Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Скрежет
Автор: Сергей ПрудниковДата: 02.04.2022 05:41
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

СКРЕЖЕТ (PAHANHAUTOJA)
2022, Финляндия-Швеция, 90 мин.
Жанр: хоррор, драма
Режиссёр: Ханна Бергхольм
В ролях: Сиири Солалинна, София Хейккиля, Яни Воланен, Рейно Нордин, Ойва Оллила, Ида Мяаттянен, Сайя Лентонен


У юной Тиньи идеальная, на первый взгляд, семья. Красавица-мама, заботливый отец и чудаковатый, но любимый брат. Она живёт в большом доме, занимается гимнастикой и верит, что победит на соревнованиях. Но однажды Тинья находит в лесу одинокое яйцо и решает взять его домой, чтобы высидеть птенца. Яйцо становится свидетелем многих горестей девочки, которых не мало скрывается за ширмой благополучной жизни, и мистически увеличивается в размерах, пока однажды скорлупа не трескается, и наружу не выбирается нечто, что готово защищать Тинью от любой опасности, лишь бы она была счастлива.

Финская постановщица Ханна Бергхольм выдаёт на суд зрителя крайне нетипичную и многослойную историю, лишь прикрывающуюся жанром хоррор, на деле являясь проникновенной драмой о жизни одной финской семьи. Уже с первых кадров «Скрежет» демонстрирует идеальное пространство великолепного дома, счастливые лица как из рекламы майонеза, абсолютную идиллию, которая прерывается вторжением в дом обычной вороны. Метущаяся птица разрушает лоск и статусность, после чего птице хладнокровно на глазах дочери сворачивает шею улыбающаяся и приветливая мать семейства. Подобный резкий и даже шокирующий контраст между финской пасторалью и откровенной жестью должен моментально оглушить зрителя и подвести к тому, что стоит ждать в следующие полтора часа экранного времени.

А ожидает зрителя масса странных, а порой и откровенно мерзких моментов, благодаря которым «Скрежет» уже окрестили первым финским боди-хоррором. Обычно это означает, что в кадре достаточно много сцен с расчленением и избытком крови, но Ханна Бергхольм не пытается снять свою версию «Нечто», ограничиваясь натуралистичной съёмкой пучеглазого аниматронного чудовища из яйца, напоминающего гибрид человека и вороны, и тех метаморфоз, которые с ним происходят по мере развития сюжета. К слову, чудовище выглядит крайне достойно для артхаусного кино, вызывая странную смесь жалости и омерзения. А уж когда существо начинает в кадре пожирать чужую рвоту, это едва ли оставит кого-то равнодушным. Мы настоятельно не рекомендуем смотреть «Скрежет» с попкорном или любой едой, так как есть риск распрощаться с содержимым желудка – настолько режиссёр детально снимает некоторые особенно неприятные эпизоды.

Однако монстр далеко не самая пугающая составляющая ленты Бергхольм. Страшнее люди, которые прячутся за масками. Героиня Софии Хейкилля, играющая мать семейства, - это неприкрытая сатира на тех современных женщин, ведущих сетевые блоги, где демонстрируются кадры успешной жизни, идеальные семьи и мнимые достижения. На деле эти гламурные и уверенные в себе женщины, зачастую, являются глубоко несчастными и закомплексованными домохозяйками, живущими с нелюбимыми мужьями в ловушке собственных несбывшихся надежд. Так и мать Тиньи, не выпускающая телефон из рук, кажется, любит своих подписчиков в интернете больше, чем детей, а давление, которое она оказывает на дочь из-за тренировок к соревнованиям лишь доказывают, что порой жуткие монстры из непонятных яиц не так страшны, как требовательные родители.

Отдельно хочется похвалить исполнительницу главной роли – Сиири Солалинну, которая блестяще отыграла два абсолютно разных образа: неуверенной в себе Тиньи и сумасшедшей Элли, которая дала бы фору любому жуткому ребёнку в кинематографе, будь то антихрист Дэмиен или одержимая бесом Риган. Девочка невероятно органична в обеих ипостасях и удерживает зрительское внимание даже в пугающем образе инфернального подкидыша.

«Скрежет» Ханны Бергхольм в этом году уже отметили на фестивале независимого кино «Санденс». Камерная, но изобретательная драма понравилась критикам и зрителям, и мы так же присоединимся к всеобщему восторгу. Это пугающее и весьма характерное действо на полтора часа предлагает взглянуть на пороки современного общества через призму мистики, объединяя европейские кинематографические традиции с саспенсом большого голливудского кино. Ну и нельзя не похвалить птицеподобную тварь, сделанную по заветам «Чужого», где чудовище ощущается полностью настоящим благодаря отличной аниматронике и работе художников. В эру CGI подобное следование классике вызывает уважение.


Сергей Прудников

В кино с 7 апреля
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 230 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio