Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Призрак в доспехах
Автор: Игорь ТалалаевДата: 20.04.2017 01:42
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ (GHOST IN THE SHELL)
2017, США-Великобритания-Индия-Китай-Канада-Новая Зеландия, 106 мин.
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
Режиссер: Руперт Сандерс
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Йохан Филип Асбек, Такеши Китано, Жюльет Бинош, Майкл Питт, Чин Хань



Город иероглифов и огромных голограмм, за которыми едва угадывается Гонконг, город людей с серьёзными лицами и киберпреступников, где каждый, кажется, только и занят мыслями о том, какой бы ещё апгрейд совершить со своим бренным телом. На фоне всего этого неонового великолепия Майор с лицом Скарлетт Йоханссон прыгает с крыш небоскрёбов, включает режим invisible, пробивает окна, уворачивается от пуль, словом, погружается в Матрицу по самую макушку. Время от времени она скидывает с себя одежду, демонстрируя вместо ожидаемой кожи какое-то лоскутное трико. Этот комбинезон под одеждой, по мнению Руперта Сандерса, должен явно дать понять зрителю, что перед ним не какая-то бегающая по стенам буйнопомешанная, а самый настоящий киборг. Верится почему-то с трудом, а Майор так и остаётся больше всего похожа на Чёрную Вдову, обновившую гардероб.

К самой Скарлетт, кстати, претензий нет никаких. У неё достаточно грустный вид и глубокие глаза для того, чтобы достоверно изображать рефлексирующего киборга, у которого от человека остался лишь мозг и душа, именуемая в цифровую эпоху «призраком». Конечно, её кульбиты при любых раскладах напоминали бы о богатом прошлом в Marvel, так что нужно признать: режиссёр здорово подстраховался, утвердив на главную роль именно Йоханссон. Первоначальный вариант с Марго Робби, чьё лицо ещё не столь примелькалось в Голливуде, выглядел куда смелее и любопытнее, но Марго сама отклонила предложение, сделав кандидатуру Чёрной Вдовы, простите, Скарлетт столь очевидной и предсказуемой.

Но если лицо актрисы не переделывать (а зачем это нужно, если именно за лицо платятся миллионные гонорары?), то можно было поработать над телом. В одноимённом аниме 1995 года Майор также скидывала куртку по любому поводу, но там художники не постеснялись нарисовать просто обнажённую девушку, со всеми атрибутами, свойственными обнажённой девушке, за исключением разве что гениталий. И выглядело это логично – уж если технологии достигли такого уровня, что лицо киборга неотличимо от человеческого, то какие проблемы могут возникнуть с оформлением, например, куда более банальной попы или груди? В мире Руперта Сандерса, однако, имеется проблема с невозможностью выпустить на большие экраны полностью голую Йоханссон, а уродливый комбинезон придуман для того, чтобы воспроизвести фишку с невидимостью. Но боязнь показывать соски (которую блестяще поборол даже Джоэл Шумахер в «Бэтмен и Робин») не оправдывает режиссёра, ведь Майору можно было бы дать просто бесшовный гладкий костюм, в котором она не будет выглядеть, как влажный сон фаната пэчворка.

Фильм, кстати, в первую очередь будет сравниваться именно с аниме-версией 1995 года, а не с мангой 1992-го: всё-таки японские комиксы, читаемые справа налево – ещё в достаточной степени экзотика для России, а вот популярность знаменитого японского анимационного жанра никому объяснять не надо. Не избежим такого сравнения и мы. Потерпев ещё на стадии препродакшена поражение с внешним видом главной героини, Сандерс взялся тщательно копировать то, что можно было воплотить в кинотеатре без опасений получить «взрослый» рейтинг. Причём, такая копипаста не всегда выглядела уместной. Дизайн отдельных автомобилей, например, воспроизведен достаточно точно, но в общем и целом они выглядят даже более устаревшими, чем в аниме, отчего фильм приобретает черты ретро-футуризма, которые подчёркивают яркую эклектику восточного мегаполиса, но вызывают определённые вопросы к дизайнерам: почему даже во второй части «Назад в будущее», снятой почти 30 лет назад, машины выглядят футуристичнее?

«Призрак в доспехах» не говорит прямым текстом, что любая информация – накопленная память, сон или даже ложные воспоминания, включённые в разум программистом, – это одновременно и реальность, и фантазия. Но всё же демонстрирует это на примере хакнутого бедолаги, чья жизнь после взлома «призрака» теряет всякий смысл. И короткая сцена допроса отчего-то выглядит более личной и глубокой, чем вся сюжетная линия Майора вплоть до третьего акта, где она раскрывает тайну своего происхождения. Почти все мысли анимационного фильма (пусть и высказанные несколько в лоб) о том, что человеческие гены – это носители системной информации, а человек является индивидуальностью лишь благодаря своей неосознанной памяти, остались за кадром, но благодаря концовке зритель должен додумать их сам. Финал, кстати, вышел не столь неоднозначным, как в мультфильме, и более приближенным к традиционному хэппи-энду, но никакого негатива это не вызывает. Так же, как и фундаментальное изменение в образе разыскиваемого террориста – вместо цифровой личности, осознавшей свою уникальность и собственное существование, перед нами предстала жертва рукотворного эксперимента. Куда более заурядный сюжетный ход, нацеленный на зрителя попроще и работающий на повышение мелодраматизма фильма, ну да таков уж замысел ремейка и его обновлённого сюжета.

Но прекратим ругаться, как будто «Призрак в доспехах» совершенно не за что хвалить. Пейзажи города заставляют вспомнить «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта – и это, если что, очень серьёзный комплимент, а от обилия исполинских рекламных голограмм буквально разбегаются глаза, здорово выделяя мир «Призрака в доспехах» от других киберпанковских или антиутопических пейзажей в современном кинематографе. Экшн здесь не превосходный, но благодаря участию киборгов и роботов, берёт своё стилем. А отдельных добрых слов заслуживают актёры второго плана. Особенно это касается Жюльет Бинош, к которой сразу проникаешься симпатией, сурового Такеши Китано, кажется, способного проглотить и выплюнуть вообще любого противника – как политического, так и вооружённого, а также Йохана Филиппа Асбека, абсолютно крутого, хоть с киберглазами, хоть без них.

Впрочем, не нужно обладать рентгеновским зрением тактических глазных имплантатов, чтобы рассмотреть: «Призрак в доспехах» не стал хитом или даже обязательным фильмом для просмотра этой весной. Это такой ремейк, наподобие «РобоКопа», только там Жозе Падилья, закалённый «Элитными отрядами» не боялся вида крови, а здесь всё пластмассовое. Смотреть, конечно, можно, и даже какое-то удовольствие при просмотре получать, но трудно отделаться от мысли, что старый мультик выглядит более взрослым, чем это кино.

Игорь Талалаев

В кинотеатрах с 30 марта
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 254 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio