ВНЕ/СЕБЯ (SELF/LESS)
2015, США, 117 мин.
Жанр: фантастика, триллер, детектив
Режиссер: Тарсем Сингх
В ролях: Райан Рейнольдс, Бен Кингсли, Натали Мартинес, Мэттью Гуд, Виктор Гарбер
Стареющему строительному магнату, настоящей акуле бизнеса Дэмиену ставят страшный диагноз. Единственный доступный выход (кроме смерти, само собой) появляется внезапно – таинственный доброжелатель подкидывает странную визитную карточку не менее странной организации. Та действует подпольно и специализируется преимущественно на «шейдинге», проще говоря, занимается переселением душ. Немного посомневавшись и проведя пять минут за чтением статьи на Википедии о профессоре генетики, изобретшем процедуру, бизнесмен соглашается. Его чрезвычайно быстро заверяют в том, что новое тело было специально выращено в лаборатории, и вообще, все легально и безопасно, разве что дорого. Приведя в порядок рабочие и финансовые дела, и (как обычно) не успев разрешить застарелый конфликт со взрослой дочерью, Дэмиен отправляется навстречу новой жизни, точнее, для начала – смерти.
Ожидания «Вне себя» с самого начала подогревались за счет двух факторов. Первой причиной была потенциально грандиозная идея (одна из тех, что имеют неприятную особенность не оправдывать себя). Второй – Тарсем Сингх, который, будучи у руля проекта, служит живым гарантом того, что в итоге всё получится. Как известно, почти все проекты Сингха могут похвастаться изобретательностью и своеобразной экзотичностью постановки. Заслуживает внимания его умение работать с цветом и фактурой, создавать сюрреалистичные и красочные картины, в которых главная составляющая любого фильма – сюжет – почти всегда существует как бы на втором плане. Во главу угла ставятся цвет и звук, которые доводятся до совершенно исступленной и психоделичной безупречности. Отдельные эпизоды из его предыдущих картин – «Клетки», «Запределья», в конце концов «Войны богов» – представляют собой неоспоримое множество примеров умелого и явно талантливого сочетания потока сознания, иллюзий, аллюзий и чистейшего эстетического удовольствия.
Однако в этот раз зрителя подстерегает разочарование, которое шлейфом тянется из-за океана – вслед за разгромной критикой «Вне себя». Именно из-за столь исключительной фильмографии Сингха существовала вера в проект. Из-за нее же теперь остается лишь искренне удивляться и недоумевать, потому что беда пришла откуда не ждали: во всей ленте не находится практически ни одного намека на обычно присущую индийцу неординарность.
Ожидая увидеть привычное уже пиршество для глаз, зрителю приходится довольствоваться жалкими объедками. Калейдоскоп богатой роскошной жизни быстро сменяется дрожащим миксом из собственных и чужих воспоминаний Дэмиена (вы же не поверили в эту чепуху про искусственно созданные тела?), а далее все это переходит в набор вполне безликих сцен, которые можно найти в каждом втором боевике. Картина практически лишена ярких цветов (впрочем, так же, как и неожиданных сюжетных твистов), музыка не запоминается, и зрителю не остается ничего, кроме как пристального следить за сюжетом, который, в свою очередь, следует предсказуемому и изрядно затянутому курсу.
Основная идея, в том или ином виде уже успевшая примелькаться во многих произведениях искусства, здесь совершенно не реализована, что вызывает досаду. Потенциал, который возможно было использовать в целой палитре разнообразных жанров и рассмотреть с различных позиций – начиная с контекста научно-технического прогресса и заканчивая морально-этическими дилеммами, тянет на дно совершенно стандартная, если не сказать вторичная постановка. Проблема, все еще способная вызывать интерес, не получает должного решения и, более того, лишает картину развития любых возможных перспектив.
Дело скорее всего, конечно же, именно в завышенных ожиданиях. В целом, «Вне себя» можно отметить за парочку забавных гэгов и довольно затейливых, на фоне творящегося побочного ужаса, приемов. Хорош тут и актерский состав. Сэр Бен Кингсли, хоть и появляется в кадре крайне ненадолго, несомненно является одним из главных достоинств картины, Райан Рейнольдс эффектен и выразителен (да и вообще приятен глазу), Мэттью Гуд изящен и жесток. Натали Мартинес и Джейни-Линн Кинчен… ну, терпимы. К минусам относится вся сюжетная линия. Экшн-сцены в большинстве своем скудны, интрига с самого начала предсказуема, а внутренний конфликт героя, вызывающий его не только физическое, но и духовное перерождение, выглядит неправдоподобно (возможно, тут имеет место своеобразная шоковая терапия, кто знает). Лента неповоротлива в сценах, где подразумеваются трогательность и любое проявление сентиментальности, да и в целом ситуация скорее удручает. Вместо того, чтобы динамично и целенаправленно рассказывать интересную историю, фильм топчется на месте, неразумно расходуя драгоценное время, и не разбавляя затянутое повествование чем-то действительно ярким или стоящим внимания. Остается лишь констатировать грустный, но очевидный факт: «Вне себя» действительно пополняет ряд ничем не запоминающихся боевиков, уничтожив неприметным и пресным исполнением практически все плюсы первоначальной задумки.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 30 июля