Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Социальная сеть (The Social Network), 2010
Автор: Айна КурмановаДата: 06.11.2010 09:31
Разместил: Айна Курманова
Комментарии: (0)
МЫ ЖИЛИ В ДЕРЕВНЯХ, ПОТОМ В ГОРОДАХ, А ТЕПЕРЬ БУДЕМ ЖИТЬ В ИНТЕРНЕТЕ! (C)


СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ (THE SOCIAL NETWORK)

Жанр: драма, биография, история
2010, США, 120 мин.
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Эрми Хаммер, Макс Мингелла, Руна Мара и другие.

ОЦЕНКА: 5

Наверное, о сюжетной завязке нового фильма Дэвида Финчера рассказывать нет нужды. Она занимает не более пяти минут перед титрами, да и об истории молодого миллиардера, ставшего во главе одного из самых успешных бизнесов в истории назло бросившей его девушке уже давно слышали или успеть услышать перед выходом фильма все. По крайней мере, те, кто в интернетах если еще полностью не живет, то не представляет без них жизни.

За эти пять минут мы узнаем, что похожий на суслика Марк Цукерберг хочет выделится из толпы ему подобных сусликов, его девушка Эрика катастрофически не способна поспевать за такими кульбитами мысли, вопреки распространенному мнению, не интересуется престижными клубами, считает Марка придурком и вообще ей «как идея» больше нравятся гребцы. После титров, выпивший для храбрости пива Марк уже строчит в своем блоге сакраментальное «Эрика Олбрайт – сука», взламывает университетскую сеть, для того, чтобы выложить в интернет фотографии местных студенток и дать любопытствующему пользователю возможность их сравнить по степени привлекательности. Дальше наш герой за такие шалости предстанет перед университетской дисциплинарной комиссией, получит выговор и, естественно, это будет только первым делом в процессе «Марк Цукерберг против человечества», который длиться по сей день.

Судебные процессы, где дают показания все участники событий, перемежаются с ретроспективными сценами, наглядно иллюстрирующими, как именно этот гавнюк «позаимствовал» идею Facebook’а, предал лучшего друга, выкинул из компании своего фактического гуру, плевал на все возможные деловые и моральные этикеты – словом занимался известными практиками, чтобы человечество «полюбило» его еще больше. При таком как бы подходе, кажется, что никаких зазоров для воображения остаться не должно, ан нет. Фильм, поставленный по книге «Случайные миллиарды» Бена Мизрича, которого консультировал Эдуардо Саверин – тот самый «лучший друг» и, судя по всему, самый необъективный и предвзятый по отношению к Цукербергу человек – на удивление загадочен и неоднозначен. Мы выслушаем практически всех основных участников событий, кроме самого Марка, который всех на судебных заседаниях только пишет коды, хамит взрослым дядям и что там светиться в нездоровом блеске его глаз - хрен угадаешь. Цукерберг, по версии Финчера, это такой черный ящик, кот Шредингера, не проставленная запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», этакий Джон Доу от программирования. Впрочем, это неудивительно – все протагонисты (или антагонисты) событий в фильмах Финчера представляют собой загадки мирового масштаба. Индустриальная эпоха 60-х, отраженная в «Зодиаке», где маньяк, вернее сама идея маньяка, через СМИ действовала на социум, забирая не только жизни, но и души, уже закончилась. Там кто-то убивал ради информационного повода, кто-то признавался в чужих убийствах ради информационного повода, кто-то сходил с ума, гоняясь за сенсацией… Но F5, F5, F5…

Сейчас кажется, что эпоха постиндустриальная так изменила мир и саму природу человеческого мозга, как не удалось шестидесятым со всеми их наркотиками. Вчерашние лузеры и задроты, торчащие перед мониторами, потому что им не давали девочки – сегодняшние боги для тех, кто считает информационным поводом все, начиная от личной жизни и заканчивая утренним кофе. Меняются структуры сознания, все границы – социальные, моральные, этические становятся все более зыбкими. Если наши материальные тела ограниченны, то тела виртуальные пребывают в перманентном состоянии возможного. У Дугласа Коупленда, написавшего «Поколение Икс», наравне с «Бойцовским клубом» одну из ключевых книг о нигилизме эпохи 90-х, есть еще один «поколенческий» роман - «Рабы Майкрософта», о работниках знаменитой корпорации, постепенно превратившихся в новый биологический подвид. Поэтому если считать верной, известную теорию о том, что маньяков вроде Зодиака или Джона Доу поставляет само общество, а Тайлер производная коллективного бессознательного 90-х, то Марк такое же порождение бессонных ночей у монитора социума 00-х. «Мы все росли перед теликом и верили, что однажды станем миллионерами, киногероями и рок-звездами. Но не станем. Мы потихоньку стали понимать. И нас это дико, дико злит.» В этом плане, финчеровский лузер в серой толстовке и пижамных штанах, выполнивший и перевыполнивший то, что еще недавно Дерден считал невозможным, вполне может стать символом нашего времени. Ну не мажоры, участники традиционных гонок, капиталисты в n-цатом поколении, белая кровь же, а?

Но судебный процесс, вся эта постмодернисткая игра с версиями как в «Гражданине Кейна» скорее игра. На самом деле Финчеру, похоже, не интересно, так говнюк или не говнюк его эпический герой, достоин или не достоин он войти в анналы истории. На вопросы «хорошо или не хорошо, воровать чужое, предавать друзей и использовать грязные методы в игре» отвечать, знаете ли даже как то не интересно. На все уже ответили уже давно. Режиссера интересует скорее некая точка конца Истории, конца обычной реальности, конца морали и этики, конца прогресса, конца динозавров вроде Кейна или Плейнвью из «Нефти» Пола Томаса Андерсона, которых еще интересовали подобные вопросы. Бодрияйр как то писал о том, что «пророчествовать катастрофу невероятно банально. Куда оригинальнее считать, что она уже состоялась» и примитивных сообществах, положивших в основу всего преступление - это облегчает анализ. «Выживает сильнейший» - говорит Шон Паркер, действительно самый сильный, беспринципный и подходящий для жизни в предлагаемых условиях, но его дальнейшие события фильма delete’ом стирают его слова. Мир превратился в сплошную глупую шутку, подобную с которой началась история Фейсбука, «друзья» превратились в кнопки на экране, привилегированность, статус, внешность, харизма, человеческие качества, даже интеллект фактически нечего не решают.

История вроде как закончилась, но место акул капитализма заняли инфантильные мальчики с неизжитыми фрейдисткими комплексами и продолжается игра. Прямо как в знаменитом высказывании Билла Гейтса «Бизнес — увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил». Освобожденные от своего концепта, сущности, смыслы вступают в бесконечное саморепродуцирование. Вот это то и занимает Финчер, когда-то кстати снявшего фильм с названием "Игра". Репродуцирование смыслов, когда фильм, как кубик-рубика можно собирать по разному. Смотреть как молодежную трагикомедию, судебную драму, историю одиночества в гулком, как пустое ведро мире, очередное кино об американ дрим или руководство к действию. Поэтому наигравшись, авторы, не проставляет запятые («это интернет, детка!»), а ставят жирную точку, закольцовывая историю с ее началом. Где в пустом зале заседания, затасканный по судам главный герой добавляет в «друзья» ту самую «суку Эрику» и через каждые 10 секунд жмет на F5, обновляя страницу, за кадром играет «Baby, You’re a Rich Man» Битлз… Он не наигрался. Ему интересно.
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 228 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio