Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Четыреста ударов (Les quatre cents coups)
Автор: Тарас СассДата: 16.08.2009 19:22
Разместил: Тарас Сасс
Комментарии: (1)

400 УДАРОВ (LES QUATRE CENTS COUPS)
Жанр: драма, криминал
1959, Франция, 98 мин.
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль, Жорж Фламан, Патрик Оффэ, Робер Бове, Ивонн Клоди, Клод Мансар, Жак Моно


Один из главных фильмов французской новой волны появился в 1959 году на самой заре только зарождавшегося неформального движения во Франции. Из французской синематики (неформальное пристанище всех амбициозных молодых киношников) вышло немало талантливых кинодеятелей. Удивительно, что одним из самых успешных режиссеров, причем не только среди «синематистов», но и за всю историю французского кино, оказался непрофессионал. Знакомьтесь, кинообозреватель в прошлом, человек с трудной судьбой, но легким характером - Франсуа Трюффо.

Конечно, дебютом в кино ленту «400 ударов» назвать нельзя, ведь до этого в активе режиссера была уже, к примеру, короткометражная лента «Сорванцы», где Трюффо обратился к теме не столько трудного, сколько предоставленного себе детства. Другое дело, что полнометражный дебют француза выдался настолько ярким, что предыдущие опыты смотрятся довольно тускло. Фильм оказался успешным настолько, насколько это можно себе представить для человека без профессионального образования. Приз за режиссуру в Каннах - одна из самых престижных в режиссерской среде наград - была добыта уже в 25-летнем (!) возрасте. Согласитесь, дебют более чем удачный. Но главное другое - лента стала одним из манифестов зарождающейся «новой волны» во Франции. И «400 ударов» появились за год до ленты хорошего друга Франсуа - Жан-Люка Годара с его фильмом «На последнем дыхании». Но даже здесь не обошлось без участия Франсуа, который помог поставить эту революционную во многих смыслах работу.

Трюффо всегда отличался от других соратников по движению. Он не эпатировал публику подобно Годару, не старался занять какую-то свою стилевую нишу или охватить целевую аудиторию. Наоборот, среди всех известных выходцев синематики он был режиссером с наиболее мягким, если так можно сказать, стилем. Он свободно перемещался в рамках жанров и по-хорошему экспериментировал с формой и содержанием, был одержим своеобразным нежеланием повторяться, дабы не быть зажатым в определенные рамки. И поэтому каждый свой фильм пытался сделать не похожим на предыдущий.

Когда назрел вопрос о сюжете, Трюффо проявил присущую ему простоту и положил в основу рассказа «детскую» часть своей нелегкой биографии. Простоту, а в то же время и находчивость он проявил и в выборе актера на главную роль. Жан-Пьер Лео, ставший впоследствии неким альтер-эго Трюффо, был выбран на роль среди многочисленных кандидатов по одной единственной причине - режиссер узрел необычайное внешнее сходство между Лео и собой в те же годы. Все остальное уже прилагалось. Как признавался потом Трюффо, характеры у исполнителя и главного персонажа оказались немного разными. Постановщик решил, что не должен переламывать через колено юного актера и пошел на некоторые изменения в психологии главного героя. Поэтому Антуан Дуанель в фильме, в отличие от своего прототипа, уже не смотрится робким, стеснительным и немного безвольным мальчишкой, каким поначалу представлялся Трюффо. Он обычный ребенок, попавший в цепочку непредвиденных событий, которые навсегда изменили его жизнь.

К чести режиссера, он не пытается сделать из фильма исповедь о своей нелегкой жизни. Не очерняет никого, не пытается выдавить из зрителя слезу или выступить чьим-то обличителем. Его рассказ простой, жизненный, с нотками иронии и самоиронии. Антуан Дуанель - простой мальчишка. В меру послушный, в меру живой, в меру мечтательный, в меру действующий с оглядкой на родителей и учителей, в меру подверженный влиянию сверстников. Он посещает обычный класс школы, где с ним учатся еще человек 30 таких же мальчуганов. У них есть деспотичный учитель французского языка, которому Дуанель, как и многие другие, мечтает «навалять» перед уходом в армию. Каждый пропуск школы, каждое невыполненное домаш¬нее задание тянут за собой дисциплинарные меры. Хотя и здесь Трюффо удерживается от соблазна скатиться в «социалку» с критикой школьной системы. У Антуана есть друг. Такой друг был наверняка у многих во время обучения. Именно он подстегнет к прогулу уроков, вместо этого предложив куда более ин¬тересные занятия. Именно он в попытке помочь делает Антуану услугу, посоветовав тому врать как можно крупнее, закрутит маховик судьбы главного героя.

Неродной отец, нервная и вечно орущая мать, которую он однажды застал за изменой. Материальные неурядицы в семье не позволяют родителям проникнуть во внутренний мир мальчика, попытаться понять его проблемы.

Трюффо и здесь не вдается во фрейдизм и не пытается кого-то в чем-то обвинить и искать корень своих бед именно там. Хотя недостаток семейного внимания Трюффо позже отобразит в следующем своем фильме - «Антуан и Колет», короткометражке из киноальманаха «Любовь в 20 лет». Там он продолжит историю Антуана в исполнении все того же Жан-Пьера Лео, повзрослевшего и по¬знающего первые любовные тайны. В короткометражке он влюбляется не только и не столько в милую девушку Колет, но и в ее семью. Крепкую и здоровую. Ту, которой у него никогда не было.

Ключевым словом фильма является не только автобиографичность, но и побег. Юный Антуан бежит все время: от скучных школьных занятий, от дисциплинарных наказаний, от родительского гнева, и в финале он бежит от подросткового исправительного лагеря к желанному морю... «Беги, Антуан, беги», - словно го¬ворит своему герою режиссер. Но мы-то знаем, что Трюффо в своей жизни все-таки убежал. Причем не от кого-то, а куда-то. В иллюзорный мир, где прожил по-новому свою жизнь, в мир кино.

Одним из двоих вдохновителей Трюффо был итальянец Росселини и его фильм: «Германия: Год нулевой», где речь также шла о двух мальчуганах, слоняющихся по неприветливому городу. Не скрывая своего увлечения итальянскими неореализмом, на тот момент уже прекратившим свое существование, Трюффо насыщает свой фильм тонкими нотками этого направления, отдавая с одной сто¬роны почтение своему кумиру Росселини, а с другой - не боясь признать, что не стесняется заимствовать что-то у других, не считая это чем-то зазорным. Позже в своей карьере Франсуа будет делать целые фильмы в стиле своих любимых режиссеров. Так есть у него фильмы «под Хичкока», чьим мастерством Трюффо также восхищался, для «400 ударов» он позаимствовал кое-что у американского кино, тем самым наделив свой фильм легкостью и смотрибельностью.

Еще одной темой, проходящей сквозь весь фильм, являются отношения главного героя и окружающего его мира. И дело даже не в том, что мир враждебен. Нет, скорее речь идет о равнодушии к судьбе.

Антуан предоставлен самому себе, волен делать то, что сам пожелает и строить жизнь так, как ему заблагорассудится.

И даже здесь режиссер не драматизирует и очень философски относится к происходящему. Подкупает эта честность по отношению к зрителю. Не та показная, выворачивающая наизнанку душу честность, цель которой эпатировать и шокировать, что случается довольно часто у фестивальных завсегдатаев. Это еще более приятно осознавать, зная, что в основу фильма положена реальная исто¬рия реального человека и почетно, что Франсуа не пытается превратить свой фильм в попытку коллективного сеанса психоанализа.

Фильм Трюффо следовало показывать хотя бы раз в год по центральным телеканалам, приурочивая его трансляцию к Дню защиты детей. На «детскую» тематику существует немало громких фильмов: это и злободневный киноальманах «Все невидимые дети» и шокирующий «Город Бога», и даже нашумевший и перехваленный критиками «Миллионер из трущоб». И все же «400 ударов» приятно выделяются на этом фоне. Его можно смотреть и как социальный фильм, и как ретро-классику, и как простую историю от столь любимого многими французского кинематографа, где присутствуют красивые кадры, прекрасная легкая музыка и убедительные актеры.

Есть в «400 ударов» и киноведческий привет фильму Бергмана, которым восхищались многие деятели «новой волны». Сам же фильм посвящен известному критику и теоретику кино Андре Базену - настоящему ангелу-хранителю режиссера, который ввел его в ту среду, где он, нако¬нец, смог почувствовать себя как рыба в воде, и который, возможно, единственный, кто в нужный момент оказался не равнодушен к судьбе прототипа Антуана Дуанеля.

Позже историю Дуанеля Трюффо продолжит еще в одной короткометражной и трех полнометражных картинах. Во всех фильмах сыграл все тот же, взрослеющий вместе со своим героем, Жан-Пьер Лео. Тем самым режиссер создал уникальный, не имеющий аналогов в истории мирового кино цикл фильмов, объединенных одним героем, одной историей и одним актером, который, как и его герой, взрослел в кадре на глазах у зрителей. Успех Лео у Трюффо дал толчок и карьере актера. И вскоре на него начали обращать внимание и другие режиссеры.

Тарас Сасс
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
1. s5n 23.11.2009 21:55
замечательная информативная рецензия! единственное, что не понравилось, - это холодность автора по отношению к замечательной короткометражной работе режиссера "Сорванцы".
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 262 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio