ПЛЕННИЦЫ (PRISONERS)
2013, США, 146 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Виола Дэвис, Мария Белло
Вот за кадром шепотом наговаривается обязательная для грешника, вот-вот совершившего очередной грех, молитва, вот некто целится в невинного оленя из старого охотничьего ружья, резко звучит фатальный выстрел, смерть. «Я горжусь тобой, сынок» - произносит бородатый провинциал своему только что сделавшего еще один шаг к взрослению сыну... Вот так безрадостно, промозгло и обыденно, начинается голливудский дебют амбициозного новичка Вильнева, в прошлом покорившего критиков действительно небезынтересными «Пожарами», а собственно, что происходит с амбициозными новичками, спешно подписывающими студийные контракты, всем мы знаем не понаслышке.
Событие, толкающее сюжет вперед, происходит на удивление быстро: кажется, минут через десять с начала вступительных титров, начинается настоящая паника: двое заботливых папаш, один склонный к первобытным методам, другой в противовес раздражающе цивилизованный, лихорадочно мечутся в поисках своих дочерей. Еще чуть-чуть, и появляются первые улики; загадочный фургон, таинственный незнакомец внутри него – зритель успевает сложить дважды два еще до эффектного появления прилизанного копа, одинаково изящно флиртующего с официанткой, и распутывающего все свои дела. Водителя фургона, обладающего разумом десятилетнего ребенка, быстро ловят, начинается расследование. Скрупулезное, до тошноты тщательное, растягивающее на два с половиной часа экранного времени, так что сразу видно, что Дени никуда не спешит, весь вопрос в том, что при таком размахе, «Пленницы» кажутся неуместно упрощенными по своей конструкции, скромными по художественным достоинствам, не совсем оригинальными по вложенному в сценарий месседжу.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-prisoners_3.jpg)
Ругать их, значит, не заметить ряд бесспорных достоинств, расположенных аккурат напротив, мягко говоря, выбивающихся из контекста авторских решений. У нас здесь Хью Джекман страдальчески рыдает не переставая, волком смотрит на окружающих, и бьет себя кулаком в грудь, забывая в один момент все разом христианские ценности, старается изо всех сил, но не может тягаться с куда более рациональным Джилленхолом, который одним хлопаньем своих безумных глаз во время нервного тика, переигрывает в фильме всех без исключения. Правда, грамотно прописать не сподобились вообще никого, видимо посчитав, что так будет надо, дабы не рассеять раньше времени интригу. Которая, между прочим, при наличии дедуктивного метода у целевой аудитории, долго в дураках никого не продержит – чему способствуют слишком толстые намеки, ключевые улики, заботливо оставленные на месте преступления, телефонные звонки, звучащие как раз тогда, когда, казалось бы, один из ключевых персонажей должен выйти из игры.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-prisoners_2.jpg)
Но бог с ним, в мейнстримных триллерах могли бы и не раздражать не то, что по расписанию стреляющие ружья, висом поникшие на стенах, но и такое клише, как педофил-священник, являющийся необходимым атрибутом любого внешне непричесанного, но при таких раскладах в мгновение ока оборачивающегося в унылую бытовуху, опуса. Ко всему прочему, это ощутимо мастерски поставленное, технически выверенное кино, с эффектной операторкой (при таком то мастере), с хлесткой звукорежиссурой, почти выхолощенное, но внезапно неприятно морализаторское, расчетливое и ровно на половину всех нюансов конъюнктурное. Похищения детей – тема достаточно злободневная для современной Америки, и не нужно быть гением, чтобы углядеть в представленной истории мощный кассовый потенциал (уже себя оправдывающий), а когда подобные мысли закрадываются в голову еще до развязки, как-то совсем не хочется защищать ни заваленный на обе лопатки драматизм, ни кастинговые решения в угоду публике, ни заимствования у того же старины Хичкока. Единственное, в чем вкус ни разу не изменил Вильневу, это двойственный, вкрадчивый финал, от которого не отмахнуться, как и от свиста, звучащего из ниоткуда, слишком хороший для подобного вытравленного, манипуляторского стиля фабрики грез.
Александр Гофман