НЕЗНАКОМЦЫ: ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ (THE STRANGERS: PREY AT NIGHT)
2018, США, 85 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Йоханнес Робертс
В ролях: Кристина Хендрикс, Бэйли Мэдисон, Мартин Хендерсон, Эмма Белломи, Льюис Пуллман, Дэмиэн Маффей
Вышедший в 2008 году фильм ужасов Брайана Бертино «Незнакомцы» шедевром хоррора не был и энтузиазма среди критиков не вызвал. Тем не менее, он представлял собой вполне нестыдный качественный продукт, эдакую жанровую переработку идей «Забавных игр» Миахэля Ханеке, наполненную безупречным саспенсом и густой атмосферой. Казалось, выжимать из этой темы уже особо нечего, но «Незнакомцы» собрали хорошую кассу, и вот, 10 лет спустя, на свет вышла новая картина под названием «Незнакомцы: Жестокие игры».
Обычное американское семейство из четырёх человек испытывает некие трудности с проблемной дочкой и потому решает сдать её в пансионат. Но перед этим семья планирует провести последний совместный отпуск и приезжает в парк трейлеров к своему родственнику в гости. Ночью. Не сразу они обращают внимание, что вокруг на удивление безлюдно, но когда в дверь начнёт звонить странная девушка и спрашивать какую-то Тамару, герои поднапрягутся. Поскольку очень скоро их ожидает кровавый кошмар, так как в парке орудует троица психов в масках, которые очень любят играть со своими жертвами.
Эту последнюю работу весьма средненького постановщика Йоханнеса Робертса («По ту сторону двери», «Синяя бездна») можно назвать не прямым продолжением «Незнакомцев», а, скорее, сиквелоремейком. К сожалению, фантазии создателей не хватило ни на что, кроме избитого и довольно унылого приёма «тех же щей погуще влей». Расширилось не только основное место действия, увеличилось также количество убийств, кровищи и неадекватных поступков персонажей. Если в первой картине на первое место выступала психологическая «обволакиваемость», завораживающая давящим ощущением присутствия серьёзной опасности и пугающая простыми ударами в дверь и заезженными пластинками, то «Жестокие игры» это всего лишь тупая беготня от трейлера к трейлеру в потёмках, в течение которой количество действующих лиц стремительно сокращается.
К чести Робертса как режиссёра можно сказать, что он определённо чувствует тенденцию и моду на ретро-ужастики и классику знает, а потому направо и налево раздает «приветы» Джону Карпентеру с его «Хэллоуином» и классической «Техасской резне бензопилой». Лучшее, что есть в этой картине – её аудиовизуальная сторона. Мрачный, чёрно-коричневый кадр, освещённый мёртвенно-жёлтым светом фонарей впечатление производит, как и обилие контрастирующих с жуткой картинкой популярных хитов 80-х типа Бонни Тайлер и Ким Уайлд. Но на этом заигрывании со стилизацией и постмодернизмом всё и заканчивается – копирование фишек оригинала не работает, саспенс не выстраивается, ударные эпизоды однообразны и скучны. Робертс всё лепит по одному лекалу – вот маньяки загоняют героев в ловушку, вот жертве в самый последний момент удаётся улизнуть, вот у кого-то это не получается.
Но больше всего раздражает, что персонажи напрочь лишены периферийного обзора – они в упор не хотят замечать крадущихся у них чуть ли не под носом психов с колюще-режущими предметами и едва ли не подставляют шеи под ножи. Актёрская игра тоже не радует – Кристина Хендрикс и Мартин Донован в разы бледнее Лив Тайлер и Скотта Спидмана из оригинального фильма, а повзрослевшая звёздочка «Притворись моей женой» и «Не бойся темноты» Бэйли Мэдисон, превратившаяся в располневшую версию Кэти Холмс, удручает откровенно провальным перформансом. Тем не менее, «Незнакомцы: Жестокие игры» два раза окупили свой бюджет, и очень хочется надеяться, что продюсерская жадность не восторжествует над здравым смыслом и эта банальная, скучная и насквозь предсказуемая картина не превратится в многосерийную франшизу типа «Судной ночи».
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 22 марта