастающей тревожной атмосферой и эстетическим великолепием картинки, то Райт пошел привычной тропой, поставив на раскрытие персонажа.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-darkest_hour_2_r.jpg)
Величайший (по версии ВВС) британец получил столько воплощений, что его образ стал прирастать всё большим количеством пародийных черт. Виски по утрам, шампанское днём, коньяк вечером, и сотни выкуренных сигар – это первое, что приходит на ум при упоминании фамилии Черчилль. Загримированный по лучшим стандартам театрального искусства (спасибо выдернутому с пенсии Кацухиро Цудзи – гуру своего дела) Гари Олдман отличился редкой живостью исполнения, граничащего с комедийностью. Добравшись на склоне лет (никто же не знал, что он доживет до 90) до поста премьер-министра, сэр Уинстон и не думает ликовать. Он понимает, что ему уготована расстрельная должность, и кажется, гораздо большее внимание уделяет «втыкам» нерадивой машинистке и поискам кота под кроватью. Олдман столь непосредственен, что изображённый политик заслуживает звание самого человечного, насколько он им быть в мрачные времена Второй мировой.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-darkest_hour_3_r.jpg)
Буквальное сгущение красок, предпринятое Райтом, обилие тёмных тонов и минимум естественного освещения не оставляют ведущему актёру шанса, кроме как стать местным светилом. Не идеальным, сварливым, порой несносным, но – настоящим лидером, способным на непопулярные решения и не держащимся за кресло мёртвой хваткой. Сказать, что Олдман справился с непростой ролью – ничего не сказать. Главный хамелеон актёрского легиона создал яркий, колоритный, неординарный образ. Подпадая под мастерство исполнения, отчётливо понимаешь, почему фото грузного мужчины в котелке и с сигарой в зубах частенько красуется в детских спальнях даже сейчас. Попросту не было в Соединенном Королевстве другой, столь же мощной, фигуры, отличавшейся к тому же здоровой долей самоиронии и порождавшей меткие афоризмы даже сидя, извините, на горшке. Сколько импровизации в таком очеловечивании Черчилля – неважно. Беспримерное обаяние Олдмана, его забавные причуды, комичная походка, склонность к эксгибиционизму и талант быть своим в любой компании перевешивают несоответствия.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-darkest_hour_4_r.jpg)
По художественному замыслу «Тёмные времена» (точнее «Самый тёмный час» – предрассветный) особенно выигрышно смотрятся в связке с «Дюнкерком». Нолан и Райт представили с разных границ объёмные ракурсы исторической операции «Динамо», оказавшей определяющее значение на позиции Великобритании в войне. Получилась очень неплохая дилогия, а непримиримая позиция Черчилля, исключавшего возможность переговоров с нацистами, внушает уважение, и сама по себе, и как образец тонкой политической игры. Премьер не был популярен в аристократических кругах, тяготел к оппозиции – за что, собственно, и получил кресло, уподобленное раскаленной сковороде. Но взяв на вооружение фирменный жест «V», ссутулившийся увалень оказался хитрее и дальновиднее всех своих недоброжелателей.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-darkest_hour_5_r.jpg)
Режиссёру удалось раскрыть многие хитрости черчиллевского мышления, и всё было бы совсем хорошо, если бы не сцена со спуском в подземку с проведением опроса среди рядовых лондонцев. Этот эпизод уже стал легендарным, и, увы, не в лучшем смысле. Здесь Райта явно занесло: слишком неправдоподобно, чересчур конъюнктурно, снова без толерантности (да чтоб её!) не обошлось. Черчилль в вагоне метро – ни дать, ни взять дедушка Ленин, пошедший в народ. Притом, что реальный сэр Уинстон довольно скупо относился к мнению простых людей, предпочитая держать демократию в ежовых рукавицах. В фильме же он и пламенный трибун, и народный любимец, для разрешения военной дилеммы готовый прислушаться к обычной судомойке. Понятно, крутые времена требуют нестандартных ходов, но эта отсебятина едва не загубила весь фильм. Обошлось: только подпортила.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-darkest_hour_6_r.jpg)
Джо Райту, давненько не радовавшему хорошими постановками, в целом удалось соорудить качественный фильм. Конечно, ему стоило отвесить земной поклон Гари Олдману, однако и он сумел по-новому преподнести знаменитого политика и «закрыть тему» дюнкеркской операции, в которой теперь практически не осталось белых пятен. Это по-хорошему консервативная британская кинолента с прекрасными актёрскими работами, среди которых особо упоминания заслуживают две женские: Кристин Скотт Томас – сыгравшей верную спутницу Клементину Черчилль, и Лили Джеймс – в роли смышлёной машинистки, глазами которой преподносится большинство событий. «Тёмные времена» без сомнения займут видную позицию в колонне качественных исторических картин, но всё же не покидает ощущение, что могло быть ещё лучше. Словно сами себя испугались создатели, а напрасно. Приобщение к великой фигуре окупилось заслуженным успехом.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 18 января