Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Грань будущего (Edge of Tomorrow), 2014
Автор: В. Марин, А. ГофманДата: 04.06.2014 17:35
Разместил: Данил Вейдер
Комментарии: (3)

ГРАНЬ БУДУЩЕГО (EDGE OF TOMORROW)
2014, США-Австралия, 113 мин.
Жанр: фантастика, экшн, триллер
Режиссер: Даг Лайман
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Брендан Глисон, Билл Пэкстон

МНЕНИЕ "ЗА"



Том Круз, судя по всему, решил исправить тот факт, что в жанре фантастики его можно заметить не так часто, снявшись в двух жанровых проектах подряд. Ведь еще только в апреле прошлого года можно было увидеть "Обливион" Косински - но уже через год на экраны выходит еще одна фантастическая лента с его участием. И снова в IMAX, на этот раз уже в 3D. Фильмы получились очень разные: у Косински картина была атмосферной и неспешной, новая "Грань будущего" же, наоборот, получилась очень драйвовой и динамичной.

Рассказ пойдет об очередном инопланетном вторжении, подробности которого очень доступно будут изложены в прологе, скомпонованном из кадров новостной хроники в лучших традициях Пола Верховена и его "Звездного десанта". На войне вроде бы не все так плохо, благодаря использованию экзо-костюмов и некоторым тактическим решениям, у командования появились все основания считать, что победа землян вполне реальна. Тем временем Уильям Кейдж (Том Круз) занимается тем, что "формирует положительный облик вооруженных сил" - проще говоря, промывает мозги населению, способствуя притоку добровольцев, используя свои навыки бывшего рекламщика. Разумеется, сам Кейдж предпочитает держаться подальше от линии фронта, но некий неприятный инцидент заставит его примерить экзо-костюм и выступить в гуще боевых событий. Понятное дело, неопытный Кейдж быстро погибает, но после смерти он странным образом обнаруживает себя живым в дне предыдущем и понимает, что в бой ему придется идти по новой. Подобная концепция "Дня сурка", надо сказать, использовалась уже не раз в различных жанрах, поэтому дальнейшие события фильма особых сюрпризов не предвещают. Герой будет пытаться использовать свое преимущество, скооперировавшись с самым крутым убийцей пришельцев Ритой Вратацки (Эмили Блант), которая между тем еще и обладает информацией о том, что с ним происходит. Тем не менее, были опасения на тему того, что концепция "снова и снова" может оказаться скучной, но они здесь совершенно не подтвердились. Очень стремительная динамика как раз является одним из главных достоинств фильма - грамотный монтаж, уверенная подача сюжета без "топтания на месте" и ненужных самоповторов - о каких-то "провисаниях" тут можно напрочь забыть, что кажется вдвойне удивительным, принимая во внимание ограниченность локаций и мизерное количество важных для сюжета персонажей.


В фильме, по сути, полтора главных героя. Почему полтора? Потому что развитие характера можно наблюдать только у персонажа Круза, который переживает одни и те же события многократно и постепенно меняется, в то время как для Риты в исполнении Блант - это всегда один день, и она ничего не помнит. От осознания этого факта экранная химия между героями становится еще более притягательной. Есть здесь интересный суппорт в лице Брендана Глисона и Билла Пэкстона, но, в целом, "человеческого фактора" главной экранной пары оказывается более чем достаточно. Причем история герметична - нет неуместных флэшбэков или долгих воспоминаний из прошлого героев, мы можем судить об их характерах в основном по их действиям в реальном времени - подобный подход позволяет великолепно держать динамику. Вообще, создается впечатление, что Даг Лайман здесь поставил себе цель по максимуму избавиться от каких-то лишних эпизодов и сделать действие как можно более стремительным. Под словом "действие" подразумевается развитие сюжета, за которым интересно наблюдать, а не монотонный экшн. Впрочем, последнего в картине вполне достаточно, и поставлен он красиво и эффектно. Нашел свое отражение и тренд на "реалистичность" - несмотря на наличие пришельцев и экзо-костюмов, Даг Лайман прилагает все усилия, чтобы картина выглядела как современный военный боевик. Но тут, конечно, нельзя не провести аналогии с упомянутым выше "Звездным десантом" и даже с "Чужими" Кэмерона. А Эмили Блант в кукурузном поле как-то сразу напоминает о "Петле времени" - так что "не сурком единым", как говорится.

И не ждите какой-то неожиданной развязки, слезоточивой сентиментальности или глубокого подтекста - Даг Лайман не стал строить из себя великого философа или косить под романтика. Он снял прямолинейный фантастический экшн без каких-то скрытых смыслов и зашкаливающей эмоциональности, но снял его так, что картина всецело погружает в ураган своих событий уже где-то после пятой минуты и не отпускает на протяжении без малого двух часов хронометража. На финальных титрах хочется "перезагрузиться" и повторить (особенно принимая во внимание финал - наверное, единственный аспект, к которому здесь можно предъявить какие-то претензии), просто потому что "Грань будущего" содержит в себе столько драйва и энергии, что хватило бы на пару-тройку стандартных блокбастеров.

Василий Марин



МНЕНИЕ "ПРОТИВ"



Ни для кого не секрет, что сезон весна-лето преимущественно символизирует для тесных, шумных и отнюдь не дешевых мультиплексов сбор урожая, пресловутый "блокбастерный сезон". Никто, ну, или практически никто, при таком раскладе не пытается прыгнуть выше головы, задрав новую высоту для планки художественного уровня, который можно обнаружить в среднестатистическом мейнстриме. И "Грань будущего", очевидно, должна была следовать отработанной схеме, и, в принципе, о ней итак никто не вспомнит через пару-тройку лет. Но так получилось, что на контрасте с откровенной халтурой, итог внезапно показался подавляющему большинству чем-то отнюдь не заурядным, сногсшибательным, потенциальным блокбастером года, наконец.

Даг Лайман, один из тех немногих в Голливуде, который мог бы быть тем самым. Начинал он, как водится, дешевыми, но безумно крутыми молодежными тусо-комедиями, типа "Экстази", позже запустил франшзу о Борне, и, походив вокруг да около, окончательно перешел на студийную зарплату, размыв границы собственного "я". Когда было что выжать из материала - получался "Мистер и миссис Смит", когда заходил в тупик - понятно, "Телепорт". Экшн с Томом Крузом, к слову, как раз умещается где-то между: и если в первую половину еще испытываешь сомнения, то во вторую они редуцируются. Содрали концепт где-то с "Дня сурка", где-то с Дункавского "Исходного кода" (плюс парочка фильмов про то же, но калибром поменьше), сместили акценты, превратив научную фантастику в пиф-паф. Это не страшно. Проблема в том, что и сухой остаток по-тихому срисован со всего, куда только упирался глаз и в глобальных масштабах: инопланетное вторжение, романтика в условиях отсроченного апокалипсиса, бравые солдаты в экзоскелетах. То мерещится "Матрица" - захватчики подозрительно напоминают машин-охотников, то Спилберг в сцене высадки понятно откуда, то еще пара-тройка ремесленников. И весь этот конгломерат неплохо работает, но ровно до первого момента, где режиссер замешкается, или экшн-сцена вялая, за ней пафосный диалог, дальше несмешная шутка. Впрочем, с последним пунктом практически диагноз - по-настоящему остроумных моментов за два часа ровно один с половиной.

Волей-неволей, если начать копаться в составляющей, сразу отбрасываешь в сторону всю эту чушь с захватчиками, невыполнимой миссией, даже войной. С этой точки зрения из всех щелей высовывается полный набор штампов, сшитых между собой гиками, привыкших пропускать за видеоиграми момент полового созревания: много точек сохранения, практически босс-матка в качестве финального задания, гипертрофированная мужественность в образе женщины с оружием (но Блант ничего не испортит). Интереснее другое. Позиция главного героя - самое лучшее, что есть в фильме. Он не хочет на войну, он угрожает, изворачивается, трясется от страха, и это совершенно логично. Но коль родился с лицом Тома Круза - ты спасешь человечество через не хочу, это твой диагноз, твое обязательное предназначение. Будь авторы по талантливее, а постановщик помоложе лет на пятнадцать-двадцать, может, и получилось бы дать ход сюжету, в центре которого не сам герой боевика, а кинематограф, вынужденный постоянно проживать один и тот же день, взрывать, стрелять, рубить "мимиков" - и никому не хочется, а надо. Иначе финиш, лебединая песня. Грустно, что это как раз тот случай, где подобные настроения максимум витают в воздухе. Все, что за ними - по-своему обаятельно, но до зубового скрежета дежурно, вплоть до фразы о хорошем человеке и поцелуе на прощание – где-то проскакивают ностальгические нотки, но, увы, такие методы сегодня слишком отдают нафталином.

Александр Гофман
Нравится
 
Комментарии:
1. Егор Пичугов 11.06.2014 12:08
Всю логику фильма убили стремлением впихнуть этот гребанный хэппи-энд. Испортили все послевкусие.
2. Денис Федорук 11.06.2014 20:52
Соглашусь насчет хэппи-энда. Тем не менее общее впечатление все равно осталось положительным. Фильм приятно удивил.
3. Игорь Талалаев 21.06.2014 03:59
Да-да, концовка все-таки несколько смазанная. Но, во-первых, 99% хронометража так круты, что не их сложно испортить, а во-вторых, Круз и Блант заслужили уже отдых.

Лично мне не хватило (как и в "Дне сурка", где герой провел 30 лет) в фильме упоминания о том, сколько именно раз Билли Кейдж возвращался во времени. И раз уж в финале не хватает шоковой терапии, все хорошо до зубовного скрежета, то Лайман мог бы сказать, что майор делал камбэк раз так 100500.

Меня фильм не удивил вообще - просто на 100% оправдал ожидания, т.к. тема - одна из любимых, и за "Гранью будущего" следил с момента первого анонса, когда Круз еще только подписался на проект "All You Need is Kill". С другой стороны - крайне редко сильно ожидаемые фильмы оправдывают возлагаемые на них надежды. Так что браво, Даг!
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 50 гость(ей) : Кирилл Банницин
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio