Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Биография: 75 лет «баловню судьбы» Клоду Лелушу
Автор: Павел ОрловДата: 30.10.2012 06:36
Разместил: Павел Орлов
Комментарии: (0)
30 октября 2012 года исполняется 75 лет прославленному французскому режиссёру Клоду Лелушу. Зритель любит его творчество за изящество формы и ясность содержания. Критики называют его «великим поэтом экрана» и «гениальным лириком».


75 ЛЕТ «БАЛОВНЮ СУДЬБЫ» КЛОДУ ЛЕЛУШУ

Сам мэтр, неутомимо продолжающий выдавать через год по фильму, говорит о себе как о «баловне судьбы», считает, что совершенно счастлив и, как и прежде, признаётся в любви к жизни, к женщинам и к кино.

Можно сказать, что с кинокамерой Лелуш не расставался на протяжении всей сознательной жизни. Уже в тринадцать лет он получил награду Каннского фестиваля за лучший любительский фильм. В девятнадцать побывал в СССР, где украдкой заснял мирно лежащих в мавзолее вождей, а также поучаствовал в съёмках «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957), после чего окончательно решил посвятить себя кинорежиссуре. Кстати, по словам Лелуша, во многом благодаря его усилиям и рекомендациям советская картина попала в конкурс Канн и завоевала «Золотую пальмовую ветвь». Набравшись опыта на репортажах и рекламных роликах, Лелуш обратился к художественному кино. Произошло это как раз в период расцвета французской «новой волны». Переняв у модного течения лишь отдельные стилистические новшества, Лелуш пошёл своим путём, путём совмещения высокого искусства и лёгкого развлечения, ненавязчивого эксперимента и выверенной коммерции. Злые языки назовут эту хитрую формулу «афёрой Лелуша», поскольку увидят в ней практичный расчёт, но не заметят творческого импульса. Режиссёра это не заденет и не изменит: с энтузиазмом фанатика он будет делать по одной-двум картинам в год на протяжении сорока лет.

Мировой успех пришёл к Лелушу во второй половине 60-х, в эпоху повсеместной социальной и политической напряжённости. Конфликтующим, недовольным, жаждущим перемен людям он предложил то, чего всем так не хватало – любовь. Лирической мелодрамой «Мужчина и женщина» (1966) режиссёр завоевал всеобщее признание, собрал целый урожай наград, в том числе два «Оскара», «Золотую пальмовую ветвь» Канн и «Золотой глобус», и навсегда вписал своё имя в историю кинематографа. Пронзительная игра Жан-Луи Трентиньяна и Анук Эмме, трогательный мотив Франсиса Лэя, переплетение поэзии и документализма, новаторские по тем временам клиповые эпизоды, сделали ленту эталоном жанра.

Большинству зрителей Лелуш и сегодня известен лишь по «Мужчине и женщине». Самого режиссёра, по всей видимости, это нисколько не смущает. Прекрасно понимая, что триумф, сопровождавший эту картину, можно испытать лишь раз в жизни, Лелуш то и дело обращается к своему культовому творению. То рискнёт снять сиквел – «Мужчина и женщина 20 лет спустя» (1986), то не устоит перед соблазном обыграть столь привлекательное название – «Мужчина и женщина: способ применения» (1996). Порой с лёгкой грустью, но чаще с игривой иронией он заимствует из своего магнум-опуса целые эпизоды, напрямую и в форме цитат, образы, приёмы, структуру и, конечно же, лейтмотив-шлягер.

Всего же Лелуш снял около пятидесяти фильмов. Он проявил себя в комедии и мюзикле, в детективе и триллере, в вестерне и фантастике, в приключенческом фильме и в исторической эпопее, наконец, делал коктейли из всех возможных жанров. Но что бы Лелуш ни снимал, неизменным всегда остаётся его мастерство, а также центральная тема – отношения мужчины и женщины, высшим проявлением которых является любовь. К слову, мужчины и женщины у Лелуша всегда как на подбор: за Трентиньяном и Эмме последовали Ив Монтан и Анни Жирардо, Лино Вентура и Франсуаза Фабиан, Жан-Поль Бельмондо и Катрин Денёв, Даниэль Ольбрыхский и Джеральдина Чаплин, Джереми Айронс и Патрисия Каас, Доминик Пинон и Одри Дана и многие-многие другие известные фигуры.

Девиз жизни Клода Лелуша, вероятно, может звучать так: «Захотел что-то сделать – так сделай!» По его мнению, в действии лежит «основа любого творчества» и «ответ на любые вопросы». Потому Лелуш и старается сделать в жизни как можно больше: создаёт фильм за фильмом, при этом работает и как режиссёр, и как сценарист, и как продюсер, а порой и как оператор и монтажёр. В личной жизни он отличается чрезмерной активностью и непредсказуемостью: «влюблённый в женщин», он когда-то имел несчетное количество романов, в первую очередь с актрисами своих лент, и четырежды был женат. Женщины и кино, по словам Лелуша, две его главных и единственных страсти, потому и фильмов, и романов у него было много. Кино он делает «для женщин» и интересуется женщинами, чтобы потом сделать кино. Есть, вероятно, в таком замкнутом цикле какой-то секрет успеха и долголетия.


ДРУГИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, ИЛИ ЕЩЁ ПЯТЬ ФИЛЬМОВ КЛОДА ЛЕЛУША, КОТОРЫЕ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ:

01. «Жить, чтобы жить» (1967)


«Анни Жирардо – одна из великих актрис мира. Фильм “Жить, чтобы жить” – история наших отношений. То, что испытывали мы тогда, было прекрасно. И только благодаря ей я менял сценарий, оставив его, наконец, таким, каким увидели его вы. Я не мог бы снять фильм с плохим финалом, поэтому меня и называют режиссером надежды»
- Клод Лелуш


02. «С Новым годом!» (1973)


«Лино Вентура как раз и представляет собой самый великолепный образчик “мачо”, какой только может существовать на земле… Но в то же время он “мачо” в лучшем значении этого слова. Иначе говоря – мужчина, который в семье берет на себя всю ответственность и который поклоняется всем женщинам… почти как богиням. Который считает их воплощением чистоты и ставит их на пьедестал – может быть, и более высокий, чем они заслуживают… Такой мужчина, как Лино Вентура, может простить изменившую ему женщину»
- Клод Лелуш


03. «Баловень судьбы» (1988)


«Герой Бельмондо в “Баловне судьбы”, Сэм Лион, вырос в цирке и на всю жизнь сохранил горячую любовь к миру циркачей… Я придумываю ему внешний облик – борода, рыжая кожаная куртка, шляпа с широкими полями, - который, как мне кажется, хорошо передает нонконформистский характер этого бизнесмена-авантюриста… Бельмондо ослепителен… Ему был и в самом деле присужден “Сезар” за лучшую роль... От которого он, как и следовало ожидать, отказался»
- Клод Лелуш


04. «Отверженные» (1995)


«Я сохранил любовь Виктора Гюго к Его Величеству Случаю и случайному стечению обстоятельств, но я хотел передать не столько букву, сколько дух его произведения… но только… в 1930—1940-х годах. Я … изображаю войну, оккупацию и депортацию со всеми их ужасами. Эта эпоха не отпускает меня, возникая в моих фильмах снова и снова. Разумеется, потому, что я пережил ее ребенком. Но еще и потому, что это ужасающее испытание подобно всем тем, которые пережило человечество прежде, со всей мощью проявило в людях способность и к подлости и к благородству, совершать низости и великие подвиги. Война — это потрясающее средоточие всех человеческих страстей… Не удивительно, что его используют столько книг и фильмов»
- Клод Лелуш


05. «Женщина и мужчины» («Что приносит любовь») (2010)


«Картина “Женщина и мужчины” – это путешествие в страну любви. Почему я вообще снимаю фильмы? Просто потому, что у меня в жизни есть две страсти - любовь к женщинам и любовь к кино. Именно женщины, с которыми мне довелось разделить жизненный путь, сделали меня тем, кто я есть сейчас, именно они дали мне силы работать»
- Клод Лелуш


Павел Орлов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 303 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio