Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Капитан Филлипс (Captain Phillips), 2013
Автор: В. Марин, А. ГофманДата: 30.11.2013 16:41
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

КАПИТАН ФИЛЛИПС (CAPTAIN PHILLIPS)
2013, США, 134 мин.
Жанр: триллер, драма, приключения, биография
Режиссер: Пол Гринграсс
В ролях: Том Хэнкс, Баркхад Абди, Баркхад Абдирахман, Файсал Ахмед

МНЕНИЕ "ЗА"



Хотя для большинства из нас понятие "пират" сегодня ассоциируется по большей части с нелегальным копированием лицензионной продукции, стоит вспомнить, что для людей, работающих на опасных африканских морских маршрутах это слово означает вполне реальную угрозу, с которой они очень не хотели бы столкнуться во время рейса. Капитан Ричард Филлипс на собственной шкуре испытал, на что готовы пойти граждане одного из самых бедных в мире государств из-за голода и безработицы; и после этих неприятных событий рискнул написать об этом книгу, которая и легла в основу нового фильма Пола Гринграсса.

Разумеется, книга Филлипса описывала события с позиции капитана, и отражала его взгляд на произошедшее. Гринграсс же решил взглянуть на вещи шире, и попытаться в общих чертах обрисовать истоки зарождения пиратства, как можно более ненавязчиво давая понять, что сомалийцы занимаются этим не от хорошей жизни. По сути, пиратство стало прямым следствием исчезновения рыбы из сомалийских прибрежных вод из-за бесконтрольного промысла судов других государств. А для многих местных жителей, живущих в прибрежной полосе, рыбная ловля была единственным из возможных источников дохода. С самого начала картина демонстрирует параллельное развитие событий, чередуя эпизоды, в которых Филлипс готовится к отъезду у себя дома в Вермонте с кадрами, демонстрирующими бедную сомалийскую деревню, где проблемы с едой и работой; зато оружия как грязи. Кстати, о грязи: пока жена провожает Филлипса в аэропорт, откуда он должен вылететь в Африку, мы можем заметить, что капитан, видимо, очень занятой человек, раз не успевает регулярно мыть свой автомобиль. Подобных незначительных мелочей в картине предостаточно; и они все способствуют большей "естественности", обозначая взятый создателями курс на максимальный реализм и достоверность.

Удивительно, насколько могут быть различными подходы к технической реализации своего замысла у современных кинематографистов. Если та же "Гравитация" была практически вся создана с использованием виртуальной площадки - Гринграсс, чтобы добиться максимального эффекта присутствия избрал путь диаметрально противоположный, снимая все сцены в открытом море на реальных действующих судах и отказавшись от CGI. Эпизоды на Alabama снимались на реальном контейнеровозе, сцены на военных кораблях были отсняты на настоящих действующих эсминцах при полном вооружении и авианосце (то есть, интерьеры командных центров, которые мы видим, самые что ни на есть настоящие), наконец, сцены внутри крохотной спасательной шлюпки, внутри которой герои оказываются во второй половине фильма были отсняты действительно внутри, когда она находилась в море при внушительной качке, а не в павильоне. Добавьте к этому естественное дневное освещение в большинстве эпизодов и скрупулёзное внимание к деталям, касающееся как картинки, так и действий персонажей (съёмочная группа постоянно консультировалась с командой судна, на сколько то или иное действие в кадре соответствует поведению моряка в реальной ситуации). Все эти усилия и сложности (съёмка "с плеча" при морской качке в очень тесном пространстве, к примеру) в полной мере дали свои плоды - реализм просто зашкаливает. Но при этом, что характерно - нет сухости. Бэрри Экройд виртуозно управляется с камерой, экспериментируя с различными ракурсами и разбавляя крупные планы красивыми панорамными съёмками; в чём ему помогает отличный монтаж, о мастерстве которого в полной мере можно судить в сложной сцене развязки, когда события в нескольких локациях очень чётко сводятся в одну гладкую последовательность. Ну и саундтрек от Генри Джекмана оказывается весьма кстати, делая акцент на необходимых эмоциях и подчёркивая острые моменты.

В центре всего этого технического перфекционизма Пола Гринграсса находятся, непосредственно, актёры. И здесь также основной упор был сделан на естественность; например, режиссёр специально дал указание не следовать репликам сценария слово в слово, а действовать интуитивно, опираясь на глубинные инстинкты. И таким образом мы можем наблюдать, безусловно, один из самых волнительных актёрских тандемов этого года, состоящий из двукратного обладателя "Оскара" Тома Хэнкса и Баркхада Абди, выходца из Сомали, проживающего в Миннеаполисе, для которого эта роль стала первым в жизни актёрским опытом. Расчётливое противостояние их персонажей в должной мере завораживает. И сколь бы не хотелось высказать претензию, что Хэнкс в последнее время стал весьма предсказуем - мысли об этом уходят ещё к середине картины; ну а на финальных титрах приходит понимание того, что актёр выдал лучшую свою роль за долгие годы. И дело отнюдь не в растрогавшей всех финальной сцене, при просмотре которой чувствуешь ком в горле - дело в общей сумме, в том комплексе живых эмоций, которые он успел передать за фильм, да ещё и без капли фальши. Это тот вариант, когда актёр не играет, а действительно "живёт", растворяясь в персонаже.

И хотя мы знаем, чем закончится плавание в тесном и душном спасательном ботике и какая кому из героев участь уготована судьбой - оторваться от экрана невозможно. Даже когда чувствуешь некоторую затянутость - вспоминаешь, что в реальности герои провели там пять дней подряд; хотя от одного вида этой качки становится дурно (и ещё хуже становится от вида актёров, которым из-за такой специфики съёмок морскую болезнь даже "изображать" не нужно). Пол Гринграсс снял честное кино, где нет места рафинированному героизму, где есть реальный человеческий страх, ровно как и настоящая сила духа. Но, в конечном итоге, нельзя не заметить, что и та и другая сторона здесь находятся в заложниках сил куда как более масштабных, чем они себе представляют; и в ситуации, которую контролировать сами не в состоянии. Такой вот невесёлый социально-философский подтекст можно заметить в этом увлекательном триллере; и послевкусие от него весьма неоднозначное.

Василий Марин



МНЕНИЕ "ПРОТИВ"



Сколько в наше время мир видел воспроизведенных в кинематографической реальности историй успеха? Очевидно, что уже немало. Сколько из них основано на реальных фактах? Пожалуй, что, больше, чем достаточно, но наполненная героическим пафосом, консервативная американская попса, как пользовалась спросом раньше, так и продолжает это делать сейчас: «Капитану Филлипсу», которого смело можно отнести к этой категории, с легкостью можно пророчить с десяток номинаций. И единственная ирония в этой до зубового скрежета серьезной ситуации заключается в том, что часть из них – действительно воздаст увиденному по заслугам.

Сюжет, укладывающийся в предложение типа «Отправившись в очередной контрактный рейс, бравый капитан, дабы не подвергать риску членов экипажа корабля, стал заложником сомалийских пиратов», естественно, не способен утаить в себе сюрпризы в принципе: завязка, центральный конфликт, развязка, хэппи-энд – все составляющие настолько хорошо знакомы, что драмы не чувствуется, ее напрочь съедает функциональность. И хоть Том Хэнкс, тщится, во что бы то ни стало сделать плоский характер своего героя чуточку объемнее, но сам же все время остается в рамках заложенный в фундамент схемы. Ведь и во второй час можно обмануться, приняв намеки на клаустрофобический триллер о воле к жизни, за чистую монету, но действие с завидной регулярностью соскальзывает на территорию патриотической агитки. Победителей нет ни со стороны бравого капитана, ни со стороны недалеких пиратов – которых живыми при многочисленных потугах сделать все равно не получилось – ведь выигравшая сторона одна: Американский морской флот.

Но даже при таком сухом прагматизме, «Капитана Филлипса» не скучно смотреть, и все благодаря Гринграссу, умевшему извлечь саспенс из чего угодно – не смотря на скажем, просматриваемый финал погони за кораблем, или решающей спасительной операции. Оператор с композитором, как бы работая против обстоятельств, в любом случае предотвращают скуку от отсутствия интриги, а иные эпизоды, на вроде высадки морских котиков в зоне боевых действий, показаны с таким мастерством, что на секундочку забываешь о бесхитростности заложенного в сценарий гуманистического месседжа.

По отношению к реальным прототипам, напрашивающийся вывод, может и звучит не уважительно, зато полностью обнажает проблемный стержень, суть которого в том, что симбиоз рациональной, расписанной как по нотам трагедии и техно-триллера, выглядит убедительно лишь для приверженных традициям академиков, ретроградов, и широких масс, соскучившихся по блокбастерам, выстроенных в соответствии с Голливудскими канонами. К настоящему триумфу доминирования содержания над формой, или же наоборот, это все имеет посредственное отношение: появление сродни представленному сезонных хитов, и в следующем, и после него, году, можно будет сверять по часам; в точности, как и повороты этой до обидного ограниченной конъюктуры.

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 56 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio