АНТРОПОИД (ANTHROPOID)
2016, Чехия-Великобритания-Франция, 120 мин.
Жанр: военный триллер
Режиссер: Шон Эллис
В ролях: Джейми Дорнан, Киллиан Мёрфи, Брайан Касп, Тоби Джонс, Кая Херманек
В конце неспокойного 1941 года двое диверсантов от чехословацкого Сопротивления (точнее того, что от него осталось), Йозеф Габчик и Ян Кубиш, вылетели с аэродрома в Сассексе и десантировались на территории протектората Богемии и Моравии. Их задача была более чем амбициозной – уничтожить обергруппенфюрера СС, третье лицо Рейха – Рейнхарда Гейдриха, метко прозванного Пражским мясником. Ведь как иначе назвать эсэсовского монстра, столь рьяно ратующего за гитлеровскую идеологию и невозмутимо претворяющего её в жизнь. Законспирированные агенты проводили операцию вместе с другими членами сопротивления, и имя её – «Антропоид».
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-anthropoid_2_r.jpg)
В сущности, постановщик Шон Эллис продемонстрировал ещё один подвиг тех, кто боролся с нацистскими оккупантами, неважно, каким образом и в какой точке земного шара; тех, кто в условиях сомнений, внутренних распрей и вечной безысходности совершал его несмотря ни на что, и проходящий в картине скорее фоном небольшой, но важный эпизод Второй мировой – как повод вспомнить/узнать о конкретных исторических личностях, участвовавших в конкретном историческом ивенте. Первостепенно Эллис попытался показать людские драмы, а уж затем максимально реалистично воспроизвести события 75-летней давности. Первая половина фильма – затишье перед бурей, что разразится в посткульминационном акте, и именно в нём внутренний саспенс достигнет той критической отметки, благодаря которой триллер может считаться состоявшимся. При этом в кинематографических недрах «Антропоида» выстраивается линейная, даже линейнейшая композиция, с минимальным использованием параллельного монтажа, призванного усилить драматургию, уместно трясущейся камерой в динамичные моменты для большей реалистичности, бледными, тусклыми и обесцвечивающими действо светофильтрами и двумя центральными персонажами в основе повествования, утрамбованного в формат стандартного двухчасового исторического киноучебника. Тандем Мёрфи – Дорнан получает твёрдую пятёрку, а вот Гейдрих здесь, появляющийся лишь в кадрах документальной хроники в начале и, собственно, сцене покушения – находящееся на вершине айсберга, неосязаемое, фактически обезличенное зло, «цель, оправдывающая средства», не более того, и затемнённые очертания головы эфемерного злодея на постере фильма только подтверждают это.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-anthropoid_3_r.jpg)
В скверные времена, когда твоя Родина стоит на коленях перед агрессором, когда малейшая надежда на нормальную человеческую жизнь давно утеряна, а демократические свободы кажутся какой-то запредельной, неосуществимой мечтой, упадническим настроениям смирившихся народных масс нужен толчок, тот самый переломный момент, что подвигнет воспрянуть духом и поверить в лучшее. Именно такую цель несла в себе операция по устранению видного нациста-политика, и в этом случае значима не какая-либо персона, но чин. Жертвы, личные рефлексии, душевные переживания либо же любовные чувства – не имеют значения, также, как трагические последствия столь авантюрного предприятия, ведь главное – выполнить уготованную миссию во что бы то ни стало, в конце концов, исполнить долг перед страной, её народом, но в первую очередь – перед самим собой. И вот уже «Мерседес-Бенц» Рейнхарда Гейдриха подъезжает к намеченному месту, время замирает, как и замирает сердце зрителя (страх, адреналин, льющийся рекой пот прилагаются), Йозеф Габчик уверенно выхватывает внушительный STEN из-под одежды, находясь буквально на расстоянии вытянутой руки от той самой Цели, ради которой пришлось пожертвовать всем. Несколько выстрелов в упор, и вот она, локальная победа, победа над обстоятельствами, победа над собой. Но треклятое оружие предательски отказывается слушать пальцы, времени на раздумья больше не остаётся, и вся затея теперь под большим вопросом. Кажется, злой рок (или банальная случайность?) ещё никогда так не издевался над человеком. Одна из лучших сцен фильма.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-anthropoid_4_r.jpg)
Когда из стен кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия донесутся звуки автоматных очередей, когда прогремят взрывы гранат один за другим, когда единственным, парадоксальным, спасением окажется специально припрятанная пуля или капсула с цианидом, тогда же и погаснут свечи в тёмном подвале разрушенной церквушки – грубая метафора, однако, бьющая в яблоко. И все же главный парадокс заключается в том, что смерть тех или иных героев знаменует их бессмертие, и в сегодняшнее неспокойное время, когда новостные выпуски до неприличного заполнены трагедийными и тревожными репортажами со всего мира, подвиги прошлого становятся мощным гуманистическим посылом для нашего поколения. Наряду с тематически перекликающимися европейскими лентами вроде «Взорвать Гитлера» Оливера Хиршбигеля, «Антропоид» несёт в себе не только многозначащее просветительское предназначение, но и заставляет всех нас помнить о чём-то безгранично важном.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 22 июня