РАВНЫЕ (EQUALS)
2015, США, 101 мин.
Жанр: фантастика, мелодрама
Режиссер: Дрейк Доримус
В ролях: Николас Холт, Кристен Стюарт, Гай Пирс, Джеки Уивер, Тоби Хаас, Кейт Лин Шейл, Бел Паули
Пусть вас не смущает фантастический антураж – в своей последней режиссерской работе Дрейк Доримус, по сути, делает всё ровно то же самое, что и в предыдущих картинах, благодаря которым обрёл известность. Получив Гран-при Сандэнс за мелодраму «Как сумасшедший» с Антоном Ельчиным и Фелисити Джонс, режиссёр переключился с простых отношений молодых на более щекотливую тему, продемонстрировав в «Полной грудью» роман взрослого женатого мужчины с ровесницей его дочери. И вот настал черёд нового фильма, который, в отличие от вышеперечисленных работ, помимо романтической составляющей может похвастаться ещё и любопытным футуристичным концептом.
В мире будущего люди лишены явных эмоций, они более напоминают роботов, занимающихся изо дня в день своей рутиной по стандартному расписанию. Нет конфронтации и соперничества, но при этом нет и эмоциональной привязанности – межличностные взаимодействия под запретом: в ходу назойливая информационная пропаганда об их вреде. Большинство людей носят одинаковую белую одежду, живут в одинаковых белых ячейках, и по вечерам собирают одинаковые многоуровневые головоломки, но, разумеется, есть и работники, поддерживающие правопорядок в костюмах потемнее. Впрочем, никакого пристального надзора за гражданами не ведётся – в нём просто нет необходимости: большинство людей по собственной же воле исправно следуют протоколам. Сайлас (Николас Холт) как раз типичный представитель винтика системы, который выполняет свою работу и не слишком вдаётся в тонкости мироустройства. Собственно, последнее здесь обрисовано лишь в общих чертах: многие факты преподносятся как данность, без какого-то существенного обоснования – поэтому для комфортного восприятия лучше просто принять эти условности как есть. Не стоит забывать, что для режиссёра здесь в приоритете химия главной экранной пары, а не какой-то политический подтекст (его здесь попросту нет – это совсем другое кино). И как раз таки в плане оной здесь всё по высшему разряду, но об этом чуть позже.
Пока же стоит отметить, что вдохновляться многообещающей завязкой и ждать оригинальных сюжетных ходов или неожиданного финала здесь не имеет смысла. Вначале фильм цепляет именно своей лощеной картинкой, но впоследствии создатели практически никак не задействуют фантастический антураж, выставляя на передний план абсолютно простую историю пробуждения первого чувства между двумя людьми. И если взглянуть на вещи с перспективы главных героев, то это покажется отнюдь не таким банальным процессом. Доримус и раньше снимал фильмы об отношениях, но там действие происходило в современном мире, и на эти отношения влияло множество факторов, включая окружающих людей. В «Как сумасшедший» любовь была показана через призму личностных жизненных амбиций и социальных сложностей, в «Полной грудью» – сквозь фильтр общественной морали, ответственности и самоконтроля. В «Равных» же удалось вычленить все инородные элементы и поместить героев в настоящий вакуум, что позволяет наблюдать за появлением чистой страсти между ними под совершенно иным углом, поскольку, в отличии от традиционных романтических историй, зарождается это притяжение абсолютно на пустом месте. И экранный дуэт Холта и Стюарт является здесь настоящим эмоциональным центром, постепенно вливающим всё новые краски в монотонное и стерильное повествование и усиливая эмоциональный накал по мере приближения к кульминации.
Картину многие ошибочно называют антиутопией, хотя ни политический подтекст, ни фантастические декорации для режиссёра здесь абсолютно не интересны: он вновь пристально исследует все стадии возникновения взаимного притяжения между двумя людьми. Поэтому «Равные», несмотря на очевидные намёки, всё же оказываются лишены какого-то явного подтекста и провокационных тем – сравнения с «Гаттакой» или «Эквилибриумом» здесь будут не уместны. Фильм стоит рассматривать исключительно как красивую эффектно поданную мелодраму, в которой стильный футуристический концепт является лишь приятным элементом декора – и в этом качестве лента проявляет себя более чем достойно.
Василий Марин
В кинотеатрах с 14 июля