Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Вий, 2014
Автор: Денис ФедорукДата: 18.02.2014 13:17
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ВИЙ
2014, Россия-Украина-Германия-Великобритания-Чехия, 145 мин.
Жанр: фэнтези, триллер
Режиссер: Олег Степченко
Вролях: Джейсон Флеминг, Андрей Смоляков, Алексей Чадов, Александр Яковлев



Стоит отметить, что это далеко не первая попытка кинематографистов перенести бессмертное творение Николая Васильевича Гоголя на экран. Особого упоминания заслуживает советская лента 1967 года с блистательными Леонидом Куравлевым и Наталией Варлей в главных ролях. Картина уже давно попала в золотой фонд советского кинематографа и прочно там обосновалась, а мистические события, связанные со съемками фильма являются животрепещущей темой различных журнальных и интернет-статей, телепередач и документальных фильмов. «Вий» образца 1967 года, обозначенный как «первый и последний советский ужастик» и напугавший не одно поколение советских детей, занял в прокате символическое 13-е место. Конечно, напугать сегодняшнего зрителя советский фильм уже навряд ли в состоянии, поэтому идея освежить историю, используя современный кинематографический инструментарий, казалась вполне уместной.

Перед просмотром обнадеживал и тот факт, что создатели нового «Вия» отнеслись к гоголевской классике со всей серьезностью, по крайней мере, по их словам. Долгие годы кропотливой и тщательной работы над фильмом лишнее тому подтверждение, хотя именно это могло пойти и во вред. Естественно, гениальности от картины ждать не приходится, но уж больно хотелось, чтобы она качественно выделялась среди других громких проектов современного российского кинематографа и акцентировала внимание не только на визуальных эффектах, как это зачастую бывает в нынешнем кино, но и не подвела с сюжетом. Несмотря на то, что сценаристы Олег Степченко и Александр Карпов брали за основу рукопись Гоголя, сценарий писался на свой собственный лад, лишь отталкиваясь от литературного произведения, так что это на 100% вольная интерпретация. Но раз уж взялся адаптировать литературную классику, или снимаешь «по мотивам» оной, будь добр, подойти к делу с максимальным профессионализмом и уважением к первоисточнику.

Итак, в основе сюжета лежит история Джонатана Грина, которого на экране воплотил британский актер Джейсон Флеминг, знакомый рядовому зрителю по картинам Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Данный персонаж является прототипом реального человека – военного картографа Гийома Левассера де Бопле. Судьба закидывает нашего героя в тот самый злополучный хутор, где по сюжету год назад произошли жуткие события, описанные в повести. Сам Грин человек целеустремленный, уверенный в себе, даром что за душой ни гроша. Он свято верит в науку, но к разного рода чертовщине, о которой то и дело молвят местные жители, относится со скептицизмом. И конечно же, наступит тот момент, когда Грину придется пересмотреть свои принципы…

Перед тем как попасть в украинскую деревушку, персонажу Флеминга придется встретиться с обитающими в здешних лесах волками, причем сцена с горящей каретой чем-то отдаленно напоминает подобную сцену из «Ван Хелсинга», правда там были оборотни и вампиры, но не суть важно. А уже чуть позже, когда Грин оказался на территории хутора, местные жители не без внушения со стороны отца Паисия (Андрей Смоляков), сельского проповедника, и вовсе начали думать, что чужак Грин чуть ли не посланник из самого пекла. Помните советскую комедию «Иван Васильевич меняет профессию»? В эпизоде, когда персонажи Леонида Куравлева и Юрия Яковлева очутились в Москве времен правления Ивана Грозного, дьяк Феофан (герой Савелия Крамарова) моментально окрестил их демонами, а уже через мгновение так думали и все остальные, в том числе и сам великий государь. Вот и в «Вие» мы наблюдаем подобный фанатизм, но все-таки некоторые жители по-прежнему ведут себя адекватно. Как вот, к примеру, старый казак Явтух, один из самых запоминающихся образов в фильме, которого сыграл замечательный советский и российский актер театра и кино Валерий Золотухин. К превеликому сожалению, это была его последняя роль…

Однако, не зря речь зашла о комедии, ибо, как и в повести Гоголя, в фильме достаточно смешных эпизодов. А вот страшных практически нет. Хотя с визуальной точки зрения картину упрекнуть не в чем, (со скидкой на то, что это отечественный продукт) а сцена, где Грина окружают казаки-монстры одна из самых лучших в ленте. Авторы сценария попытались втиснуть в хронометраж всего и по максимуму, но от этого постепенно начала сыпаться драматургическая основа и ближе к финалу начинаешь уставать. Представьте, что в салат оливье добавили еще чернослива, мандарин, буряк, селедку, «дикую клубнику и дикий чеснок» и все это обильно приправили горилкой. Вот это блюдо и есть «Вий» — многогранное, но не особо гармоничное, и не факт, что вкусное. Сюжетная линия с лордом Дадли и его дочерью (возлюбленной Грина) так и вообще показалась излишней и лучше бы она затерялась где-то на этапе пост-продакшна.

Новый «Вий» – кино не оригинальное, не выдающееся и уж точно не гениальное, однако, имеющее право на жизнь и местами действительно захватывающее. В итоге, что же получаем на самом деле: с одной стороны мотивы повести, с другой – выдумка сценаристов; сначала вроде как мифологическое (славянское) фэнтези, которое ближе к концу переквалифицируется в детективное; колорит, горилка и юмор переплетаются с готическим антуражем, обветшалой церковью и летающим гробом, а впечатляющий первый час экранного времени резко контрастирует с не шибко ровным вторым. Видно, что Степченко и компания старались, делали по совести, но заметно невооруженным взглядом и то, что где-то даже перестарались.

И нет, Гоголь не перевернется в гробу, его гений уже давно признан. А вот гроб панночки перевернется не раз, и здесь главное понять для себя, что есть вся эта чертовщина на самом деле: горькая реальность или порождение собственного воображения. Идти ли в кино на «Вия»? Безусловно. Понравится ли вам картина? Все зависит от демонов в вашей голове. И захватите побольше попкорна, ведь фильм длится почти два с половиной часа.

P.S. Классику нужно не только читать, но и чтить. А коммерческое кино – это всего лишь еще одна версия, очередная демонстрация избитых истин и позаимствованных идей, пускай даже и страшно красивая.

Денис Федорук
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 70 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio