Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Превосходство (Transcendence), 2014
Автор: Александр ГофманДата: 05.07.2014 13:59
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ПРЕВОСХОДСТВО (TRANSCENDENCE)
2014, США, 119 мин
Жанр: киберпанк-притча
Режиссер: Уолли Пфистер
В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Кейт Мара, Киллиан Мерфи



Именитый ученый, один из самых светлых умов планеты, Уилл Кастер, ближе всех в мире подобравшийся к реализации проекта по разработке искусственного интеллекта, становится жертвой тщательно спланированной акции нео-радикалов. Будучи отравленным, его тело отказывается работать, угасая медленно, но верно, однако мозг продолжает жить. Жена Уилла, сопровождавшая его всю жизнь и поддерживающая каждую идею мужа, решает синтезировать сознание супруга с написанной им же самим системой, подарив тем самым надежду на спасение. Но соавтор программного кода, друг семьи Макс, решается проговорить вслух опасения, не лишенных почвы под ногами: тот ли это Уилл, которого они знали? Или программа, ловко его имитирующая? И даже если своего рода симбиоз – чем это обернется для человечества, не мыслившего себя без давно вошедших в повседневный быт информационных технологий?

Рассуждать о «Превосходстве» сейчас, когда иностранная пресса и тамошние попкорноеды, объединившись в варварский союз, с остервенением принялись его поносить, вдвойне забавно. Широкоэкранный дебют нолановского оператора, привлек к себе внимание в первую очередь из-за самого Нолана. В то время как Пфистер перенял от конкретно его фильмов лишь две вещи – самого себя и нескромность, причем и первое, и второе качество как нельзя лучше должно было отразиться на примере очередного голливудского блокбастера. Но отразилось не совсем так, как этого можно было ожидать. Сюжет предполагал что-то вроде расширенного до двух часов выпуска «Черного зеркала», трейлеры рождали в голове нехорошие ассоциации со всеми неудачными техно-триллерами за последние пару десятков лет, состав вежливо кивал ну хотя бы в сторону «Начала». На самом же деле, даже жанр ленты определяется далеко не сразу, а как только в голове появляются первые теории относительно увиденного, фильм обрушивает их одну за другой. Он, собственно, как раз об этом – о людском заблуждении.

Бесконечно долго можно рассуждать о том, что Джонни Депп в главных ролях – это уже давно больше минусов, чем плюсов, или что даже настолько мощный актерский ансамбль не гарантирует хотя бы элементарно прописанных характеров: Беттани с вечно обеспокоенным лицом, Фримен с удивленным, Кейт Мара со слегка пришибленным. Наконец, неплохая актриса Ребекка Холл, демонстрирующая эмоциональный спектр утюга – за это обидно вдвойне. До зубной боли прямолинейная сюжетная ветка, абсолютное отсутствие самоиронии (угадайте, откуда перекочевавшее), чахлый экшн, который даже на телевидении обозвали бы скромным, стремление автора показать, что он – большой художник, с бараньим упорством фиксируя внимание на падающих в рапиде капельках дождевой воды. Для звания авторского проекта, замаскированного под мейнстрим, "Превосходство" слишком линейно, для фанатов крупнобюджетной фантастики, понятное дело, вызывающе анемично. И последний пункт, ко всему прочему, вызывает уважение: стоит только Пфистеру перестать излагать свои мысли с таким видом, будто он играет с очень тонкими материями, становится по настоящему интересно – а хватит ли ему смелости вывернуть жанр наизнанку? Оказалось – и правда, вывернул, по пути умудрившись раз-другой завернуть не туда.

Чего ожидали от него с самого начала, понять не трудно. Интеграция человека и технологии на большом экране чаще всего предполагают бесконечно эксплуатируемый конфликт кэмероновского "Терминатора" – искусственный разум как сила, порабощающая человека. Не вдаваясь в особые нюансы, месседж рассказанной Пфистером истории акцентирует внимание на другом: человек слаб, человек – глуп, и больше всего боится того, чего не понимает (последнее вообще проговаривалось всю вторую половину с навязываемой регулярностью). Ключевое значение тут имеет момент предательства – друг предает друга (очевидно, влюбленный в Эвелин), мир – ученого, жена – мужа. С одной стороны это однозначно второе происшествие Христа, непонятого и отвергнутого всеми, с другой, нам прямым текстом говорят – мы не готовы к эпохе технологической сингулярности, нам чуждо понятие трансгуманизма. Тридцать лет назад Ридли Скотт в "Бегущем по лезвию" (которого в год выхода не пнул только ленивый) задал вопрос "А может, репликанты лучше нас?". Выводы мы сделали сами. А Пфистер их за нам озвучил, не забыв добавить в общем-то прописную истину – человек в конце пути закономерно остается у разбитого корыта. Соображения, прямо скажем, Америку не открывающие, но сообщающие миру нечто более важное, нежели разъяренный выкрик "Скоро мы все станем роботами!"

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 153 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio