MEL ON FIRE
ВОЗМЕЗДИЕ (EDGE OF DARKNESS)
Жанр: детектив, драма, боевик
2010, США-Великобритания, 117 мин.
Режиссер: Мартин Кэмпбелл
В ролях: Мэл Гибсон, Рэй Уинстон, Бояна Новакович, Дэнни Хьюстон, Дамиан Янг
ОЦЕНКА: 3
В оплот демократии, Массачусетс, к полицейскому детективу Томасу Крэйвену (Гибсон) приезжает погостить дочь Эмма (Новакович), там ее сначала тошнит, а потом очень быстро убивают. Основная версия – целились в папу, альтернативная – грязный заказ алчной корпорации. Решение на оба случая у Крэйвена, правда, все равно единственное – выслушать начальника с его рутинным «ты отстранен» и начать независимое расследование, где, благо, никому не нужно зачитывать права перед выстрелом.
![](http://www.25-k.com/datas/users/1512-edge-of-darkness1.jpg)
Трудно, должно быть, упрощать собственное творение двадцатипятилетней давности, классически спрессовывая британский сериальный формат до американского полного метра, особенно если в твоей команде человек, испортивший пером «Двойную рокировку» и нагло сорвавший на этом Оскар, но Кэмпбелл справился, продемонстрировав выдержку и невозмутимость горбатого кита. Он, до возвращения в бондиану, снимавший что-то почти похабное и выполненное односторонне, причем так, будто в руках был не куб, а, скорее, фальшивый бриллиант («Вертикальный предел» – красивые прыжки, в «Зорро» – Бандерас, «Золотой глаз» вообще по нулям), оказался вдруг ожидаем и претенциозен именно потому, что сонный зритель четыре года назад немного перепутал талант режиссера с посвящением доброй половины «Казино Рояль», значащемуся, в общем-то, шпионским боевиком, игре в покер. С одной стороны сомнительное достижение, с другой – все факторы вдруг как-то совпали, и перезапуск, и удачный Крейг, и даже немного интеллектуальность в рамках жанра (чтобы понять, как смешно Бонд выиграл, надо правила знать, не баккара, но все-таки – примерно такой уровень), и Кэмпбелл легко взлетел на вершину. Но чудес не бывает, удачные факторы совпадают редко, в случае с «Возмездием» закон вероятности сработал, талант режиссера оказался предоставлен сам себе и, очевидно, провалился.
По первому впечатлению кажется, что у Гибсона с Кэмпбеллом немного разыгрался синдром Гран-Торино вместо большого камбэка, но это быстро проходит, вместе с интересом актера к роли: чем менее важен становится вопрос, собственно, возмездия, уступая разоблачительной интриге (что достаточно парадоксально – обоим, и отцу и зрителю, ведь, в принципе, плевать кто и за что, главное наказать), тем больше Гибсон отстраняется, не зная, как ему играть, на чем ставить акценты. И вообще, для фильма с предположительным локальным конфликтом (родительская месть) должен существовать лимит употребления фразы «гриф секретности», тогда бы сценаристы здесь легко перескакали его уже к середине. Причем, в отличие от несовершенной «Большой игры», например, заметно демонизируя власть и сталкивая тем самым в меру жизненно сыгранные переживания Гибсона из-за утраты (хотя видно, что Голливуд, строго говоря, не может просто убить ребенка в кадре, даже если ребенок уже почти не ребенок, и старается заглаживать цинизм трогательностью флэшбэков и галлюцинаций) с его почти комичными, точь-в-точь «Расплата», вооруженными походами в гости к плохим богатым людям. Апофеоз всего – притчевый Джидбург (Уинстон) с бокалом вина (видно, в общем-то, что Де Ниро планировался), философ-исполнитель, который ничего по сути не делает, но уверен, что его все боятся. Временами проскальзывают какие-то остроумные диалоги, но касаются они не сюжета, а недовольного дымом под окном соседа. Ближе к финалу возникают ненавязчивые ассоциации – как-то метаморфозы Гибсона с тележкой и теорией заговоров в 97 году посмелее были, хоть и наивней, – а разрешается все в процессе томительного переосмысления морали рядом персонажей; агитка свободных нравов фактически, с оговоркой, что для продуктивного обсуждения вопросов с сенатором надо все же пистолет проносить.
Антон Минасов