Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Animaniacs / БФМ-2011: кубинский джаз и абсурд Хармса
Автор: Константин БольшаковДата: 06.11.2011 10:39
Разместил: Константин Большаков
Комментарии: (0)
И в окнах слышен крик веселый
И топот ног, и звон бутылок.

Д.Хармс «Постоянство веселья и грязи»

Стартовавший в Москве 28 октября в международный день анимации «Большой фестиваль мультфильмов» относится к тому типу мероприятий, про которые говорят «пропустишь-пожалеешь». И поверьте, в этом выражении нет ни грамма преувеличения. Размах праздника по-настоящему впечатляет: 12 кинозалов, галерей и выставочных залов, 69 анимационных программ, свыше 450 фильмов из всех мыслимых уголков мира. Мастер-классы и лекции для всех возрастов от признанных мэтров анимационного искусства. Громкие премьеры и редкие неизвестные работы, классическая графика и бесконечные эксперименты с картинкой. У вас возникла целая вереница уважительных причин для того, чтобы обходить 11 дней данное мероприятие стороной (от банального «я не знал» до обвинительного «не мое»)? Тогда, специально для вас, мы расскажем о трех событиях, которые нужно было обязательно посетить.

Безусловно, одним из главных украшений БФМ-2011 являлись заявленные премьеры полнометражных анимационных картин. Так уж получилось, что полные метры, не относящиеся к семейству «шрекообразных», доходят до наших кинотеатров с большим запозданием и без должного внимания со стороны прессы и прокатчиков. Вот скажите, вы помните рекламный трейлер «Тайны Келсс»? Вам попадались пластиковые фигурки персонажей «Идиотов и Ангелов»? Или, может быть, вам довелось посмотреть «Иллюзиониста» на большом экране мультиплекса? Подозреваю, что ответ будет содержать исключительно три буквы. Большой фестиваль мультфильмов предоставил нам уникальную возможность прикоснуться к анимационным шедеврам, о существовании которых мы почти наверняка не догадывались. Загибаем пальцы. Силуэтная 3D графика в "Сказках на ночь" знаменитого Мишеля Осело, с непременными драконами, принцессами и рыцарями. «Автомобильные сказки» с ярлычком «сделано в Чехии». И, разумеется, две по-настоящему большие премьеры - «Жизнь кота» Алэна Ганьоля и «Чико и Рита» Фернандо Труеба. Этим двум картинам хотелось бы уделить чуть-чуть больше слов.

Анимационная лента «Жизнь кота» (Cat in Paris /Une Vie de Chat), принадлежащая кисти Алена Ганьоля и Жан-Лупа Феличоли (личностей известных в фестивальных кругах), рисует перед нами мир парижских ночных крыш. Здесь живет и промышляет вместе со своим хозяином вором Нико кот по имени Дино. Но это ночью. Днем Дино беззаботно проводит время с молчаливой девочкой Зое. Ее мама работает комиссаром полиции. Я думаю, вы уже догадались, кого она пытается поймать. Однако история усложняется с появлением еще одного персонажа - Виктора Коста, местного мафиози, на пути которого стоят и мать Зое и Нико. Стилистически работа повторяет более ранние произведения режиссеров «Маленькие трагедии», «Эгоист», «Коридор». Есть здесь и мрачные нотки и абсурдистская поэзия, и нарочито примитивная прорисовка персонажей, отсылающая к работам Модильяни. Однако в целом вышло хорошее семейное кино с впечатляющими видами Парижа.


Ленту «Чико и Рита» режиссеров Фернандо Труеба, Хавьера Марискаль, Тоно Эррандотоже, безусловно, можно назвать сказкой. Но взрослой, поскольку темы, поднимаемые в ней, далеки от мира детства. Он - пианист, она – джазовая певица. Для нее открыт Нью-Йорк, а ему предписано вернуться в кипящую страстями революционную Кубу. Любовь, разлука, революция, джаз. Этот сплав порождает зажигательный анимационный коктейль из латиноамериканского кино, который подают только на Кубе. А поклонники хорошей музыки получат неподражаемый саундтрек Бебо Вальдеса, тонко подчеркивающий то время, когда начинали творить такие именитые джазмены как Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Заметим, что эта лента стала украшением многих международных фестивалей.

Еще один интересный момент фестиваля – специальная программа, посвященная работам Даниила Хармса. Как и все творчество этого знаменитого певца абсурда, программа была разделена на две составляющие – детскую и взрослую. Детская программа иллюстрировалась вырезками из «Веселой карусели», экранизацией перевода книги Вальтера Буша «Плюх и Плих» и короткометражкой, сочетающей в себе хармсовский рассказ «Тюк!» и зощенскую новеллу «Галоша». Это тот самый Хармс, что знаком нам всем с детства своими веселыми стихами. Совсем иные интонации хранила в себе «взрослая» программа. Здесь явно чувствовался привкус борьбы с тоталитарной системой. Пропитанная сарказмом и печалью, эта программа демонстрировала прозу Хармса, с которой знакомо не так много сегодняшних зрителей (и зря, рассказы смотрятся не менее оригинально и талантливо, чем детская поэзия автора). Впрочем, и здесь не обошлось без милого абсурдистского юмора.

И вот уже в пятый раз Большой фестиваль мультфильмов подошел к концу. Он оставил после себя много эмоций тем, кому удалось посетить это торжество анимации. Ведь не каждый день выпадает возможность получить мастер-класс от Петра Думала или Рона Дайанса, послушать лекции Норштейна, Гижицкого, Керлова, посмотреть подборку работ Хржановского. Тем же, кто по каким-то причинам так и не смог его посетить, но искренне хочет прикоснуться к чему-то большому и светлому, остался многостраничный буклет с описанием всех показанных работ. Что ж, запасемся терпением и вперед на штурм торрентов, ютубов и других относительно бесплатных хранилищ видео. Кстати, «Чико и Риту» еще будут крутить в спецкинотеатрах, так, что не пропустите второй раз.







Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 284 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio