GENERATION П
2011, Россия, 120 мин.
Жанр: галлюциногенная философия
Режиссер: Виктор Гинзбург
В ролях: Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Андрей Фомин, Владимир Меньшов
Когда-то это поколение, спокойно жившее под красным пионерским знаменем и убаюканное песней о прекрасной жизни в Великом и Могучем Союзе, решило испробовать заокенаский продукт «Пепси». И, мирно потягивая сей священный эликсир, лежа по палящим солнцем на пляжах пионерских лагерей, вряд ли кто-то задумывался о том, что же придет вслед за пенящимся сладким напитком. А пришла, а точнее хлынула в неисчерпаемом объеме, реклама. Вавилен Татарский, главный герой, выпускник литинститута волею судьбы или самой богини Иштар попадает в этот бурлящий, беспокойный мир рекламы и от простых лозунгов доходит до верхов рекламного Олимпа.
Когда в середине девяностых вышла книга Виктора Пелевина «Generation П / Поколение P», ее сразу же окрестили культовой историей с необычной философией. И так как квинтэссенция психоделической гениальности достигала своего апогея через внутренние монологи главного героя, то на возможности экранизировать роман сразу же поставили крест. Но американец с русскими корнями Виктор Гинзбург, около 40 лет работавший в Америке в качестве клипмейкера и режиссера рекламных роликов, основываясь на полученном опыте решил, что даже такое не поддающееся малейшей корректировке произведение можно переосмыслить для воплощения на экране.
Но при всем уважении к съемочной группе, которая терпеливо ждала нового денежного прихода и поэтапно снимала фильм, нужно отметить важную упущенную ими деталь. Гинзбург сделал фильм, который не является цельным произведением. Режиссер укладывает столько информации на одну секунду экранного времени, что воспринять выливающийся ушат психоделической философии в полном объеме практически невозможно. Виктор Гинзбург теряет ту самую золотую середину и скомканно показывает самые лучшие моменты книги. Например, одно укорачивание гениальной речи Че Гевары до 30 секунд кажется асбурдным и очень неуместным. А все потому, что Пелевин – не тот писатель, которого можно спокойно ужимать и переделывать. Выкинь одно слово – фраза потеряет смысл, переделай предложение – тонкая нить, связывающая все образы и события в романе, моментально порвется.
Роль главного героя Вавилена исполянет Владимир Епифанцев. Для него «Generation П» может стать отправной точкой в категорию фильмов класса А. Он идеально вписался в образ обычного криэйтора. Да и вообще актерский состав подобран как нельзя лучше. Даже удивительно, как одни из самых востребованных актеров России дожидались новых этапов съемок, а не плюнули на эту нудную работу. Каждый из героев отражает какое-либо сословие из Поколения Пи. Ханин, Азадовский (Гордон, Ефремов) персонифицируют образы людей, удачно вставших у руля больших компаний. Вовчик (Тактаров) олицетворяет одного из громил, кое-как вырвавшихся в люди за счет грубой силы. А Гиреев (Шнуров) просто символ свободы и независимости, к которому стермится Вавилен.
Так же в пользу фильма пошел американский опыт Гинзбурга. Вся параноидальная философия нарочито ярко подчеркивается клиповой манерой съемки и красочными спецэффектами.
В целом фильм старается быть некой самостоятельной притчей о потерянном поколении. Но все же отчетливо видна тень, которую отбрасывает книга на творение Гинзбурга. Хотя теперь вряд ли кому-нибудь придет в голову сказать, что авторское кино в России идет на верную смерть вслед за мейнстримом.
Владимир Борисов