БЕССМЕРТНЫЙ: КРОВАВАЯ ДОРОГА ДОМОЙ (SISU: ROAD TO REVENGE)
2025, Финляндия-Великобритания, 89 мин.
Жанр: боевик, военный
Режиссёр: Ялмари Хеландер
В ролях: Йорма Томмила, Стивен Лэнг, Ричард Брейк, Томми Корпела, Каспар Велберг
Три года назад был выпущен финский боевик «Бессмертный», повествующий о легенде войны, стремящемся уничтожить остатки нацистской армии, а режиссёру/автору сценария Ялмари Хеландеру удалось продемонстрировать богатое воображение в сценах насилия и масштабных эпизодах экшена. Конечно, «Бессмертный» не стал хитом, но привлёк внимание аудитории. В сиквеле боевика с подзаголовком «Кровавая дорога домой» фабула осталась неизменной: герой вновь сталкивается с врагами, жестоко их убивая. Хеландер и прославившийся благодаря ему Йорма Томмила возвращаются с продолжением, ставшим намного масштабнее, в котором видны отголоски современных голливудских боевиков. Элемент неожиданности исчез ещё в первом фильме, однако, «Кровавая дорога домой» смотрится впечатляюще, лишь немного уступая своему предшественнику.

В 1946 году Аатами проникает на территорию Финляндии, чтобы разобрать свой дом и перевезти его обратно в память о погибшей семье. В это же время офицер КГБ освобождает из заключения Игоря Драгунова, убившего всю семью Аатами, чтобы он завершил свою миссию, уничтожив легенду финского народа.
По отношению к своему предшественнику «Бессмертный: Кровавая дорога домой» вполне сравним со «Зловещими мертвецами 2», представляя собой продолжение со схожей структурой, но оказывающееся более масштабным и безумным, с удачным сочетанием экшена и комедии. Без промедления сиквел превращается в беспощадный и кровожадный боевик, где поездка протагониста за своим домом напоминает эпизод из экранизации видеоигры «Twisted Metal», и в итоге, получается нечто среднее между франшизой «Джон Уик» и постапокалиптичным блокбастером «Безумный Макс: Дорога ярости».

По сравнению с первой частью сиквел стал более прямолинейным, да и закрученного сценария ожидать не стоит: диалоги почти отсутствуют. Но режиссёру Ялмари Хеландеру удаётся в некоторых моментах удивить зрителя. Было бы несправедливо назвать фильм бессмысленным, так как на протяжении всего хронометража зритель видит внутреннюю боль главного героя и его стремление к уединению. Даже сама мысль о пересечении границы ради попытки перевезти дом с вражеской территории работает намного лучше, чем драматургия во многих современных проектах. Если в предыдущем фильме разделение на главы не играло ключевой роли в повествовании, то в «Кровавой дороге домой» каждая посвящена разнообразным актам разрушения (Аатами преследуют мотоциклисты, затем начинают фигурировать самолёты, сбрасывающие бомбы, и финальная глава происходит на движущимся поезде с боеголовкой).
Йорма Томмила, прославившийся благодаря первому фильму, демонстрирует стойкость и стальную выдержку. Аатами в его исполнении – весьма сообразительный убийца, способный маневрировать в любых условиях. Можно было предположить, что этот сюжетный приём быстро себя исчерпает, но грамотная драматургия делает этого протагониста намного страшнее других героев боевиков. В противовес ему демонстрируют антагониста в исполнении Стивена Лэнга, создающего образ безжалостного преступника, отдалённо напоминающего злодея из «бондианы». В небольшой роли офицера КГБ появился Ричард Брейк.
Западные кинокритики сравнивали визуальную часть с чёрно-белыми немыми комедиями 30-х годов: например, сцена, когда герою приходиться пробираться по вагонам со спящими солдатами вызывает ассоциацию с фильмами Бастера Китона. В целом же экшен стал более зрелищным, и практически весь хронометраж фильма состоит из непрерывных перестрелок (даже с учётом абсурдности некоторых ситуаций).
«Бессмертный: Кровавая дорога домой» – масштабное продолжение, совершенно не уступающее оригиналу, в котором превалирует визуальный язык, когда именно разнообразный экшен является «двигателем» сюжета. Ну, а термин «сису», выведенный в оригинальное заглавие фильма означает «необычайную решимость перед лицом трудностей, и мужество, обычно проявляемое в ситуациях, когда успех маловероятен; принятие решения о дальнейших действиях и следование ему, даже если следуют повторные неудачи».
Денис Востродымов