Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Шпионский мост (Bridge of Spies), 2015
Автор: Василий МаринДата: 02.12.2015 01:51
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ШПИОНСКИЙ МОСТ (BRIDGE OF SPIES)
2015, США-Индия-Германия, 150 мин.
Жанр: триллер, драма, биография, история
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Хэнкс, Марк Райлэнс, Эми Райан, Остин Стоуэлл, Скотт Шепард, Себастьян Кох


Этот год явно запомнится нам обилием всевозможных агентов-шпионов в самых разнообразных вариациях этой благодатной темы на большом экране. Уже отгремели последние эпизоды популярных франшиз с Хантом и Бондом и не менее ожидаемые самостоятельные фильмы калибром поменьше. Но веселье подошло к концу, шутки кончились - на повестке дня очередной тяжеловес от Стивена Спилберга, претендующий на историческую достоверность, а, соответственно, и на пристальное внимание различных авторитетных кинематографических ассоциаций, раздающих ежегодные награды. В этот раз постановщик реконструирует события, имевшие место в разгар Холодной войны на фоне жесткого противостояния двух сверхдержав, и перенести реальную историю на экран ему помогают братья Коэны, ответственные за сценарий. Ну а главная роль вновь доверена давнему соратнику режиссера Тому Хэнксу.

Начинается все довольно эффектно: вступительный эпизод, в котором мы может видеть подпольную деятельность Рудольфа Абеля с последующим арестом, получился очень стильным и интригующим - и он задает картине отличный старт. Сразу понятно, что перед нами преимущественно разговорное кино, но намеков на сухость нет. Но, что еще более важно, поначалу также нет намеков и на слащавость - настроение нейтральное, без чрезмерного пафоса и искусственного нажима на эмоции. После того, как Абеля (это не настоящее его имя, но в контексте фильма данный факт не имеет никакого значения) задерживают американские спецслужбы, ему грозит судебный процесс, и, соответственно, полагается адвокат. Верхушка расценивает это как блестящий шанс показать преимущество американской демократии в действии, сделав акцент на том, что даже такой враг государства может рассчитывать на законное соблюдение своих прав. Впрочем, Советский Союз полностью отрицает, что задержанный имеет к ним какое-то отношение, а сам Абель отказывается сотрудничать со следствием. Адвокатом ему назначают Джеймса Донована, который долго упирается, не желая ставить себя в неудобное положение, но в итоге берет дело в свои руки. В фильме Донован в исполнении Хэнкса показан истинным борцом за справедливость и человеком непоколебимых моральных принципов. И харизма Хэнкса здесь к месту - так и тянет пожать герою руку после того, как он без тени стеснения посылает агента, предложившего ему подробно докладывать о показаниях Абеля, куда подальше, с возмущением разглагольствуя о конституционных правах американцев и адвокатской этике.

Только создатели фильма здесь умалчивают о том, что Донован когда-то работал в УСС (предшественница ЦРУ), так что его назначение наверняка было далеко не случайным, а имело вполне корыстные основания. Уже даже это несоответствие намекает, что нам в очередной раз пытаются подсунуть обыкновенное фуфло, но пока не будем спешить с выводами. Как бы то ни было, свой долг адвокат успешно выполнил: уберег клиента от смертной казни. И вот приходит время, которое предсказал Донован: есть предположение, что Советы готовы обменять Абеля на Гэри Пауэрса, американского пилота-разведчика, сбитого над территорией Союза и заключенного под стражу. Адвоката направляют в Берлин (неофициально), где он должен этот обмен организовать. Как вы думаете, что происходит вокруг строящейся Берлинской стены? Естественно, все жители Восточного Берлина, непременно хотят перебраться в Западный и периодически попадают под пули. При этом Западный Берлин выглядит цивилизованным европейским городом с отелями и ресторанами, в то время как Восточный предстает разрушенным практически до основания (хотя на дворе уже, между прочим, 1962-й год). Подобной дешевой спекуляции совсем не ждешь от фильма, который до поры до времени уверенно прикидывается абсолютно аполитичным, делая фокус на универсальных общечеловеческих ценностях. Особого упоминания в этом плане заслуживает то, как нам демонстрируют процесс содержания обвиняемых под стражей. В советской тюрьме обветшалые стены, серость, запустение и грязь - на этом фоне Пауэрса систематически подвергают жестким допросам. В это время Рудольф Абель в дружелюбной Америке спокойно отсыпается на мягкой койке, а в свободное время неторопливо рисует картины в белоснежно чистом тюремном здании.

И вот так, шаг за шагом, интересная история на основе реальных событий превращается в постановочный фарс, создатели которого не заинтересованы ни в объективности, ни в нейтралитете - наоборот, налицо предвзятость и манипулирование фактами. Причем манипулирование проистекает из желания угодить определенному кругу зрителей да к тому же еще и вписаться в знатный кино-шаблон. И дело тут совсем не в политике или идеологии, а в творческой беспомощности и элементарной лени. Вместо хладнокровного политического триллера, максимально приближенного к реализму, мы получаем очередную голливудскую сказочку о человеке высоких моральных принципов. Последнее сказано отнюдь не в укор реальному прототипу главного героя, который, невзирая ни на что, действительно заслуживает уважения. Но рассказывать эту историю стоило все же на трезвую голову, без всего этого фальшивого идеализма. Когда вместе собирается столько талантливых людей, то мы в праве ждать от этой затеи определенного уровня качества, которое в том числе предполагает уход от шаблонов и немалую долю смелости. В "Шпионском мосту" нет ни первого, ни второго.

Василий Марин


В кинотеатрах с 3 декабря
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 275 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio