СТАРЫЙ ДОБРЫЙ АЛЬМОДОВАР
РАЗОМКНУТЫЕ ОБЪЯТИЯ (LOS ABRAZOS ROTOS)
Жанр: триллер, драма
2009, Испания, 135 мин.
Режиссер: Педро Альмодовар
В ролях: Пенелопа Крус, Льюис Омар, Бланка Портильо, Хосе Луис Гомез, Тамар Новас
ОЦЕНКА: 3,5
Четырнадцать лет назад персонаж Льюиса Омара вел двойную жизнь. Свои сценарии и рассказы он подписывал псевдонимом Гарри Кейн, при этом жил и снимал фильмы под своим настоящим именем Матео Бланко - до тех пор, пока на острове Лансароте не произошла автокатастрофа, которая отняла у него зрение и возлюбленную Елену (Пенелопа Крус). С того момента Матео Бланко перестал существовать. Остался лишь несчастный Гарри Кейн, пишущий сценарии вместе со своим помощником Диего и, по легкой иронии Педро Альмодовара, занимающийся любовью в кромешной темноте. Однажды герою приходится вспомнить события четырнадцатилетней давности, и его погибшее эго восстает, чтобы закончить дела давно минувших дней. Он рассказывает другу свою историю давнего романа с любовницей известного богача, который дал денег на съемки главной картины его жизни.
Да, в этот раз Педро выступил не совсем удачно на Лазурном берегу. Но это лишь потому, что «Разомкнутые объятия» - очень личный фильм для Альмодовара. Будучи превосходным знатоком женской натуры, он никогда не ставил в центр повествования мужчину. Да и вообще, представители сильного пола особой мужественностью в его фильмах никогда не отличались. Трансвеститы, геи, впавшие в длительную кому мужья - это еще не полный список всех мужских персонажей в фильмах степенного испанца (к слову, голубой есть и в «Разомкнутых объятиях»). Его ленты - это ода феминизму, где женщина демонстрируется исключительно с самой сильной стороны.
Но всегда хочется попробовать что-нибудь новое, и Альмодовар решил снять фильм, грубо говоря, о самом себе. Слепой режиссер, переквалифицировавшийся в сценариста - самая настоящая метафора, тонко намекающая на то, что Педро не очень удовлетворен своими последними картинами и в силу каких-то обстоятельств стал белой вороной в этом мире.
Но на самом деле снимающий кино о мужчинах Альмодовар - это зрелище, как говаривал ослик Иа-Иа, душераздирающее. Это выглядит примерно так же, как если заставить Тарантино чтить и демонстрировать мужские ступни, а Аллена снимать кино про проблемы материнства на почве безработицы. В принципе, режиссер на чужой колее чувствует себя комфортно, но чего-то ему не хватает. Опыта в этой грани, наверное. Персонаж у Омара получился, мягко говоря, скверный. Наблюдать за его жизнью эпементарно скучно, за исключением истории с Еленой, мастерски сыгранной Пенелопой Крус - лауреаткой премии «Оскар» за роль взбалмошной Марии- Елены из «Вики Кристина Барселона» за авторством Вуди Аллена. А если учесть, что Крус сыграла в «Разомкнутых объятиях» не только роковую красотку Елену, но и ее экранный образ, героиню фильма Матео «Девушки и чемоданы» Пину, напоминающую Одри Хепберн в легендарном «Завтраке у Тиффани», то у нее получился действительно разносторонний и глубокий персонаж.
Лента с самого начала была заявлена как драма с элементами триллера, но на самом деле это стилизованная под старые ленты Голливуда мелодрама с легкими вкраплениями саспенса. Сюжетные повороты напоминают скорее дешевую мыльную оперу: все эти падения с лестниц, реплики а-ля «Ты мой отец?» и внебрачные дети сильно смахивают на приевшиеся уловки из мексиканских сериалов. Но не отнять у Альмодовара умение снимать легкие, пусть и достаточно серьезные фильмы, которые смотрятся на одном дыхании.
Но самое вкусное для зрителя - это пятиминутный «фильм в фильме» (режиссерская работа Матео), как две капли воды похожий на «Женщин на грани нервного срыва» за авторством того же Альмодовара. Зачем он так сделал? Ответ один: Педро напомнил, что с годами меняются все, даже настоящие гении и живые классики. Время не щадит никого. Заметьте, за трид- цать лет с момента выхода «Женщин...» мастер остепенился, переключился на более серьезное и глубокое кино. С возрастом он стал говорить на новые темы, с годами постепенно исчезает тот эпатаж, та легкость. «Разомкнутые объятия» - безусловно, кино хорошее. Причем очень. Но для мастера, подарившего миру много отличных кинопроизведений, таких как «Возвращение» или «Все о моей матери» - это, на мой взгляд, проходное, одноразовое кино. Но все же остается ощущение, что при желании Педро может снять что-нибудь похожее на свое ранее творчество. Может быть, это будет что-то немного более циничнее, чем раньше (все-таки с годами человек становится жестче), но сам факт того, что Мастер это сделает, будь у него желание, не может не радовать.
Но главная мысль фильма все же в чем? Альмодовар в первую очередь раскрывает зрителю простую человеческую истину: не важно, кем ты стал, чего добился, что ты сделал для этого мира, это не главное. А главное - иметь любимого человека, который пройдет с тобой через все, но без которого ты будешь как слепой в мире зрячих. И ваши объятия никогда не должны разомкнуться...
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Альмодовар, по-моему, вполне себе в форме, ничуть не хуже, чем был раньше, даже с учетом того, что в данном случае снимает в большей степени про мужчин, к чему, казалось, совсем не привык. И не разберешь, его герои иронизируют по поводу семейных картин со всеми своими "он твой отец" и "фильмы надо заканчивать" или всерьез. А это уже талант! Ну и Пенелопа красотка, как всегда. За то, как она курит на кровати нужно еще одного Оскара давать. «Разомкнутые объятия» немного безумное, весьма интересное и временами жутко смешное зрелище. Эпизоды продумывание сценария про вампиров и встреча подруг внутри фильма в фильме «Девушки и чемоданы» - экстаз всех участков мозга, отвечающих за веселье.
Антон Минасов