БАНДЫ ПАРИЖА (APACHES)
2023, Франция, 85 мин.
Жанр: криминальный ретро-детектив, мелодрама
Режиссёр: Ромен Киро
В ролях: Алис Исааз, Нильс Шнайдер, Род Парадо, Артюс, Эмили Гавуа-Кан, Брюно Лоше
Теглайн на Кинопоиске, гласящий, что перед нами «шикарный французский вестерн с отсылками к Тарантино» не врёт, хотя для вестерна здесь не хватает прерий или хотя бы сельской местности, а также большого количества стрельбы. У главных героев, представителей банды «Апачи» (таково оригинальное название фильма), конечно, есть пистолеты, но хватаются они за огнестрельное оружие нечасто. Ни тебе перестрелок с полицией, ни разборок между бандами. Апачи безраздельно властвуют в криминальном мире Парижа, хотя, по сути, высоко они не метят, а довольствуются грабежом и рэкетом мелких лавочников. Денег на выпивку и женщин хватает – что ещё надо для сытой жизни!
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-apaches_2_r.jpg)
Вот с отсылками к Тарантино куда проще. Его профиль угадывается почти в каждой сцене, а режиссёр Ромен Киро чуть ли не цитирует такие ленты американского мэтра, как «Бешеные псы» и «Убить Билла». Прежде всего, режиссёр стилизовал свой фильм под литературное произведение. Как и дилогия «Убить Билла», «Банды Парижа» поделены на главы, а в центре сюжета – история о мести. Главной героиней является девушка Билли, которая в юности стала свидетелем убийства своего друга Трюкача главарём банды «Апачей» Хесусом. Благодаря связям банды с полицией в убийстве Трюкача обвинили саму Билли. Режиссёр оставляет за кадром взросление девушки в исправительной колонии. Лишь сама Билли, выступающая не только в качестве главной героини, но и рассказчика, сообщает зрителю, что все эти годы она жила жаждой мести. Она стала волком, готовым драться с «Апачами» насмерть.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-apaches_3_r.jpg)
Отсылки к «Бешеным псам» заметны в жизнеописании банды «Апачей». Каждый участник криминального коллектива со своим характером и даже стилем одежды. Как и в дебютном шедевре Тарантино, среди членов банды обнаруживается обаятельный предатель, личность которого режиссёр не раскрывает до самого финала, в духе стандартного детектива. Хотя мотив предательства довольно неожиданно проявляется ближе к концу ленты, словно режиссёр почувствовал, что первоначальная линия мстителя зашла в тупик, микшировалась обилием криминальных развлечений «апачей», и решил соорудить дополнительный сюжетный конфликт.
Время действия ленты – лишь фон для истории о мести. Режиссёр не делает акцент на быте и нравах жителей Парижа начала прошлого века. Он смело вставляет стилизации под немое кино того периода в качестве интермедий между главами, а названия эпизодов стилизует под газеты рубежа веков. Сюжет фильма постепенно приобретает сходство с «Графом Монте-Кристо» Александра Дюма-отца и, наконец, с романтической трагедией Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-apaches_4_r.jpg)
Билли быстро входит в ближний круг Хесуса, становясь там единственной женщиной-гангстером. В безжалостности она превосходит многих мужчин, так что постепенно стирается грань между ней и убийцей её друга. Добрый священник Мариус, помогавший ей и Трюкачу в их беспризорной юности, предупреждает Билли о гибельности того пути, который она выбрала. В отличие от Тарантино, романтизировавшего месть в духе самурайских лент в «Убить Билла», Ромен Киро в своём втором полнометражном фильме склоняется к мудрым выводам Дюма-отца – месть разрушает самого мстителя, ибо нельзя бороться со злом методами зла.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-apaches_5_r.jpg)
Зародившийся роман между Билли и Хесусом, её постепенное отдаление от Поля, друга детства, также члена «Апачей», свидетельствует о нравственной деградации Билли. Чем более жестокой она становится, учась, как все «апачи», брать то, что ей нравится, силой, тем больше на неё обращает внимание Хесус. Билли не слушает предостережения Поля о том, что бывшая девушка Хесуса, Надя, была заточена в монастырь. Хесус буквально выкинул её, как игрушку, из своей жизни, когда она ему наскучила. Поль предлагает Билли порвать с бандой и бежать с ним в США, как они хотели в юности. Однако криминальный спрут уже запустил свои щупальца в её душу. Билли соблазнилась лёгкими деньгами и весёлыми вечеринками. Зачем работать, когда можно держать в страхе всех торговцев в округе и собирать с них дань? Произошло то, о чём её предупреждал священник Мариус – криминальное окружение развратило Билли, сделало её таким же хищником, как «апачи».
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-apaches_6_r.jpg)
Так как «Банды Парижа» европейский фильм, то режиссёр, конечно, не мог удержаться от социальной повестки. Такие жанры европейского кино, как итальянский политический фильм и французский полицейский боевик (он же «полар») развивались под сильным влиянием «левой» философии. Эту же традицию в изображении «детей дна» наследует и Ромен Киро. На примере друга юности Билли Поля режиссёр показывает, что детям из бедных районов часто и податься больше некуда, кроме как в криминал. А коррупция в полиции приводит к тому, что невиновного человека (Билли) обвиняют в убийстве Трюкача и сажают в колонию для несовершеннолетних, где романтичная девушка озлобляется, живя исключительно жаждой мести, причём не только «Апачам», но всему городскому обществу. Ведь пока она страдала в тюрьме за преступление, которого не совершала, Париж жил обычной жизнью: богачи становились богаче, а бедняки – беднее.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-apaches_7_r.jpg)
Пролетарские речи Хесуса, которыми он прикрывает свои криминальные делишки, вполне коррелировались с чувствами самой Билли. Поль сумел сохранить человечность, облагородила любовь к бывшей проститутке Берте свирепого гангстера «Медведя». Но Билли, вступив в банду, втайне лелея мысли о мести, постепенно развратилась, практически потеряв тот островок добра, который сохранялся в её душе даже после жестокого тюремного опыта.
Трагический финал картины закономерен, ведь криминальный путь приводит лишь к смерти, как предупреждала «новых русских бандитов» деревенский знахарь из «Бумера». Однако, помимо ощущения, что герои сами виноваты в своей судьбе, остаётся мысль о несправедливом устройстве общества. Пока по улицам будут бегать беспризорные дети, вызывающие презрение у благополучных горожан, пока сохраняется большой разрыв между богатыми и бедными, криминалитет не будет знать недостатка в новых участниках банд. Ведь, помимо страсти к быстрому обогащению, бандитами нередко движет обида на успешный, благополучный мир, который исторг их на самое дно, где криминальное ремесло – единственный способ выжить.
Андрей Волков