СТИГ БЬОРКМАН. "ЛАРС ФОН ТРИЕР. ИНТЕРВЬЮ"
Не секрет, что известный датский кинематографист Ларс фон Триер относится к числу режиссеров-затворников. Всемирная слава не породила в нем мании величия. Спокойный, тихий новатор, не изменяя своим привычкам и убеждениям, почти не покидает родную страну и не любит давать интервью, рассказывая о себе и своих картинах. Интерес зрителей и кинокритиков к столь странной, скрытной от общественности, эксцентричной фигуре еще сильнее возгорается с выходом на экраны каждой его новой провокационной картины, и собранный по крупицам материал о скандальном режиссере, рано или поздно, должен был быть опубликован одной книгой.
Единственный на сегодняшний день сборник интервью шведского кинематографиста и кинокритика Стига Бьоркмана представляет собой многолетний труд, в котором представлены любопытные беседы с известным режиссером. Книга была переведена Колесовой и опубликована в 2008 году в серии «Арт-хаус». Первая встреча Бьоркмана с Ларсом состоялась в 1995 году, когда датский режиссер готовился к съемкам своего фильма «Рассекая волны». Интересен и тот факт, что фон Триер сам предложил шведскому критику совместно написать книгу, и спустя полтора года работа над книгой началась.
Интервью в книге расположены в хронологическом порядке, согласно движению карьеры фон Триера. В начале интервьюер задает личные вопросы режиссеру, пытаясь нарисовать общую картину его детских и юношеских лет. Изначально ответы Ларса немного поверхностны, и даже проскальзывает легкая ирония в его словах, что говорит о возведенной непреступной стене, отгораживающей личную жизнь датского провокатора от кинематографической стези. Но, задавая правильные вопросы, Бьоркман получает интересные ответы из личной жизни фон Триера: откуда взялась приставка «фон», о свободном воспитании, влиянии других видов искусства, свободных занятиях и о многом другом. Автор так умело заманивает читателя, что плавный переход к разборам первых картин режиссера почти неуловим.
Начиная с первой полнометражной картины фон Триера «Картины освобождения», Бьоркман последовательно отдает каждому фильму отдельную главу. Запутаться очень трудно, ведь главы носят такие же названия, как и фильмы, и в любой момент можно быстро найти интервью об интересующем фильме, а выделенные курсивом вопросы интервьюера не дают тексту слиться и позволяют бегло просмотреть вопросы в поиске нужного.
В начале каждой главы автор знакомит читателя с кратким содержанием картины, поэтому стоит остеречься тем, кто не смотрел эти фильмы, ведь Бьоркман без утайки кратко пересказывает весь сюжет, свободно раскрывая концовку. Зачем применен такой подход – остается загадкой, учитывая то, что может попасться читатель, ознакомленный не со всеми лентами Ларса.
Также, помимо интервью, в книге присутствуют пять манифестов, любезно предоставленные фон Триером для опубликования. Больший интерес из них представляет манифест «Догмы», написанный им совместно с Томасом Винтербергом. Новаторский прием в подходе съемки фильмов, получил широкую известность не только в Дании, но в других европейских странах, что образовало новое течение, бросающее вызов мировой киноиндустрии. Манифесты грамотно вкраплены в интервью, их резкость и не типичность для ровного повествования, только украшает книгу, хотя некоторым могут показаться и излишними. Но не стоит забывать, что книга является не просто публикацией бесед с режиссером, а грамотно составленной картиной или портретом одного из самых известных творцов современного кинематографа, и именно манифесты позволяют глубже понять и раскрыть сущность фон Триера.
Сразу бросается в глаза хорошая подготовка интервьюера, ведь даже в вопросах проглядывается глубокое знание кинематографа. И вопросы не превращают текст в некий допрос, а тесно сливаясь с ответами фон Триера, интервью преобразуется в дружескую беседу, которая происходит на равных. Датский эксцентрик, видимо, так заинтересовал шведского кинокритика, что в промежутках интервью он снял о режиссере часовой документальный фильм «Трансформер – Портрет Ларса фон Триера» в 1997 году. Обидно, что такой интересный фильм не продается вместе с книгой в качестве дополнительного диска.
Любопытно, что перелистывая страницы, создается ощущение, что подобное где-то уже читал. Нет ничего удивительного, ведь интервью были опубликованы Бьоркманом еще в 2005 году, а для нашей страны они были полностью переведены только спустя три года. Скорее всего, тексты критика были доступны сразу же после проведения интервью, ведь читая книгу Антона Долина про фон Триера, вышедшую в 2004 году, сильно бросаются в глаза заимствования материала у Стига Бьоркмана.
Интервью заканчиваются на картине «Мандерлей», снятой Ларсом в 2005 году. В последних репликах режиссер говорит о написании сценария к фильму «Самый главный босс», таким образом, вышедшая в продажу в 2008 году книга сразу же устарела. Но не стоит относиться к этому столь пренебрежительно, ведь интервью остаются актуальными, несмотря на пройденные годы. Придраться к каким-либо недочетам и неясностям довольно трудно, ведь большое количество интересной информации, грамотные вопросы и подробные ответы превращают этот сборник в исследование кинематографического пути режиссера, рассказанного им самим. А это многого стоит и обязательно к прочтению не только почитателям творчества фон Триера, но и всем, кому интересно кино, как одна из главенствующих отраслей искусства. А это многого стоит. Поэтому книга Бьоркмана становится обязательной к прочтению не только почитателям творчества фон Триера, но и всем, кому интересно кино как одно из главенствующих направлений искусства.
Дмитрий Фролов