Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-10 лучших инопланетных вторжений в кино
Автор: Игорь, Егор, ЛюбовьДата: 24.07.2016 11:17
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Когда пришельцы прилетят на Землю (тсс, мы знаем, что они уже), нам придется долго объяснять, почему в своих фильмах мы так любим с ними воевать. Ну а пока можно насладиться десяткой лучших попыток захватить нашу планету. Не вставая с кресла.


Мы рассмотрели множество старых фильмов, но пришли к закономерному выводу: инопланетное вторжение – штука весьма масштабная и зрелищная, а потому адекватно показать ее на экране киношники смогли лишь в последние десятилетия. Так что пусть наших читателей не смущает засилие в топе вполне современных фильмов – они здесь не потому что мы просто лучше их помним, а потому что они действительно лучшие. Хотя практика и показывает, что зрелищность – далеко не единственный важный компонент в хорошем фильме про пришельцев.



ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ (2016)

Место высадки: Атлантический океан. Весь.
Цель нападения: Ядро Земли.
Тактика: Убивать всех, бурить земную кору.
Что пошло не так: "Пчеломатка", контролирующая всю армию вторжения, зачем-то полезла в самое пекло.
Как было бы лучше: Пчеломатке нужно было еще минут 7 посидеть в своем удобном кресле, попивая коктейли (или что она там может попивать).

Спустя 20 лет после первой атаки на Землю, инопланетяне-телепаты вновь прилетают на нашу грешную планету. На этот раз – с еще более внушительным кораблем и все теми же непробиваемыми экранами, что делает их неуязвимыми для человеческого оружия. Задачи у пришельцев банально-глобальные – заправить свой корабль, выкачав ценные ресурсы из ядра планеты. Зачем при этом использовать истребители и отвлекаться на людишек, открывая доступ внутрь главного корабля – непонятно, ведь судно настолько огромно, что никакой дополнительный экшн в принципе не нужен: у него даже есть свое собственное гравитационное поле, буквально срывающее объекты с поверхности Земли. Представить себе более грандиозные разрушения весьма проблематично, но явно сублимирующий Роланд Эммерих решил, что спецэффектов много не бывает и вообще, что это за "День независимости", если в воздухе не снуют самолетики?

Пришельцы, кстати, вновь напали аккурат на главный американский (читай – мировой) праздник и закономерно получили по зубам. На этот раз земляне всячески подчеркивали свое единство, объединив усилия в отпоре врагу, но вылилось это в буквально пару китайских лиц на втором плане, да пару российских флагов на перефирии – мол, да, есть у вас решительный президент и на самолетах летать еще умеете. Впрочем, ничего нового: американцы сами выдумывают глобальную опасность для мира и сами же этот мир спасают.

Изюминкой "Возрождения" стала третья сторона в конфликте, чье участие позволило людям перехитрить инопланетян. А в третьей части обещает наконец вывести сражения за пределы Земли. Но это уже разговор для совсем другого топа. А в этом, пожалуй, отметим лишь тот угнетающий факт, что большинство сценаристов упрямо продолжает гнуть линию единого мозгового центра пришельцев, уничтожив который можно победить всю армию. В противном случае, видимо, у человечества просто не будет шансов на победу...



ВТОРЖЕНИЕ ПОХИТИТЕЛЕЙ ТЕЛ (1956)

Место высадки: Санта-Мира, Калифорния, США.
Цель нападения: Неизвестна.
Тактика: Подмена всех людей двойниками.
Что пошло не так: Один доктор оказался слишком догадливым и слишком быстрым.
Как было бы лучше: Можно было бы не гнаться за 100% КПД и некоторых особо упорствующих индвидов просто убивать – возможностей было предостаточно.

В США боятся не русалок, водяных, леших и прочих троллей, которые живут под мостом, а... саму провинцию. Страх перед деревней и ее обитателями так велик, что Голливуд просто не может не играть на нем, населяя американскую глубинку психопатами и мутантами всех мастей. Городской житель, встречая обычного фермера, видит в нем потенциального маньяка-извращенца. Но одноэтажная Америка страшна не только сумасшедшими убийцами, там запросто может скрываться инопланетная угроза. Вторжение, свидетелями которого мы стали 60 лет назад, считается уже классикой и эталоном плана тихого захвата. Зачем взрывать города, если можно без лишнего шума заменить все человечество двойниками? Причем, начать с какой-нибудь глуши, где никто не поднимет раньше времени панику.

Зрелище как таковое в этом фильме практически отсутствует, а вот напряженных моментов хватает. Немного портит атмосферу пролог и закадровый голос, прямо указывающие на то, что главгерой доживет до финала, но все же: доверять никому нельзя, под подозрением каждый, а потому нужно скрываться, бежать и (теперь это уже штамп) даже пытаться вести себя, как новообращенная марионетка. Отметим, что появляются копии из инопланетных початков, что само по себе звучит (и выглядит) как бред, но бред достаточно оригинальный. К тому же не требующий особых финансовых вложений для визуализации угрозы, но добавляющий саспенса: человеку не спастись, ведь стоит ему уснуть, как его сознание уже не будет прежним. А сколько можно просуществовать без сна?

Параноидальная тема была воспринята многими зрителями и критиками, как аллюзии на коммунистическую партию или, напротив, на гонителей этой партии, широко развернувшихся в Штатах в то время, но авторы уверяют, что под пришельцами подразумевались вовсе не красные, а – как это ни банально – просто пришельцы. Надеемся, что это действительно так, ведь построение коммунизма мы уже проходили, а из инопланетной утопии еще может выйти что-то путное. Тем более, что финал у фильма открытый – вторжение раскрыли, но не остановили.



ЧУЖИЕ СРЕДИ НАС (1988)

Место высадки: Неизвестно, но в США пришельцы процветали.
Цель нападения: Колонизация и извлечение материальной выгоды.
Тактика: Маскироваться под обычных людей, внушать населению потребительские идеалы.
Что пошло не так: Один не в меру ретивый парень нашел очки, позволяющие видеть правду.
Как было бы лучше: Не расслабляться и оперативно устранять угрозы без лишней болтовни.

"Подчиняйтесь", "Потребляйте", "Женитесь и размножайтесь", "Не задавайте вопросов", "Читайте наш журнал" – вот такие простые слоганы, написанные черным по белому простым жирным шрифтом без засечек, вы бы увидели вместо этой статьи, если бы имели особые солнцезащитные очки. И не только вместо статьи – на страницах любой газеты или уличной рекламе. Более того, вы бы узнали, что многие окружающие люди (и даже члены нашей редакции!) – вовсе не люди, а пришельцы самого противного внешнего вида. И они уже занимают руководящую роль в обществе, оболванивая толпу в режиме 24/7 с помощью специально транслируемых сигналов.

Сюжет, смахивающий на бред, однако, интригует и забавляет. Примечательно, что Джон Нада (так зовут нашего героя) обычный работага-качок, а потому не способен на хитроумные планы по раскрытию заговора и освобождению человечества. Взять в руки автомат и завалить побольше пришельцев – вот его метод. Правда, есть еще и подполье, которое знает правду и собирается уничтожить источник трансляции, затуманивающей взор людям. А в таком деле без хорошо вооруженного "быка", как известно, никуда.

"Чужие среди нас" – типичное B-movie, снятое за какие-то $4 млн., крошечные деньги даже по меркам 80-х, а потому рассчитывать на какую-то особую зрелищность или мастерски поставленные перестрелки не приходится. Фильм выглядит именно так, как должен выглядеть фильм, снятые за гроши, но подкупает своей идеей: пришельцы УЖЕ здесь, их вторжение УЖЕ осуществилось, а человечество живет в невидимой оккупации. В конце концов, кино сделано не без таланта, ведь за рулем стоял легендарный Джон Карпентер. Сценарий также был написан этим замечательным дядькой, правда, не без оглядок на рассказ Рея Нельсона "В восемь утра", а потому будьте уверены – если вы выдержите первые полчаса, то обязательно досмотрите фильм до конца. Уверяем вас.




АРМАГЕДДЕЦ (2013)

Место высадки: Ньютон-Хэйвен, Великобритания.
Цель нападения: "Улучшение" Земли.
Тактика: Заменять землян вежливыми и дружелюбными копиями.
Что пошло не так: Пришельцы поняли, что без толку.
Как было бы лучше: Да нет, все правильно.

Эдгар Райт – человек с большим опытом в нетривиальной подаче избитых до невозможности тем, за что мы с неподдельным уважением снимаем перед ним свои головные уборы. Таланту этого британца доступно все. Задорный зомби-апокалипсис? Легко. Новое слово в полицейском бадди-муви? Получите. Инопланетное вторжение, где не все так однозначно? Так вот же оно.

Компания старых друзей, которых уже мало что связывает в настоящем, под гнетом обстоятельств и харизмы героя Саймона Пегга собирается в городке своего детства, чтобы пройти по пути былой славы. То есть по пабам. Довольно безобидная завязка (дело все-таки происходит на туманном Альбионе, а не в южных районах Москвы) очень скоро принимает неожиданный оборот. Друзья случайным образом раскрывают масштабнейший инопланетный заговор, целью которого является замена людей на их «улучшенные» копии. Такой расклад был не очень тепло принят хмелем и солодом в головах наших героев, поэтому самолично назначив себя избавителями нашей бренной Земли от угрозы из другого мира, они отправляются спасать себя и кого еще получится, не забыв при этом про свой первоначальный замысел крестового похода по пивным заведениям. В трезвом итоге бухло и эгоизм спасут мир. Правда вам этот спасенный мир не понравится.

"Армагеддец" выгодно отличается от других фильмов топа тем, что пришельцы здесь не так уж и важны. Да, они действительно устроили вторжение и полагается, что им нужно противостоять (просто потому, что так уж заведено), но и без них в картине есть на что посмотреть. Алкомарафон, переходящий в алкогольный крестовый поход интересен сам по себе, за похабными выходками нетрезвых героев любопытно смотреть и до появления на сцене инопланетян. Да чего уж там – весь сюжет фильма является точной копией коротенького пролога, где юные герои "зажигали" вовсе без инопланетной угрозы и точно с тем же результатом. За завидную стабильность действий британских алкашей – наше седьмое место.



ОБЛИВИОН (2013)

Место высадки: Неизвестно.
Цель нападения: Получение энергии из недр планеты.
Тактика: Разрушение Луны, приведшее к землетрясениям и цунами на Земле.
Что пошло не так: Дефект в военной единице и неудачная попытка создать более эффективную команду.
Как было бы лучше: Устранить дефект, а не приглашать на главный корабль русскую девушку.

Земля пережила войну с инопланетными захватчиками, или «падальщиками», как их называют Джек, техник по обслуживанию дронов, и его напарница Виктория, у которых в целях безопасности частично стерта память. Дроны охраняют станции, перерабатывающие морскую воду в энергию, Виктория поддерживает связь со спутником Юпитера, где укрылись остатки человечества, а Джек от скуки совершает фигуры высшего пилотажа и обустраивает домик у озера. В конце очередного трудового дня Джек обнаруживает то, что никак не ожидал увидеть – разбившийся корабль людей и девушку, которая являлась ему во снах.

Джозеф Косински снял экранизацию собственного комикса, и то, что для него это очень личный проект, видно в каждом кадре. Действие фильма поначалу разворачивается очень неторопливо, давая зрителю в полной мере насладиться визуальным великолепием стерильного мира, в котором живет герой. Тем не менее, постепенно обманчивое спокойствие сменяется тревожностью, а по мере развития событий главный герой и зрители начинают осознавать, что все это время их водили за нос.

«Обливион» выделяется среди типичных фильмов о пришельцах хотя бы тем, что самих инопланетян в нем мы так и не увидим (зато здесь очень много Тома Круза – и это вы оцените ближе к финалу). Однако картина от этого хуже не становится – перед нами достойнейший представитель жанра фантастики с незаурядным визуалом и волшебной музыкой от М83.



ВОЙНА МИРОВ (2005)

Место высадки: По всему миру.
Цель нападения: Земные ресурсы (судя по вступительному зловещему монологу).
Тактика: Лобовая атака, технологическое подавление противника.
Что пошло не так: Пришельцы не имели иммунитета к земным бактериям.
Как было бы лучше: Лучше было бы сидеть и дальше на Марсе.

Иногда, чтобы добиться эффекта погружения в кино и усилить чувство сопереживания, нужно отказаться от соблазнительных попыток предоставить зрителю смачные панорамные планы глобального нападения инопланетян. Именно так и поступил Стивен Спилберг, показав вторжение с точки зрения маленького человека - крановщика Рэя Фэрриера, любителя пива и быстрых машин, вынужденного переживать нападение марсиан (хотя на прописку алиенов лишь намекается) в компании со своими детьми, общаться с которыми ему совсем не интересно. Да и не умеет он, чего уж там. А вот когда запахло жареным и из-под земли полезли огромные боевые треножники, испепеляющие всех подвернувшихся под смертельный луч, в Рэе проснулись родительские инстинкты и он помчался защищать своих детей. Защита эта сводилась к поиску безопасного места, а не диверсионных атаках с гранатами наперевес, хотя это же Том Круз – без включения режима "коммандос" все же не обойтись. Ну а вся война с пришельцами идет где-то фоном, главное же здесь психологическое напряжение и семейная драма – а вы как думали?

Далеко не все зрители оценили по достоинству адаптацию романа Герберта Уэллса, но стоит признать, что фильм получился весьма близким к букве и духу книги, если забыть о том, что вместо Англии начала XX века мы получили США начала XXI. Причем, наибольшее негодование вызвала концовка – из-за своей неожиданности и "надуманности", хотя как раз она-то на 100% соответствовала первоисточнику и лишь доказывает необразованность современного зрителя. А вот что оценили все, так это гнетущую атмосферу, толпы беженцев, стремительно теряющих человеческий облик и безнадежность всяких попыток сопротивления более высокоразвитому врагу (здравствуй, непробиваемое силовое поле!). А как эффектно пришельцы распыляли жалких людишек! А какие жуткие звуки издавали их треножники!.. Брр, до сих пор страшно.



МАРС АТАКУЕТ! (1996)

Место высадки: Пустыня Невады, США.
Цель нападения: Некоторые пришельцы просто хотят видеть мир в огне.
Тактика: Убивать всех подряд, извиняться, снова убивать всех подряд.
Что пошло не так: Музыкальные вкусы землян оказались убийственными для вторженцев.
Как было бы лучше: Захватить марсианские беруши.

Очевидно, самая сумбурная и безбашенная попытка захватить Землю в нашем топе. Потому что все прочие захватчики преследовали ту или иную цель, зачастую вполне логичную, и не будь люди помехой на пути к ее достижению, мы могли бы даже посочувствовать каждому представленному виду милитаризованных инопланетян. Но только не марсианам из фильма Тима Бёртона – этих отбитых ребят оправдать нечем. Ни вразумительной стратегии, ни адекватных требований, ни даже серьезного внешнего вида.

"Марс атакует!" выглядит белой вороной в нашем мрачном топе - он слишком смешной и несуразный, а пришельцы в нем ведут себя совершенно по-идиотски. Но в этом даже что-то есть: кто сказал, что инопланетная цивилизация должна быть серьезной и действовать исключительно логично, а не на эмоциях и вдохновении? Вполне вероятно, что у марсиан выдался тяжелый денек и они просто спонтанно наведались на Землю. Может, так у них решаются все вопросы?

Фильм бурлит сатирой и черным юмором, поэтому доблестное мировое правительство не в силах противостоять угрозе, потому что слишком безмозглое. Захватчикам (тоже не самым благоразумным существам) это только на руку: они радостно обращают в труху всех землян, попадающих под руку, и выборочно проводят странные, но забавные эксперименты по скрещиванию видов, к примеру, пересадив голову героини Сары Джессики Паркер к телу ее ручной собачки. Почему бы и нет? Будет что перенять для продвижения земной науки, если конечно останется, что продвигать. Науку (и все остальное) спасло искусство. Причем такое себе искусство: сомнительной прелести музыкальные предпочтения одной миловидной бабули дали людям шанс на спасение. Повезло, что в уродливой анатомии марсиан нашлось место ушам. С глухими бы не прокатило.



ГРАНЬ БУДУЩЕГО (2014)

Место высадки: Гамбург, Германия.
Цель нападения: Неизвестна.
Тактика: Зерг-раш, основанный на предугадывании действий противника.
Что пошло не так: Заражение главного героя кровью пришельца.
Как было бы лучше: Укрыть Омегу, главного пришельца, в более надежном месте с усиленной охраной.

Недалекое будущее. Мир, охваченный войной с пришельцами – мимиками, прибывшими на Землю с метеоритным дождем. Объединенные силы обороны с трудом противостоят инопланетным захватчикам, и кто бы мог подумать, что офицер-новобранец, до этого ни разу не бывавший на поле битвы, способен изменить ход войны. Майор Уильям Кейдж – специалист по связям с общественностью в армии США, волею судьбы вынужден вступить в бой, обрекая себя на смерть. И тут же сценаристы нарушают первое правило боевиков — не убивать главного героя. Случается невозможное – в ходе сражения герой Тома Круза (опять он!) заражается кровью мимика, приобретая способность «перезагружать» прожитый день и приходить в сознание накануне битвы, которая унесет жизни всей армии. При этом, хоть Кейдж и проживает раз за разом один и тот же день, сам он не остается прежним, потому что каждый раз ведет себя по-новому, становясь совершенно другим человеком – храбрецом, разительно отличающимся от того трусливого эгоистичного пиарщика, которого мы видим в начале фильма.

Одна из главных изюминок "Грани будущего" заключается в необычных отношениях Уильяма Кейджа и сержанта Риты Вратаски в исполнении Эмили Блант, которым предстоит вместе разгадать загадку, как победить армию пришельцев, уже захвативших большую часть Европы. Этот футуристический боевик, тепло принятый критиками и зрителями, с закрученным динамичным сюжетом и множеством отсылок к культовым фильмам, яркими образами героев, внушительными спецэффектами и не банальным изображением пришельцев просто не мог не попасть в наш топ инопланетных вторжений. Но Уильям Кейдж так смешно и эффектно прокачивал свой скилл убийцы, что лента заняла почетное третье место.



ФАКУЛЬТЕТ (1998)

Место высадки: Колледж Хэррингтон, Огайо, США.
Цель нападения: Паразитирование на людях, получение доступа к водным ресурсам.
Тактика: Подчинение человеческой воли.
Что пошло не так: Один из учеников баловался производством опасного для пришельцев наркотика.
Как было бы лучше: Нужно было десантироваться в колледж, который чуть меньше напоминает наркоманский притон.

Сонный американский городок неожиданно становится еще более сонным – учителя и школьники становятся молчаливыми и сосредоточенными, выстраивась в очереди к питьевым фонтанчикам и кулерам с охлажденной водой. Группе учащихся (лихой наркодиллер, готичная лже-лесбиянка, пришибленный лузер, тупой спортсмен, нагловатая "журнализдка" и белая овечка) становится очевидно, что во всей этой чертовщине замешаны пришельцы из космоса, отдаленно напоминающие зубастых креветок. Как ни странно, это открытие группа делает вовсе не под кайфом, но что еще более удивительно – это правда, хотя им никто и не верит. А между тем "креветки" ударными темпами подчиняют себе весь город и замахиваются на соседние – бороться с такой эпидемией шестерым школьникам просто не под силу...

Очевидный ремейк "Вторжения похитителей тел" с небольшими сюжетными изменениями (вместо гигантских початков – морепродукты) прыгнул в топе куда выше, чем оригинальная картина, ведь за 18 лет он не устарел ни на минуту. "Факультет" не пытается казаться чем-то уникальным, а наоборот заигрывает с постмодернизмом. Школьники охотно вспоминают то же "Вторжение похитителей тел", так что грань между реальной жизнью и кинематографом размывается, а характеры детишек заставляют ностальгировать о школе. Кроме того, фильм вышел достаточно стильным и добавил в атмосферу старого доброго психоза остроты, разыграв карту наркомании. Роберт Родригес с одной стороны снял нетипичное для себя кино, но с другой – и здесь изрядно похулиганил, заставив несовершеннолетних принимать наркотики в качестве теста на человечность.

Для ленты стоимостью в 15 миллионов, она выглядит весьма и весьма прилично – не только благодаря умелой режиссуре и приятному актерскому касту, но и бодрому саундтреку, куда вошли такие котируемые исполнители, как Pink Floyd, The Offspring, Creed, Garbage, Oasis и другие. А так как фильм 1956 года видели, мягко говоря, далеко не все, некоторые считают "Факультет" совершенно самостоятельным произведением. Да, главный герой здесь не ломает "четвертую стену" и не кричит в зрительский зал, как это было во "Вторжении похитителей тел", зато здесь Фродо глотает сопли в мужском туалете, Джордана Брюстер выглядит лучше, чем в "Форсажах", а улыбка Роберта Патрика напугает и терминатора.



ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ (1996)

Место высадки: Главные города мира.
Цель нападения: На тот момент неизвестна.
Тактика: Пальнуть плазмой, добить истребителями, повторить.
Что пошло не так: Заявились не в тот день, да еще и оснастили свой главный компьютер операционкой Windows.
Как было бы лучше: Прилететь на недельку-другую позже или хотя бы не зажимать средства на хороший антивирус.

Роланд Эммерих известен многим как синоним глобальной катастрофы. Речь не о его таланте, конечно же, просто любит человек уничтожать Землю в своих кинолентах. Очень любит. И у каждой прекрасной истории любви есть памятная точка отсчета: так "День независимости" положил старт разрушительному марафону режиссера.

Первыми, кого не устроил существующий порядок дел на нашей планете, стали представители далекой инопланетной цивилизации. Явились они точь-в-точь, как в старых нелепых байках: серые головастики на летающих тарелках. Но посмеяться над курьезностью ситуации люди не успели, ибо иноземцы прибыли народ людской отнюдь не развлекать, а сокращать популяцию главенствующего на Земле вида. Техническое превосходство было на стороне залетных гостей, поэтому, не особо церемонясь, пришельцы эффектно взрывают Белый дом (тут бурю эмоций испытал каждый, независимо от своих политических взглядов или их отсутствия) и ряд других ключевых точек, издевательски посмеиваются над попытками человеков противостоять их боевой мощи и потирают свои мерзкие лапки в предвкушении тотальной победы. Так бы все плачевно и кончилось, если бы не великий дух американского патриотизма! Неуничтожимый, несгибаемый, способный торжественной музыкой и пафосными речами преломлять ход событий в пользу священного американского народа. И немножко еще помогли герои Уилла Смитта и Джеффа Голдблюма, да. Но тоже ведомые духом патриотизма!

Мы с удивлением обнаружили, что здесь почему-то нет ни одного Тома Круза, но вынуждены признать: "День независимости" остается лучшим фильмом про инопланетные вторжения, настоящей иконой этого, с позволения сказать, жанра. Даже несмотря на килотонны американского пафоса. Вот уж действительно – надо суметь снять такое!

Игорь Талалаев,
Егор Пичугов,
Любовь Литовченко

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 198 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio