Эдгар Райт – британец до мозга костей, кинорежиссер, сценарист, актер и продюсер по совместительству. Известен в первую очередь своей трилогией «Кровь и мороженое», экранизацией комикса про жизнь и любовь Скотта Пилигрима, а также уникальным стилем постановки своих картин и чувством юмора.
СОВРЕМЕННОЕ ЛИЦО БРИТАНСКОГО ЮМОРА
Искусно перетаскивая актеров и персонажей из одного фильма в другой и создавая многочисленные переплетающиеся аллюзии как на собственные проекты, так и замахиваясь на мировую (тут, пожалуй, стоит вставить слово «поп-») культуру, Райт с невозмутимым видом и не изменяющим ему чувством вкуса устраивает настоящий эстетический пир для истинных гиков, да и вообще людей, любящих красивые вещи с интеллектуальным подтекстом. Начинавшееся с издевательского подражания, обыгрывания штампов и создания пародий на популярные и всем известные жанры, райтовское видение мира и манера съемки затем переросли в нечто большее, оформились в самостоятельный стиль, ставший его визитной карточкой. Эдгар Райт создает поистине богатые в своем визуальном и содержательном плане произведения, оттачивая форму и сюжеты своих проектов, доводя их до фактического совершенства. Со свойственным британцам юмором и невозмутимостью он зачастую дает зрителю в руки билет в театр чистейшего абсурда, безмерно наслаждаясь процессом создания каждой своей работы. И кажется, что это именно тот необходимый для творческого (да и коммерческого) успеха аспект, позволяющий почти всем его фильмам впоследствии стать культовыми, несмотря на малые бюджеты и массовку, зачастую набранную прямо на улицах.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Эдгар Райт родился 19 апреля 1974 года в городе Пул, графства Дорсет, но рос преимущественно в Уэльсе (графство Сомерсет), т.к. его семья переехала туда, когда он ещё был ребёнком. Кинематографом Райт начал увлекаться тогда же в детстве, а пик увлечения пришелся на конец 80-х - начало 90-х годов. Он перманентно снимал свои короткометражки еще со времен школы, выставлял их на любительские конкурсы, побеждал и на деньги от выигрышей снова снимал короткометражки. Далее все происходило ровно по той же схеме. Эти фильмы были по большей части комедийной стилизацией популярных жанров и фильмов, в частности, его пародийный спагетти-вестерн «Пригоршня пальцев» (1995), снятый всего за 15 тысяч фунтов, получил свой золотой билет – его пустили на кабельное телевидение.
Вскоре Райта заметили и пригласили в качестве режиссера нескольких телевизионных сериалов. Знакомство с Саймоном Пеггом в 1996 году на съемках сериала «Психиатрическая больница» изменило его жизнь. В 1999 году выходит сериал «Долбанутые», который впервые объединил троицу Райт-Пегг-Фрост. «Долбанутых» Райт сделал необычным для жанра ситуационной комедии сериалом, используя драматические ракурсы и движения, а также визуальный язык научной фантастики и фильмов ужасов. В то же время он нашпиговал проект множеством аллюзий, начиная с «Пролетая над гнездом кукушки» и «Матрицы» и заканчивая «Скуби-Ду». В принципе, Райт даже не пытался этого скрывать – напротив, он добавил в проект вымышленное устройство 'Homage-O-Meter', показывающее количество отсылок на чужое творчество в конкретном эпизоде.
Сам режиссер так отозвался о сериале на одном из показов:
«Это показывают чокнутые для чокнутых».
Успех «Долбанутых» позволил Райту и Пеггу в 2004 году выпустить на большие экраны «романтическую комедию с зомби», ссылающуюся на классику ужасов Джорджа Ромеро и Сэма Рэйми. «Зомби по имени Шон» совершенно заслуженно получил 2 награды за лучший сценарий, а сам Ромеро был так впечатлен фильмом, что позвал Райта и Пегга сняться в его новом фильме «Земля мертвых». После «Шона», Райт и Пегг задумали развить свой успех до трилогии британских комедий, которая впоследствии будет названа трилогией Корнетто – каждый фильм связан с определенным вкусом мороженого (отчасти такое название было выбрано также потому, что в Британии популярна шутка про эффективность Корнетто в качестве лекарства от похмелья). Второй частью трилогии стал остросюжетный комедийный боевик «Типа крутые легавые» (2007). Сюжет картины вращается вокруг героя Пегга, Николаса Эйнджела – полицейского, переведённого из Лондона в сельский Сэндфорд, который сотрясает серия ужасных происшествий. В том же 2007 году Эдгар Райт снял трейлер на несуществующий фильм для проекта Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус». Трейлер был назван «Don’t» и был бессюжетным, но высмеивал штампы фильмов ужасов (давно привычная стезя Райта).
Эдгару предлагали стать режиссёром фильма «Миссия невыполнима 4», но позже на этот пост был выбран Брэд Бёрд. В 2010 году вышел новый фильм Райта «Скотт Пилигрим против всех», основанный на первом томе одноименных комиксов, с Майклом Сера в главной роли. С лета 2006 года, Райт работал над фильмом о супергерое Marvel Comics «Человек-муравей» как режиссер и сценарист. В 2012 году им были предприняты недельные съемки по первым наброскам сценария, помогающие установить стратегическую концепцию фильма. В 2011 году Райт принял участие в создании фильма «Приключения Тинтина: Тайна единорога», написав, наряду со Стивеном Моффатом и Джо Корнишем сценарий, базировавшийся на бельгийских комиксах. Фильм был поставлен Стивеном Спилбергом. В период 2010-2011 года Эдгар являлся продюсером двух английских комедий, также связанных с жанром пародии и включающих в себя элементы черного юмора – трагической «Раз! Два! Три! Умри!» и фантастической «Чужие на районе». В 2013 году вышла финальная часть трилогии «Кровь и мороженое» – «Армагеддец». У Райта, который больше не занимается «Человеком-Муравьем», в дальнейшем не намечено никаких фильмов, но искренне надеемся, что он не оставит зрителей надолго без своих проектов.
Довольно известная и часто приводимая в интервью цитата Райта:
«Каждый мой последующий фильм стоил дороже, чем предыдущий, но при этом я никогда не чувствовал выгоду большого бюджета, потому что идеи всегда превышают бюджет».
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
У Эдгара есть брат Оскар, который работает художником-оформителем комиксов, а также вносит концептуализм в фильмы брата. Например, именно он сделал анимацию в блокноте Дэнни Баттермана из «Типа крутых легавых», где было красочно изображено, как «бобби» (английский полицейский) убивает грабителя из пистолета.
Райт снял два музыкальных клипа для своей бывшей девушки Шарлотты Хатерли: «Summer» и «Bastardo». Он также сделал рекламные ролики для групп The Eighties Matchbox B-Line Disaster, Mint Royale и The Bluetones. Многие из этих видеороликов доступны в архиве его официального вебсайта.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГЛАВНЫХ ФИЛЬМАХ:
Трилогия: Действие разворачивается в старой доброй Англии, попутно заводя героев в местные пабы (поистине неотъемлемая часть колорита) и подбрасывая им разнообразные препятствия в виде зомби, пришельцев и прочих неприятных сюрпризов. Все три картины собирают почти весь цвет современного британского кинематографа: помимо парочки Пегг-Фрост в сюжете появляются герои Билла Найи и Мартина Фримана, а в каждой из частей есть свои приятные глазу и сердцу камео – например, Дилан Моран и Пирс Броснан, а еще туда перекочевала добрая половина каста «Долбанутых». Кстати, помимо миллиарда симпатичных отсылок на чужое творчество и милых сердцу деталей в каждом из трех фильмов есть сцена, в которой главные персонажи пытаются перепрыгнуть через забор (и почему это каждый раз смешно?! – прим ред.), а также сцена, в которой покупают мороженое Cornetto для героя Ника Фроста. У трилогии два официальных названия (насколько вообще могут быть официальными названия у неофициальной трилогии): Blood and Ice Cream Trilogy (Кровь и мороженое) и Three Flavours Cornetto Trilogy (Три вкуса Корнетто), но нам, естественно, больше нравится первое.
ЗОМБИ ПО ИМЕНИ ШОН (2004)
«Романтическая комедия с зомби».
Цвет: красный, символизирует кровь и зомби; вкус – земляника.
Жанровая направленность: Картина, в которой жанр комедии тесно переплетается с жанром ужасов. Первый фильм трилогии обладает узким пародийным кругозором, пересекаясь по большей части с творениями Джорджа Ромеро. Само название Shaun of the Dead — прямой намёк на его фильм Рассвет мертвецов (в оригинале Dawn of the Dead). Так же, как и в фильмах Ромеро, не называется причина появления зомби.
Факты:
Зомби играли в основном фанаты снятого Райтом сериала «Долбанутые». Каждому актеру массовки в день причиталась зарплата в один фунт.
Все новости, показываемые по телевизору, читали реальные телеведущие, изображая самих себя.
Из камео особенно стоит отметить Дилана Морана и почти весь актерский состав «Долбанутых».
ТИПА КРУТЫЕ ЛЕГАВЫЕ (2007)
«Деревенский комедийный экшн».
Цвет: классический синий, символизирует полицию; вкус – ваниль.
Жанровая направленность: Эдгар Райт и Саймон Пэгг решили снять британскую пародию на полицейский фильм наподобие американских фильмов 1970-х и 1980-х годов. Они считали, что в Британии снято очень мало фильмов про полицейских – в основном выходили детективные фильмы, повествующие о расследовании и дедуктивном методе, а полицейских боевиков с элементами насилия почти не было.
Факты:
Во время подготовки к съемкам фильма Райт и Пегг посмотрели 138 полицейских фильмов, а также беседовали с настоящими полицейскими, взяв около 50 интервью. Ник Фрост, в свою очередь, решил ограничиться только «Плохими парнями 2».
Работа над сценарием заняла восемнадцать месяцев.
Словосочетание «Hot Fuzz» опирается на фильмы 1980-х и 1990-х годов, название которых состоит из двух слов (например, «Lethal Weapon» – «Смертельное оружие», «Point Break» – «На гребне волны» и др.).
После того как несколько предложенных для натурных съемок городов были отвергнуты, было принято решение снимать кинофильм в Уэльсе в Сомерсете, 10-тысячном городке, где родился и вырос Эдгар Райт.
Как и в остальных фильмах трилогии, в «Легавых» присутствуют довольно любопытные камео: Питер Джексон сыграл эпизодическую роль Санта Клауса, который в начале фильма протыкает руку Эйнджела, а судей, оценивавших Сэндфорд, сыграли матери Эдгара Райта и Саймона Пегга.
АРМАГЕДДЕЦ (2013)
«Социально-фантастическая комедия».
Цвет: зеленый, символизирует научную фантастику и внеземные элементы; вкус – мята.
Жанровая направленность: Картина в основном включает в себя пародийные элементы на фильмы о внеземных цивилизациях и пришельцах. Кстати говоря, и Райт, и Пегг с Фростом успели вплотную поработать с инопланетной темой – Райт косвенно, продюсируя фантастическую комедию Джо Корниша «Чужие на районе» (2011), а последние в том же 2011 году также выпустили комедию «Пол. Секретный материальчик».
Факты:
Фамилии главных героев имеют «королевское» или «придворное» происхождение: Гари Кинг (king – «король»), Энди Найтли (knightly – «рыцарский»), Питер Пейдж (page – «паж»), Стивен Принц и Оливер Чемберлен (ну тут все понятно).
Каждое из названий двенадцати баров является спойлером и намекает на событие, которое там произойдет. Таким образом, пролог к фильму – это краткое содержание всей ленты.
Постер «Армагеддца» копирует постер «Конца света» (1977), основной идеей которого являлось создание пришельцами двойников с целью завоевания мира.
В городе Летчуэрт, где снимался фильм, на самом деле аномально малое количество питейных заведений для британского города с население в 30 с хвостиком тысяч человек, и в этом контексте местный «алко-марафон» выглядит особенно иронично.
Если сборы «Шона» превысили первоначальный бюджет в пять раз, «Типа крутые легавые» почти в семь, то двадцатимиллионный бюджет «Армагеддца» окупился «всего лишь» дважды и получил от зрителей оценки в целом чуть пониже (но не от «25-го кадра», Эдгар, мы с тобой!).
СКОТТ ПИЛИГРИМ ПРОТИВ ВСЕХ (2010)
Жанровая направленность: Гико-нердовская романтик-стори с кучей отсылок, которые могут порадовать как «человека разбирающегося», так и рядового зрителя. Фильм в буквальном смысле переносит комикс в жизнь, сопровождая процесс этого бурного действа ноткой ностальгии по играм Sega и Nintendo, изумительными (а иногда и вполне неожиданными) актерскими работами и практическими безупречными визуальной и музыкальной составляющими.
Факты:
Некоторые актёры, которые играли в фильме противников Скотта, снимались в других фильмах по комиксам про супергероев. Так, например, актёр Крис Эванс сыграл Капитана Америку (дилогия «Первый мститель», «Мстители») и Человека-факела (дилогия «Фантастическая четвёрка»), а Брендон Рут – Кларка Кента («Возвращение Супермена»).
Существует видеоигра, основанная на фильме и серии комиксов, она вышла 10 августа 2010 года на сервисе PlayStation Network, а 25 августа – на Xbox Live Arcade. Круг замкнулся: комикс ссылался на видеоигры, а его экранизация в свою очередь породила новые игры.
Прототипом Скотта Пилигрима стал сам автор комиксов Брайан Ли О’Мэлли, проведший юность в Торонто: «Скотт – воплощение моей юношеской мечты. Он беззаботен, его любят девушки, он дерется как супергерой. В его возрасте я тоже играл в группе, у меня появились новые друзья, и мне хотелось их чем-то удивить».
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Совсем недавно по всему интернету пронеслась волна слухов, а следом разочарованного негодования – пресс-релиз студии Marvel сообщал о том, что Эдгар Райт покинул пост режиссера «Человека-муравья» из-за творческих разногласий. За последующие несколько дней ясны стали три вещи: релиз по-прежнему остается запланированным на 17 июля 2015 года, актерский состав (Пол Радд, Майкл Дуглас, Эванджелин Лилли, Кори Столл, Майкл Пенья и Патрик Уилсон) также остается прежним, а имя нового постановщика студия собирается огласить в самое ближайшее время. Одновременно с этим появилось множество догадок и слухов о причине ухода Райта (шутка ли, отдать восемь лет жизни работе над проектом).
Основных версий ухода Райта пока две:
1. Студия осталась недовольна сценарием Райта, недостаточной привязкой фильма к киновселенной и финальными характерами персонажей.
2. Перфекционизм режиссера и тут дал о себе знать, и Райт оказался просто физически не способным контролировать проект такого масштаба.
В любом случае, известно лишь то, что сценарий переписали два малоизвестных сценариста, и студия с Райтом расстались вроде бы полюбовно. Что не мешает, однако, гикам рвать и метать, киносообществу отходить от шока, а самой студии, похоже, начинать разрываться изнутри, Джосс Уидон, например, уже публично поддержал своего коллегу. Что ж, в который раз подтвердилась истина о том, что в жизни все переменчиво и непостоянно, и тем сильнее, наверное, стоит ценить то, чем мы еще можем насладиться. Ничего не остается как вздохнуть поглубже и ждать того, что случится 17 июля.
Анна Ентякова