Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Трамбо (Trumbo), 2015
Автор: Вера КотенкоДата: 23.02.2016 02:42
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ТРАМБО (TRUMBO)
2015, США, 124 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссер: Джей Роуч
В ролях: Брайан Крэнстон, Дайан Лэйн, Хелен Миррен, Луис С.К., Эль Фаннинг, Джон Гудман



Имя сценариста Далтона Трамбо не так уж известно – даже во времена пика своей популярности он часто писал сценарии под псевдонимами. Настоящая его известность началась со скандала, как это нередко случается в Голливуде – в конце 40-х годов послевоенная Америка всерьёз занялась борьбой с «антиамериканской пропагандой». Сосед следит с подозрительным прищуром за соседом, любая вероятная симпатия к компартии США грозит повесткой в суд, по телевидению рассуждают о том, что основная опасность, оказывается, исходит от людей из сферы искусств – это артисты, музыканты, писатели, сценаристы, режиссёры, не скрывающие своих политических убеждений. Они симпатизируют русским, любят балалайку и учатся пить водку не закусывая – эти «товарищи» (говорить нужно с презрительной интонацией) должны быть изолированы от общества. Что, собственно, со многими и происходит – среди них оказывается и талантливый писатель и сценарист Далтон Трамбо, не скрывающий своих коммунистических убеждений.

Режиссёр Джей Роуч, прежде снимавший только комедии, подошёл к работе над «Трамбо» со всей возможной серьёзностью – вместе со сценаристом Джоном МакНамара детально проработал лёгший в основу сценария роман «Далтон Трамбо» Брюса Кука, пригласил дочерей самого Трамбо на съемочную площадку и практически филигранно воссоздал атмосферу конца 40-х в Америке – эта безупречная зарисовка времён и нравов, однако, всё равно вышла не без улыбки, свойственной Роучу – возможно, именно благодаря этому «Трамбо» стал не просто очередным скучным байопиком про известную личность, но фильмом, довольно иронично иллюстрирующим одну простую истину – за плечами любого великого мужчины стоит любящая американская женщина. Великий мужчина – усатый и суровый герой того времени, написавший все главные свои работы преимущественно сидя в ванной, с вечной сигаретой во рту, эксцентричный филантроп с попугаем на плече. Проверим-ка, коммунистка ты или нет, – скажет Трамбо своей юной дочери. Например, у тебя есть бутерброд, а у кого-то нет. Как ты поступишь? Поделюсь, – уверенно отвечает дочь. Поздравляю, ты юная коммунистка, моя милая, – заулыбается в усы гордый отец, чтобы некоторое время спустя, после довольно нелепого судебного процесса, отправиться в тюрьму на целый год именно за такие свои неприятные режиму взгляды. Великая женщина будет ждать, как и положено любой любящей жене, зачитывать детям письма опального папы, вместо подписи ставящего тюремный номер, чтобы потом, несколько лет спустя наконец-то разрыдаться – мы всё это пережили!

Сильные стороны «Трамбо» при этом вовсе не сценарные – сам оригинальный сценарий реальный Трамбо вряд ли бы оценил по достоинству, – но актёрские. Гроза всех коммунистов, остроносая сплетница и светская львица Хедда Хупер с артиллерией диких шляпок и туалетов в исполнении блистательной Хелен Миррен, монументальный Джон Гудман в роли эксцентричного продюсера фильмов про пришельцев и их любовниц Фрэнка Кинга, юная Эль Фаннинг, выясняющая, каково это – быть дочерью у отца-гения, забывшего про твой день рождения – под руководством комедийного режиссёра Роуча этот ансамбль разыгрывает то ироничные, то серьёзные сцены, но в итоге получается нескучное и живое зрелище, в центре которого - актёр Брайан Крэнстон, буквально перевоплотившийся в своего экранного героя – он курит, щурится сквозь стёкла строгих очков на светских львиц и совершенно ничего не боится – ну разве что потерять самое дорогое, что у него есть.

И действительно – окружённый врагами, без возможности писать под своим именем, преданный теми, кого он считал друзьями, Трамбо всё же не сломлен. Рядом с ним его семья, в чём и заключен один из важнейших конфликтов ленты – как и все настоящие гении, Трамбо напрочь забывает о том, что близкие ему люди не обязаны всегда идти ради него на любые жертвы, их ещё и довольно легко потерять. А что тогда будет – стоит ли выяснять?

Именно поэтому «Трамбо» можно назвать практически режиссёрской удачей – при довольно слабом сценарии у Роуча всё же получилась не только история о великом человеке или манифест всем тем, кто привык отстаивать свои убеждения любой ценой и не сдаваться под давлением, как и завещал Хемингуэй. «Трамбо», безусловно, ещё и олицетворение той самой американской мечты, куда прилагается любящая семья, загородный домик и карьерные успехи, ледоколом крошащие коварные происки всех длинноносых сплетниц в мире, подвиг героя, за спиной которого армия из жены и любящих детей. Несколько лет спустя, на очередной премьере в стёклах очков когда-то опального сценариста наконец-то отразится собственное имя, и непримиримый борец с охотниками на коммунистических ведьм не удержит скупую мужскую слезу, чтобы после, получая свой собственный «Оскар», сказать – конечно, это были жестокие времена. Но какой смысл искать в этом прошлом героев или преступников, если все мы были всего лишь жертвами той эпохи. Коммунист, эгоист, как и все гении, не смирившийся и не сдавшийся, Трамбо всё же немного слукавил – героем своего времени он, так или иначе, всё же стал.

Вера Котенко

В кинотеатрах с 18 февраля
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 409 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio