Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Пятнадцатилетний капитан
Автор: Алина ЕрмолаеваДата: 21.08.2010 13:16
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (0)
КАПИТАН ИЗ ДЕТСТВА




ПЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН
Жанр: приключения, семейный, детский
1945, СССР, 82 мин.
Режиссер: Василий Журавлев
В ролях: Всеволод Ларионов, Елена Измайлова, Михаил Астангов, Александр Хвыля, Павел Суханов

Перед написанием этой статьи автором был проведен небольшой эксперимент. С вопросом «Ты знаешь, кто такой Негоро?» я обращалась к людям разного возраста (от 15 до 70 лет включительно) и в 90 случаев из 100 в ответ получала фразу из фильма: «Негоро? О нет, я не Негоро! Я капитан Себастьян Перейра, торговец черным деревом!». К слову те 10 %, которые затруднились с ответом, оказались как раз мальчиками и девочками до 20. О чем это говорит, думаю, понятно каждому.

Сюжет ленты, в основу которого положен роман великого фантаста и непревзойденного мастера приключенческого жанра Жюля Верна, достаточно типичен и в то же время увлекателен и отличается динамизмом и высокой степенью драматизма. А что еще нужно, чтобы снять крепкий фильм, способный полностью завладеть вниманием зрителя с самого начала и не отпускать до конца? Хорошие актеры. К счастью, и с этим у экранизации проблем не возникло. Воссозданные на экране образы получились яркими, запоминающимися. Они не отличаются особым психологизмом и глубиной, четко подразделяясь на положительных и отрицательных, однако для семейного приключенческого фильма другого и не надо было.

«Пилигрим» – китобойное судно бесстрашного капитана Гуля, берется доставить прелестную Миссис Уэлдон, ее сынишку и весьма эксцентричного кузена ученого-натуралиста в Америку. На корабле в команде капитана Гуля находится его воспитанник – пятнадцатилетний Дик Сенд. Перед отплытием судна на него нанимается в качестве кока странный человек по имени Негоро, по всем приметам напоминающий разыскиваемого полицией преступника. Оказавшись вдали от берега, капитан Гуль видит большого кита и вместе с частью команды покидает судно, чтобы поймать его. Однако кит уводит лодку с моряками далеко за собой, тем временем надвигается непогода и дальнейшая судьба капитана рисуется в весьма мрачных тонах.

Юному Дику Сенду приходится взять управление судном на себя, с чем он бы неплохо справился, если бы ему не мешал Негоро, подложивший под компас топор, в результате чего судовой прибор стал показывать что-то невразумительное. Корабль сошел с курса и, несмотря на то, что впереди показалась земля, это вовсе не означало, что они прибыли в Америку. Водные приключения переносятся на сушу, коварный план Негоро приходит в действие, но чтобы ни произошло, зритель на подсознательном уровне знает, что все будет хорошо. Наверное за это мы и любим подобные фильмы. С точки зрения морали они идеальны: добро побеждает, зло наказано. Разумеется, в наш циничный век эта схема выглядит чересчур наивной, однако признайтесь, может и вам порой не хватает капельку этакой сказочности?

Именно с этого фильма началась карьера замечательного актера Всеволода Ларионова, которому посчастливилось сыграть главную роль – пятнадцатилетнего капитана Дика Сенда. Для молодого человека, почти что еще мальчишки, подобная роль – большая удача. Сколько мальчиков и девочек после просмотра ленты мечтали, как и он оказаться за штурвалом корабля, пережить шторм, побывать в неведомых странах… Его открытое лицо, добрая улыбка и неунывающий характер стали символом стремления к достижению высоких целей. После просмотра возникало ощущение, что даже простой пятнадцатилетний парнишка может совершить невозможное. Этот фильм давал веру, надежду. Слабый становился сильным и побеждал. Причем победой этой был обязан не только счастливому случаю, но и собственным познаниям. Ведь даже Негоро прекрасно понимал, что будь компас исправен, парнишке обязательно удалось бы привести его к задуманному пункту назначения.

Технически картина выполнена на достаточно высоком уровне – некоторые отдельные сцены просто очаровывают, но, тем не менее, фильм не распадается на части, а выглядит как цельное произведение искусства. Создателям удалось передать атмосферу конца 19 века, в тоже время весьма искусно сняты африканские сцены. На фоне всего этого герои выглядят живыми и близкими зрителю – за них волнуешься и вместе с ними радуешься. За эти 80 минут, что идет фильм можно полностью оторваться от забот этого мира и вернутся в детство, в ту пору, когда все было просто и понятно, когда вы знали, что чтобы ни случилось, все обязательно закончится хорошо. Прекрасное ощущение уверенности, не правда ли?

Приключенческий фильм «Пятнадцатилетний капитан» стал одной из тех лент, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Разумеется, в наши он смотрится как наивная добрая сказка и только. Более того, кажется, что приключенческий фильм про корабли, про далекие экзотические страны вообще не может быть черно-белым. Однако вопреки всему этому у ленты нельзя отнять главное – свой шарм, очарование, атмосферу. Она пронесла это сквозь десятилетия и с радостью поделиться с каждым, кто захочет окунуться в мир отважных людей и настоящих приключений без современной мишуры из 3D и сотни взрывов на единицу времени. В основе этой ленты лежит настоящая история – а это самое главное для настоящего хорошего кино.

Алина Ермолаева
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 51 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2021. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio